Дело № 2-2111/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 02 октября 2024 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Подгайной Н.Н., при секретаре судебного заседания Мамилиной Ю.И., с участием прокурора Фроловой Т.Ю., представителя Администрации МО г.Салехард Долматова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2111/2024 по иску прокурора г. Салехард в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации МО г. Салехард о компенсации морального вреда, причиненного нападением и укусом безнадзорного животного,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действуя в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, обратился в суд с иском к администрации МО г.Салехард о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения и укуса безнадзорной собаки, в обосновании иска указав, что 03.04.2024 в ОМВД России по г. Салехарду из приемного отделения ГБУЗ ЯНАО «СОКБ» поступило сообщение об оказании медицинской помощи несовершеннолетней ФИО11, <данные изъяты> года рождения, поступившей с укушенной раной правой кисти. Проверкой установлено, что несовершеннолетняя ФИО1 03.04.2024 года около 13 часов 25 минут находилась возле МБОУ «СОШ № 2», где на неё напала безнадзорная собака и укусила за правую кисть. В момент нападения на собаке не было ошейника и её владелец не установлен. От укуса несовершеннолетняя испытала физическую боль. Отлов безнадзорных животных является обязанностью ответчика, поскольку органы местного самоуправления муниципального округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа. Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица подлежат отлову организациями жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая характер причиненных физических и нравственных страданий от последствия нападения собаки, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред несовершеннолетней, требования справедливости и разумности, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Фролова Т.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО3 в судебном заседании участия не принимал, извещен.
Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Долматов А.М. иск прокурора не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьих лиц, в судебном заседании участия не принимали.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 данного закона, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
В соответствии со ст. 2 данного закона городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
На основании п. 14 ч. 1 ст. 14 Устава г. Салехард органы местного самоуправления г. Салехарда имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городско округа.
Реализуя указанные и иные установленные законодательством полномочия, а также конституционные гарантии местного самоуправления, администрация МО г. Салехарда как орган местного самоуправления, учредила МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» и утвердила его Устав.
В силу п. 17.3 Устава МКУ «СДЕЗ» в качестве предмета и цели деятельности имеет организацию работ по отлову, содержанию, эвтаназии и утилизации безнадзорных животных на территории города.
Как следует из материалов дела, 03.04.2024 на территории МО г. Салехард ФИО1 <дата> г.р., подверглась нападению собаки, причинившей ей телесные повреждения.
Несовершеннолетняя ФИО2 обратилась за медицинской помощью, ей был поставлен диагноз «укушенная рана правой кисти», в связи с полученной травмой пострадавшей была оказана медицинская помощь.
Данные обстоятельства подтверждаются: объяснениями законного представителя несовершеннолетней от 03.04.2022, объяснениями самой несовершеннолетней от 03.04.2022, материалами проверки, проведенной ОМВД России по <адрес>, по сообщению, зарегистрированному в КУСП №.
Согласно заключению эксперта (экспертиза живого лица) № от 17.05.2024 по представленным медицинским документам, с учетом известных обстоятельств дела и постановленных вопросов, у несовершеннолетней ФИО1 имеется телесное повреждение в виде раны на тыльной и ладонной поверхностях правой кисти в проекции 3-пятсной кости (2) с кровоподтеком и на тыльной поверхности межфалангового сустава 1-го пальца правой кисти (1) Данные телесные повреждения не причинили вреда здоровью.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что происшествие произошло на территории МО г.Салехард.
Суд полагает, что поскольку укусившая несовершеннолетнею ФИО1 собака была без сопровождающих лиц, то можно прийти к выводу, собака является безнадзорной.
Доводы представителя ответчика администрации МО г. Салехард об отсутствии вины администрации в причинении несовершеннолетнему морального вреда, суд считает необоснованными.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
В силу ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами, не установлено иное.
В соответствии со ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления и на полицию возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.
Из материалов дела следует, что владелец (собственник) собаки, укусившей несовершеннолетней ФИО1 не установлен.
Положениями ст. 231 ГК РФ законодателем закреплено правило об автоматическом возникновении муниципальной собственности на безнадзорных животных в целях избежания бесхозяйности, в том случае, если лица, имевшие возможность приобрести право собственности на них, отказываются от такой возможности.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов об организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Согласно ст.ст.1, 2 Закона ЯНАО от 23.12.2019 № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными», органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Отдельные государственные полномочия включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона ЯНАО от 23.12.2019 № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными», финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций из окружного бюджета в объеме, устанавливаемом законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из анализа вышеуказанных норм законов, администрация МО г. Салехард, которой переданы полномочия, предусмотренные в ст. 1 Закона ЯНАО от 23.12.2019 № 123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными», обязана выполнять мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных на территории МО г. Салехард.
Доводы представителя ответчика администрации МО г. Салехард о том, что поскольку полномочия по организации деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных переданы МКУ «СДЕЗ», организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с безнадзорными животными на территории МО г. Салехард передана НОБФЗЖ «Дорога домой», то администрация МО г. Салехард не может нести ответственность за действия (бездействие) уполномоченных служб, суд считает не обоснованными, поскольку приведенные обстоятельства не освобождают администрацию МО г. Салехард от исполнения возложенных обязанностей в соответствии с переданными ей полномочиями, закрепленными в ст. 1 Закона ЯНАО от 23.12.2019 № 123-ЗАО.
При таких обстоятельствах суд полагает, что администрация МО г. Салехард не в полной мере выполняет предусмотренные действующим законодательством санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры в сфере создания благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанного с появлением безнадзорных животных, а также обязанности по контролю за животными без владельцев, в результате чего, и последовало нападение безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО1, поскольку при надлежащем исполнении администрацией МО г. Салехард возложенных на нее законом обязанностей, нападение безнадзорных животных на человека должно быть исключено.
При таких обстоятельствах, в данном конкретном случае ответственность за организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев лежит исключительно на администрации МО г. Салехард, которая и является надлежащим ответчиком по делу.
Доказательств обратного суду не представлено.
При установлении вины третьих лиц, администрация МО г. Салехард имеет право регрессного требования.
В соответствии с ч.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из позиции ВС РФ, изложенной в п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», судам при применении гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина следует учитывать, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
При этом, суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень физических страданий несовершеннолетнего: причиненную ему боль в момент укуса безнадзорным животным, перенесенный стресс, связанный с укусом и последующими переживаниями.
При этом суд обращает внимание на то, что тяжесть вреда, причиненного здоровью несовершеннолетней, не определена в установленном порядке, истцом не представлено таких доказательств, а потому суд не вправе давать оценку тяжести вреда и принимать его при определении размера компенсации морального вреда.
С учетом данных обстоятельств, исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в возмещение морального вреда 10 000 рублей, считая в остальной части требования завышенными.
Поскольку несовершеннолетняя имеет возраст до четырнадцати лет, в силу положений ст.28 ГК РФ, причиненный ему моральный вред, подлежит взысканию в пользу её законного представителя ФИО3, <дата> года рождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить в части.
Взыскать с администрации МО г. Салехард в пользу законного представителя несовершеннолетней ФИО1, <дата> года рождения, - ФИО4, родившегося <дата> (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме составлено 11.10.2024 года
Председательствующий Н.Н. Подгайная
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>