Дело № 2-3791/2022
УИД 24RS0002-01-2022-004712-97
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2022 года г.Ачинск, Красноярского края,
ул. Назарова, 28Б,
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кончаковой М.Г. при секретаре Шороховой С.Е., с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Дадыка Алексею Александровичу о возложении обязанности привести земельный участок в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации путем очистки от сорной растительности,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Дадыка А.А. о возложении обязанности привести земельный участок в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации путем очистки от сорной растительности.
Требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка по факту неиспользования земельных участков по целевому назначению, в ходе которой установлено следующее. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, находится в аренде у Дадыка А.А. на основании договора аренды № 19/11 от 25 июля 2011 года. В ходе выездного обследования участка, проведенного государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, установлено, что на участке травянистые растения в отмершем виде с опавшими семенами, что свидетельствует о том, что в вегетационный период они не уничтожались и прошли все фазы роста и развития от всходов до образования семян. На всей площади земельного участка в вегетационный период 2021 года не проводились мероприятия по защите земель от зарастания и по воспроизводству плодородия земель, вследствие чего он зарастает сорной растительностью. Таким образом, на земельном участке не проводились мероприятия по воспроизводству плодородия и охране земель, защите земель от зарастания сорными растениями. Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по уборке сорной растительности, может стать причиной возгорания и перехода пала сухой растительности на другие земельные участки, лесной фонд или населенный пункт. В связи с допущенными нарушениями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, постановлением ОНД и ПР по г. Ачинску и Ачинскому району от 02 июня 2022 года Дадыка А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Просит обязать Дадыка А.А. привести земельный участок в соответствие с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации путем очистки территории земельного участка от сорной растительности (л.д.3-4).
Определением суда от 23 сентября 2022 года в качестве третьего лица привлечено Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (л.д.2).
Помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, суду пояснила, что до настоящего времени ответчиком спорный земельный участок от сорной растительности не очищен.
Ответчик Дадыка А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по адресу регистрации (л.д.30,34), извещение возвращено в суд по истечению срока хранения (л.д.37-38,40), возражений по иску не представил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель третьего лица администрации Ачинского района в судебное заседание не явился, извещен (л.д.30), в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, по заявленным требованиям не возражает, указав, что согласно ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на всех граждан возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности. Особые требования предусмотрены для граждан и организации всех форм собственности, которые владеют, пользуются и (или) распоряжаются земельными участками, прилегающими к лесу. В соответствии с п. 72 пп. в) Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, а также п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2017 года № 417. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предпринимателя, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (л.д.32).
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен (л.д.30,39), в отзыве по заявленным требованиям не возражает, указав, что 13 января 2022 года на основании задания Управления Россельхознадхора по Красноярскому краю от 10 января 2022 года проведено мероприятие – выездное обследование за соблюдением обязательных требований в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 273 710 кв.м., предоставленного в аренду Дадыка А.А. В ходе проверки установлено, что на земельном участке усматриваются признаки нарушения норм земельного законодательства: не проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных земель от зарастания сорными травянистыми растениями. Земельный участок на момент осмотра не имеет признаков пашни, сенокоса, либо природного, сеяного кормового угодья. Прошлогодние остатки сорных растений, не уничтоженные в вегетационный период предыдущих годов, представляют собой сухостой, а также сухую травяную подстилку. Сорная растительность наносит огромный ущерб сельскому хозяйству, являясь не только источником большого количества семян сорных растений и очагом вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, но и причиной возникновения весенних палов сухой травы, имеющих наиболее губительные экологические последствия и несущие потенциальную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (л.д.27-28).
Выслушав помощника Ачинского городского прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения в исполнении организациями и гражданами, установлены в том числе, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее по тексту - Правила противопожарного режима).
Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как указано в п.п. 68, 69 Правил противопожарного режима на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов, в том числе и горючих отходов.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером (пункт 70).
Пунктом 185 Правил определено, что запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
В соответствии с п. 186 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как указано в ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка по факту неиспользования земельных участков по целевому назначению.
Земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, находится в аренде у Дадыка А.А. на основании договора аренды № 19/11 от 25 июля 2011 года, заключенного с администрацией Ачинского района (л.д.14-16,43-44).
13 января 2022 года государственным инспектором Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю произведен осмотр вышеуказанного земельного участка, по результатам которого составлено заключение № 08-82, согласно которому в ходе осмотра зафиксировано, что на всей площади земельного участка в период весна-лето-осень 2021 года не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью, на момент осмотра земельный участок не имеет признаков пашни, сенокоса, либо природного, сеяного комового угодья. Таким образом, в ходе выездного обследования на земельном участке выявлены признаки нарушения норм земельного законодательства, а именно не проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных земель от зарастания сорными растениями (л.д.5-12,13).
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности постановлением-предупреждением № 259 государственного инспектора г. Ачинска и Ачинского района по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 02 июня 2022 года Дадыка А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, за то, что Дадыка А.А. на земельном участке с кадастровым номером № не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью, что является нарушением п. 186 Правил противопожарного режима в РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения (л.д.20).
Судом установлено, что до настоящего времени мероприятия по очистке спорного земельного участка от сорной растительности не проведены, доказательств обратного Дадыка А.А. не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по уборке сорной растительности на земельном участке, может стать причиной возгорания и перехода пала сухой растительности на другие земельные участки, лесной фонд или населенные пункты, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного, учитывая, что проведение мероприятий по очистке земельного участка от сорной растительности в зимний и ранний весенний периоды затруднительно, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда не позднее 15 апреля 2023 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истцы освобождены, взыскивается с ответчика в бюджет муниципального образования пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика Дадыка А.А. в доход бюджета города Ачинска Красноярского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Дадыка Алексею Александровичу удовлетворить.
Обязать Дадыка Алексея Александровича (паспорт серии <данные изъяты>) привести земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в соответствие с Правилами противопожарной безопасности Российской Федерации путем очистки земельного участка от сорной растительности в срок не позднее 15 апреля 2023 года.
Взыскать с Дадыка Алексея Александровича в бюджет муниципального образования г. Ачинск государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд Красноярского края.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд Красноярского края.
Судья М.Г. Кончакова
Мотивированное решение составлено 17 ноября 2022 года.