Решение по делу № 33а-12230/2017 от 16.11.2017

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-12230

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 декабря 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Кудриной Я.Г.

судей Пилипенко Е.В., Туктамышевой О.В.

при секретаре Цыбульской М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края по апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 4 сентября 2017 года, которым требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично: признано незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Джигитовка; на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Джигитовка, в соответствии с представленными полномочиями и в установленном порядке. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения требований водного законодательства. По результатам проверки установлено бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта р.Джигитовка. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по осуществлению мер по охране водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 июня 2014 года № 05-07/49 утверждена схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Японского моря. Указанной схемой утвержден перечень водных объектов бассейна Японского моря, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края, который предусматривает 41 объект, из которых 28 водных объектов особо ценного рыбохозяйственного значения, границы водоохранных зон которых должны быть установлены в первую очередь, в том числе для р.Джигитовка. До настоящего времени уполномоченным органом не приняты меры по охране водного объекта р.Джигитовка в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта), сведения о водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта для включения в государственный водный реестр, а также в орган регистрации прав не направлены. Бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края оказывает негативное влияние на водные биологические ресурсы указанного водного объекта. Просит признать незаконным бездействие департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, выразившееся в неустановлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Джигитовка, возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу в отношении р.Джигитовка обязанность по: определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со ст.65 ВК РФ; описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических координатах; установлению на всем протяжении в пределах Приморского края водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков в характерных точках рельефа, в местах пересечения водного объекта с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр; предоставлению в установленном порядке документов (содержащихся в них сведений) о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в Единый государственный реестр недвижимости.

Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что обязательным условием осуществления департаментом мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы конкретного водного объекта и закреплению их на местности специальными информационными знаками является включение данных мероприятий в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, и поступление денежных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия. Поскольку мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Джигитовка и закреплению их на местности в данный перечень не включены и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, у департамента не возникло обязанности по осуществлению данных мероприятий. Приоритет отдается водным объектам, подверженным наибольшему антропогенному воздействию и являющимся объектами высшей рыбохозяйственной категории. Реализация указанных в административном иске мероприятий предполагает двухстадийное выполнение: один год – разработка проектной документации, второй год – закрепление на местности посредством установки специальных информационных знаков. Предоставление документов о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в уполномоченный орган регистрации прав для внесения сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий в ЕГРН осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, а не департаментом.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

По делу установлено, что Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры Приморского края от 13 февраля 2017 года была проведена проверка исполнения требований водного законодательства, в том числе полноты и своевременности мер, принимаемых департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края к охране водных объектов, осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В результате проверки установлено, что Приказом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 25 июня 2014 года № 05-07/49 утвержден перечень водных объектов бассейна Японского моря (либо их частей), осуществление мер по охране которых возложено на органы государственной власти Приморского края, который предусматривает 41 водный объект – 18 рек, 14 озер и 9 водохранилищ.

Однако уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до настоящего времени не приняты меры по охране водных объектов в части установления границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов), в том числе р.Джигитовка.

Рассмотрев административные исковые требования прокурора к Департаменту, суд первой инстанции принял во внимание, что обязанность по установлению и описанию границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Джигитовка Департаментом не исполнена, сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водного объекта в Федеральное агентство водных ресурсов до настоящего времени не представлены, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность по исполнению требований закона.

Между тем, удовлетворяя административный иск прокурора к Департаменту, суд первой инстанции не учет следующее.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ).

В силу ст.33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливается предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 года N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с п.5.6.4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Кроме того, Росводресурсы осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п.5.13 Положения).

В силу п.1 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года N 883, схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Согласно п.2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (п.3 Правил).

Схемами устанавливается, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (п.п «б» п.6 Правил).

Регламент формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденный Приказом Росводресурсов от 23 июня 2016 года N 123, определяет состав и формы прогнозных материалов, порядок представления и рассмотрения предложений о необходимых объемах бюджетных ассигнований на финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и работ, направленных на реализацию государственных задач в сфере водных ресурсов по обеспечению социально-экономических потребностей в водных ресурсах, безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, предупреждению и снижению ущербов от наводнений и другого негативного воздействия вод, включая предложения по реализации субъектами Российской Федерации отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Согласно п.1.9 Регламента решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ, указанных в пункте 1.2 настоящего Регламента, принимается руководством Росводресурсов на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению материалов бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2017 и на плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Комиссия) по результатам рассмотрения материалов бюджетных проектировок Комиссией в соответствии с разделом 4 настоящего Регламента.

Из вышеприведенных положений Водного кодекса РФ и подзаконных нормативных правовых актов в их совокупности следует вывод, что именно Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов, принимает решение о принятии к финансированию (реализации) мероприятий и работ в области водных отношений.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции подлежали выяснению вопросы о включении мероприятий по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей, в схему комплексного использования и охраны водных объектов, а также вопросы выделения бюджетных средств в виде субвенций на соответствующие мероприятия.

При этом, судебная коллегия полагает, что рассмотрение данного дела без привлечения к участию в качестве заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов не может быть полным и всесторонним.

В соответствии с ч.1 ст.310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права и вышеуказанных положений КАС РФ решение суда подлежит отмене с передачей дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 4 сентября 2017 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение во Фрунзенский районный суд г.Владивостока.

Председательствующий

Судьи

33а-12230/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прим-ий м/природоохр. пр-р
Ответчики
Департамент природных ресурсов и охраны окруж. среды ПК (2а-5389/17)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Кудрина Яна Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
07.12.2017[Адм.] Судебное заседание
20.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее