Судья Савельев А.А. Дело № 33-964/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Железчиковой А.В., судей Казанцевой Е.С., Бургановой Н.А.,
при секретаре Тотьмяниной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу заместителя начальника управления Пенсионного фонда по г.Кудымкару и Кудымкарскому району на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 21 ноября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Тукачевой М.И. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края включить Тукачевой М.И. в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья периоды: работы в должности медсестры совхоза "***" **** ССР с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года; работы в должности фельдшера медицинской части Учреждения *** с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года; нахождения на курсах повышения квалификации: с 27.01.2008 года по 29.02.2008 года, с 20.03.2013 года по 28,03.2013 года, с 16.04.2013 года по 26.04.2013 года; нахождения в командировке: с 22.03.2011 года по 22.03.2011 года, с 29.10.2013 года по 29.10.2013 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края назначить Тукачевой М.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, т.е. с 20.09.2014 года.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тукачева М.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее -УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности, в который не были включены периоды: работы в должности медсестры совхоза "***" **** ССР с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года; работы в должности фельдшера медицинской части Учреждения *** с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года; нахождения на курсах повышения квалификации: с 27.01.2008 года по 29.02.2008 года, с 20.03.2013 года по 28.03.2013 года, с 16.04.2013 года по 26.04.2013 года; нахождения в командировке: с 22.03.2011 года по 22.03.2011 года, с 29.10.2013 года по 29.10.2013 года. Просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанные периоды, назначить ей трудовую пенсию по старости с 10.07.2014 года, т.е. с момента обращения.
В судебном заседании Тукачева М.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Дерябин Е.М. с исковыми требованиями не согласился, указав, что в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ", утвержденными Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года предусмотрены учреждения здравоохранения, "совхоз" и "Учреждение *** к учреждениям здравоохранения не относятся. УПФ обоснованно были исключены из подсчета специального стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы в совхозе "***" и Учреждении ***. Считают действия Управления ПФР правомерными, отказ в назначении пенсии законным.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик, указав в апелляционной жалобе, что Управление с решением суда не согласно в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж периодов работы Тукачевой М.И. медсестры совхоза "***" **** ССР с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года; работы в должности фельдшера медицинской части Учреждения *** с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года, указывая, что совхоз «***» и «Учреждение ***» учреждениями здравоохранения не являются. Сведения о наличии структурного подразделения «медицинская часть» отсутствуют. Плательщиком страховых взносов - учреждением *** - за период с 21.05.2002 года по 18.05.2004 г. индивидуальные сведения не представлены. Иных документов и сведений о льготном характере работы Тукачевой М.И. за спорный период работодателем также не представлено. Согласно архивной справки от 28.08.2014 г. о стаже и заработной плате Тукачевой М.И. за период работы в совхозе «***» **** **** заявительница была принята на работу на должность воспитателя, и уволена с должности воспитателя.
Таким образом: судом необоснованно включены указанные периоды, просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
При этом решение суда в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.
В силу подпункта 20 пункта I статьи 27 названного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Тукачева (Кудымова) М.И. в 1981 году поступила в Кудымкарское медицинское училище и в 1984 году окончила его по специальности фельдшерская, ей присвоена квалификация фельдшер (диплом ЖТ № ** от 29.02.1984 года).
Из записей в трудовой книжке Тукачевой М.И. следует, что с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года Тукачева М.И. работала в Совхозе "***" в должности медсестры, с 05.08.1986 года по 21.02.2002 года работала фельдшером **** детской поликлиники, с 21.02.2002 года по 18.05.2004 года служила в органах уголовно-исполнительной системы непрерывно 2 года 2 месяца 27 дней, с 12.05.2004 года принята на должность фельдшера ДДУ, 19.07.2004 года переведена на должность главной медсестры и работает в ГБУЗ ПК "Детская городская поликлиника г. ****" до настоящего времени.
10.07.2014 года Тукачева М.И. обратилась в УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ** от 21.07.2014 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Тукачевой М.И. было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности, т.к. её специальный стаж, вместо требуемых 30 лет, на 10.07.2014 года составил: 25 лет 05 месяцев 13 дней.
Ответчик не включил в специальный стаж истицы период её работы с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года в должности медсестры совхоза "***" **** ССР и с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года в должности фельдшера медицинской части учреждения *** ГУФСИН России по Пермскому краю, т.к. в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ", утвержденными Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Постановлениями Правительства Российской Федерации № 1066 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2002 года предусмотрены учреждения здравоохранения, "совхоз" и "Учреждение ***" к учреждениям здравоохранения не относятся.
Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд. Разрешая требование Тукачевой М.И. о включении периодов работы с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года в должности медсестры совхоза "***" **** ССР и с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года в должности фельдшера медицинской части учреждения *** ГУФСИН России по Пермскому краю суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод о том, что данные периоды работы истицы должны быть включены в специальный стаж.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Согласно ст. 1 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. ст. 1, 3, 10, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. ст. 7, 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании, в Российской Федерации")
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 г. № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Согласно трудовой книжке Тукачевой М.И. следует, что 23.04.1984 года принята в штат совхоза "***" в качестве медсестры (приказ № ** от 23.04.1984 года). 09.07.1986 года уволена из штата совхоза. Из письма Коммунального государственного учреждения "***" управления культуры, архивов и документации **** области акимата **** области № ** от 22.06.2014 года, предоставленного ответчиком следует, что приказом от 23.04.1984 года № ** по совхозу "***" **** района **** области Тукачева М.И. принята воспитателем с 23.04.1984 года. Приказом № ** п. 2 09.07.1986 года по совхозу "***" **** района **** области воспитатель детского сада Тукачева М.И. уволена из штата совхоза по ст. 32 КЗоТ Каз. ССР с 09.07.1986 года
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что согласно трудовой книжке Тукачевой М.И. следует, что 23.04.1984 года принята в штат совхоза "***" в качестве медсестры (приказ № ** от 23.04.1984 года). 09.07.1986 года уволена из штата совхоза. Из письма Коммунального государственного учреждения "***" управления культуры, архивов и документации **** области акимата **** области № ** от 22.06.2014 года, предоставленного ответчиком следует, что приказом от 23.04.1984 года № ** по совхозу "***" **** района **** области Тукачева М.И. принята воспитателем с 23.04.1984 года. Приказом № ** 09.07.1986 года по совхозу "***" **** района **** области воспитатель детского сада Тукачева М.И. уволена из штата совхоза по ст. 32 КЗоТ Каз. ССР с 09.07.1986 года.
Судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции доказательств в виде записи трудовой книжки Тукачевой М.И., на основании которых Тукачева М.И. принята в штат совхоза в качестве медсестры, и справку от 28.08.2014 года, предоставленную пенсионным органом, (в которой указана должность воспитатель детского сада совхоза "***"). Суд обоснованно указывает, что трудовая книжка является первичным документом, тогда как в справка от 28.08.2014 года является только архивной справкой. При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд объективно при вынесении решения руководствуется записями трудовой книжки.
Таким образом обоснованно, период работы истца с 23.04.1984 года по 09.07.1986 года в должности медицинской сестры в детском саду совхоза "***" включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии со списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право лицам, осуществляющим лечебную работу и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № **, указана должность фельдшера. Учреждение *** в перечне учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный стаж медицинской деятельности, не предусмотрен.
Вместе с тем, в силу п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Суд первой инстанции проанализировав Положение о государственном учреждении *** ГУИН МЮ РФ по Пермской области, приняв во внимание штатное расписание утвержденного приказом начальника ГУИН Минюста России по Пермской области № ** от 29.06.2000 года в составе следственного изолятора № ** ГУИН МЮ РФ по Пермской области, на основании Приказа Минздрава Российской Федерации и Минюста Российской Федерации от 09.08.2001 года № ** "Об утверждении Номенклатуры должностей учреждений здравоохранения уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", оценив в качестве доказательства справку от 23.03.2005 года, выданную Учреждением *** ГУИН России по Пермской области, подтверждено, что Тукачева М.И. действительно работала в Учреждении *** ГУИН МЮ РФ по Пермской области с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года в должности фельдшера медицинской части (уволена по ст. 58 п. "е" (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел РФ (приказ ГУИН МЮ РФ по Пермской области от 17.05.2004 № ** л/с.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об установлении факта осуществления Тукачевой М.И. трудовых обязанностей в медицинской части как структурном подразделении Учреждения *** с 21.05.2002 года по 18.05.2004 года и зачете данного периода в специальный стаж Тукачевой М.И.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы относительно неверной оценки судом трудовых обязанностей истца основаны на неверном толковании норм законодательства, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ на основе их полного и всестороннего исследования, выводы суда мотивированны, соответствуют обстоятельствам дела и закону.
Руководствуясь ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Кудымкарского городского суда от 21 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи