ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2018 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Кочага Б.Ш.-К., при секретаре Ооржак Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (далее- Агентство) обратилось в суд к административным ответчикам с вышеуказанным административным иском.
В обоснование административного иска указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кызылским городским судом по делу №, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва (далее- МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по Республике Тыва) в отношении должника Агентства было возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: предоставление жилого помещения на условиях договора специализированного найма жилого помещения на территории города Кызыла ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по Республике Тыва ФИО3 вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. Административный истец считает данное постановление незаконным по следующим основаниям. Срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора истек, так как оно должно быть вынесено в течение суток после истечения срока, установленного для добровольного исполнения. Оспариваемое постановление вынесено без учета вины должника Агентства, который не может исполнить свое обязательство перед взыскателем на основании независящих от должника причин (из-за отсутствия жилого помещения специализированного жилищного фонда). Исполнить решение суда возможно только после передачи Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва жилых помещений Агентству, то есть после окончания строительства (приобретения) жилых домов и отнесения их к специализированному жилищному фонду путем передачи в распоряжение Агентства. До настоящего времени Агентству переданы из спецжилфонда на праве оперативного управления всего 52 жилых помещения для детей-сирот <адрес>, построенных в 2013-2014 годах, которые предоставлены другим лицам, состоящим на учете. Агентство не является государственным заказчиком на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не является распорядителем денежных средств, выделенных на эти цели. Агентство может только требовать у Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва передачи жилых помещений, и никакой ответственности за несвоевременное строительство Агентство не несет. Эти обстоятельства указывают на отсутствие вины Агентства, поэтому оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось. Просит признать незаконным указанное постановление судебного пристава-исполнителя МОСП <адрес> по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о взыскании исполнительского сбора.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержала исковое заявление.
Административный ответчик Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО2не возражала против освобождения от исполнительского сбора.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП <адрес> по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3 просил о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованное лицо - взыскатель в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 4 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебных приставов-исполнителей в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, упомянутых в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 6 (пункт 1) названного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Закона N 229-ФЗ. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 11, 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва с предметом исполнения: предоставление взыскателю жилого помещения на условиях договора специализированного найма жилого помещения на территории <адрес>. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по Республике Тыва Сатом Б.А. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.
В этот же день вынесено постановление об установлении нового срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку должник в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа не исполнил, доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения в течение 5-дневного срока, установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения, не представил, то оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Закона N 229-ФЗ и в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Поэтому административный иск о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, то необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Истец в обоснование своих требований указывает на то, что виновных действий не допускал, требования исполнительного документа не могли быть исполнены в связи отсутствием реальной возможности исполнения.
Согласно п.1 постановления Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Порядком формирования специализированного жилищного фонда Российской Федерации, утв. указанным постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели (п.2); Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва представляет в Министерство финансов Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва ежегодно до 15 октября заявку, содержащую информацию: о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее - дети-сироты, граждане), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, у которых право на получение жилых помещений возникает с 1 января; об объемах средств республиканского бюджета, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период; об объемах средств республиканского бюджета, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период (п.3); Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется: посредством строительства жилых домов и многоквартирных жилых домов на территории Республики Тыва; приобретения жилых помещений в государственную собственность Республики Тыва на первичном или вторичном рынке жилья на территории Республики Тыва у физических и/или юридических лиц; за счет жилых помещений, перешедших в государственную собственность Республики Тыва в установленном законодательством порядке (п.3); 8. Включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений". Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва осуществляет включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда на основании заявки Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва (п.8); В случае принятия решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва: в течение 3 рабочих дней принимается распоряжение о закреплении жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - распоряжение); в течение 5 рабочих дней с даты принятия распоряжения направляет один экземпляр распоряжения в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва (п.11); 13. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства и письменно уведомляет об этом гражданина в течение 3 рабочих дней (п.11).
В материалы дела истцом представлены распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми закреплены на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва жилые квартиры в <адрес>, построенные в рамках республиканской целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 38 и 14 квартиры соответственно, всего 52.
Доказательств наличия иных жилых помещений, переданных истцу на праве оперативного управления на указанные цели, в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку установлено, что решение суда и требования, содержащиеся в исполнительном документе, не могли быть исполнены должником по объективным причинам в связи с отсутствием свободных жилых помещений, переданных в специализированный жилищный фонд, то есть виновных действий по неисполнению истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора отказать.
Освободить Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3 в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Б.Ш.-К.Кочага