Судья - Щербинина Ф.Х.
Дело № 7-842/2018 / 21-483/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 29 мая 2018 года
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Анферовой Надежды Валентиновны на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 28 декабря 2017 г. № 10-136, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 21 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания»
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 28 декабря 2017 г. № 10-136 общество с ограниченной ответственностью «Пермская сетевая компания» (далее - ООО «Пермская сетевая компания») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 21 марта 2018 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы защитника Анферовой Н.В., постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Анферова Н.В., просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить, указывая, что СП 2.1.7.1386-03 не распространяются на пожароопасные отходы, накопление которых осуществляется юридическим лицом. Кроме этого, ссылается на то, что административным органом не доказан факт просачивания в почву осадков, загрязненных отходами металлолома, так как сток с брезента чистый.
В судебном заседании в краевом суде представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Меркушева Е.М., полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель и защитник ООО «Пермская сетевая компания» участия не принимали, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Меркушеву Е.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1.2, 1.4, 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями в соответствии с настоящими правилами. Класс опасности отхода может быть определен расчетным или (и) экспериментальным методом.
В соответствии с пунктом 2.3 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80 обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 18 октября 2017 г. № 1744 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Пермская сетевая компания» по месту фактического осуществления деятельности: г. Пермь, ул. Сибирская, 67, ул. Полины Осипенко, 41а, ул. Самаркандская, 1а, ул. Богдана Хмельницкого, 80, Сибирская, 48, ул. Николая Островского, 49, ул. Екатерининская, 119, ул. Екатерининская, 167, ул. Пушкина, 25, ул. Пушкина, 3, ул. лени на, 13, ул. Петропавловская, 23, ул. Уинская, 7, ул. Танкистов, 50, ул. Чернышевского, 9а, ул. Мильчакова, 19, ул. Маршала Рыбалко, 43а, ул. Адмирала Ушакова, 55, г. Краснокамск, ул. Геофизиков, 23.
В ходе проверки соблюдения ООО «Пермская сетевая компания» требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления установлены нарушения статей 11, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также:
пункта 2.3 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», пунктов 2.2, 2.4 СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» выразившееся в том, что ООО «Пермская сетевая компания» не определило степень (класс) опасности отходов шлаковаты незагрязненной, отходов из жилищ крупногабаритных, отходов картона от резки и штамповки, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок расчетным и экспериментальным путем, осуществленным аккредитованной в установленном порядке организацией;
пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» выразившееся в том, что по состоянию на 7 ноября 2017 г. в период с 12 часов 10 минут до 12 часов 20 минут при временном хранении отходов (лома и отходов черных металлов (маталлолома) на открытой площадке без тары эксплуатационного участка по адресу: г. Пермь, ул. Богдана Хмельницкого, 80 ООО «Пермская сетевая компания» не обеспечило соблюдение следующих условий: поверхность площадки хранящегося навалом металлолома не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальтовое покрытие частичное, в трещинах и проломах, с переходом в грунтовое покрытие), поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы укрыты брезентом сверху частично, с боковых сторон защита от атмосферных осадков не обеспечена), отвод стока с площадки осуществляется не организованно на прилегающую территорию. Кроме этого, по состоянию на 7 ноября 2017 г. в период с 11 час во 00 минут до 11 часов 15 минут при временном хранении отходов (лома и отходов черных металлов (маталлолома) на открытой площадке без тары со стороны фасада здания эксплуатационного участка по адресу: г. Пермь, ул. Самаркандская, 1а ООО «Пермская сетевая компания» не обеспечило соблюдение следующих условий: поверхность хранящегося навалом металлолома не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отходы укрыты брезентом сверху частично, с боковых сторон укрытие брезентом отсутствует);
пункта 3.6 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» выразившееся в том, что по состоянию на 7 ноября 2017 г. в 10 часов 30 минут при проведении проверки промышленной площадки по адресу: г. Пермь, Полины Осипенко, 41а ООО «Пермская сетевая компания» не обеспечило хранение твердых промышленных отходов I класса в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), а именно: отработанные люминесцентные лампы хранились в отдельном закрытом помещении в двух металлических емкостях, не укрытых защитными приспособлениями (кожухами, крышками, чехлами и т.п.), препятствующими испарению ртутных паров при нарушении целостности стеклянной трубки.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 23 ноября 2017 г. № 765, в котором в том числе, отражены выявленные нарушения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю по выявленным нарушениям составлен протокол об административном правонарушении от 13 декабря 2017 г. № 10-163 и вынесено постановление от 28 декабря 2017 г. № 136 о привлечении ООО «Пермская сетевая компания» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО «Пермская сетевая компания» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 13 декабря 2017 г. № 10-163; актом проверки от 23 ноября 2017 г. № 765; иными собранными по делу доказательствами.
Вопрос о наличии вины ООО «Пермская сетевая компания» в совершении вмененного административного правонарушения исследован как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда, вина юридического лица установлена, соответствующие выводы отражены в оспариваемых постановлении и решении. Всем собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан обоснованный вывод о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований подтверждены достоверными доказательствами.
Довод жалобы об отсутствии обязанности определения класса опасности отходов шлаковаты незагрязненной, отходов из жилищ крупногабаритных, отходов картона от резки и штамповки, отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок со ссылкой на пункт 1.3 СП 2.1.7.1386-03 основан на ошибочном толковании данного положения свода правил.
Согласно пункту 1.3 СП 2.1.7.1386-03 данные правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.
Отходы - шлаковата незагрязненная, отходы из жилищ крупногабаритные, отходы картона от резки и штамповки, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок являются пожароопасными отходами, согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержденного Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 6 июня 2014 г. № 2278-01/14.
Однако отнесение отходов указанных в постановлении к пожароопасным свидетельствует лишь о том, что к этим отходам не применяется методика определения класса отходов, предусмотренная СП 2.1.7.1386-03, однако это обстоятельство не освобождает ООО «Пермская сетевая компания» от определения степени (класса) опасности отходов в соответствии с использованием иных методик и не свидетельствует об отсутствии обязанности по определению класса отходов, поскольку такая обязанность предусмотрена в том числе пунктом 2.3 СанПин 2.1.7.1322-03.
Относительно доводов о не доказанности факта просачивания в почву осадков, загрязненных отходами металлолома, так как сток с брезента чистый, загрязнения почвы не происходит, то данные доводы не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого правонарушения, поскольку не входят в предмет доказывания по данному делу. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны статьи 8.2 КоАП РФ. Факт нарушения оборудования площадки для временного хранения металлолома на эксплуатационном участке, расположенном по ул. Богдана Хмельницкого, 80 зафиксировано актом проверки от 23 ноября 2017 г. № 756, иных доказательств опровергающих наличие фактов нарушения ООО «Пермская сетевая компания» не представлено.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела, и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Постановление о привлечении ООО «Пермская сетевая компания» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Пермская сетевая компания» в размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 КоАП РФ в минимальном размере и соответствует характеру допущенных нарушений.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Пермская сетевая компания», допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 28 декабря 2017 г. № 10-136, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 21 марта 2018 г. оставить без изменения, жалобу защитника Анферовй Н.В. - без удовлетворения.
Судья - подпись