Решение по делу № 2-1425/2020 от 19.05.2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2020 года                                                                               г. Тула

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Мишкиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1425/2020 по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО3, ФИО5, ФИО2 об освобождении земельного участка,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО3, ФИО5, ФИО2 об освобождении земельного участка.

Требования истца мотивированы тем, что с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования <адрес>, на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО8 от 27.01.2020, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, проведено мероприятие по контролю в отношении ФИО3, ФИО4

В ходе проведения указанного мероприятия установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома. Границы участка установлены в действующей системе координат МСК-71.1.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости собственниками в праве общей долевой собственности земельного участка являются ФИО3, ФИО5

При обследовании участка установлено, что с восточной стороны участок граничит с земельным участком с кадастровым номером , с северной, западной и южной сторон - с землями, государственная собственность на которые не разграничена. На участке расположен индивидуальный жилой дом, хозяйственный постройки. Свободный доступ на участок отсутствует. Доступ на участок осуществляется со стороны <адрес> через металлические ворота и калитку.

Для определения соответствия фактического местоположения границ участка с данными, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, были выполнены измерения с использованием специальных технических средства (аппаратура геодезическая спутниковая GNSS EFT Ml, тахеометр Leica FlexLine TS06 Plus, рулетка измерительная металлическая ТСЗО/5, сведения о поверке прилагаются) и камеральные работы по обработке геодезических измерений в программах Credo DAT 4 и AutoCAD 2016 LT.

В результате проведенных измерений установлено, что земельный участок площадью S = 1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , на котором установлено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. Земельный участок площадью 1317,5 кв.м и земельный участок с кадастровым номером фактически на местности образует единый массив.

Ранее в адрес министерства имущественных и земельных отношений <адрес> поступало заявление ФИО2, зарегистрированной по адресу: <адрес>, о предварительном согласовании предоставления земельного участка ориентировочной площадью 1168 кв.м, расположенного в районе <адрес>. По информации, представленной администрацией <адрес>, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, утверждённым решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами - Ж-2.

Кроме того, администрацией <адрес> сообщено, что согласно сведениям картографического фонда М 1:500 (на момент его изготовления) на земельном участке площадью 1168 кв. м, присоединяемом к земельному участку с кадастровым номером , проходят инженерные сети: линия водопровода, линия электросетей, линия ливневой канализации, а также расположены объекты недвижимости с обозначением: «мн» и «кн».

Согласно сведениям, имеющимся в министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>, на планируемом к формированию земельном участке расположены опора линии электропередачи (ЛЭП), проходят воздушные линии электропередачи, капитальное строение, а также некапитальные объекты.

    Таким образом, в результате проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок площадью S = 1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю, на котором размещено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, используется ответчиками без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок, в связи с чем в действиях названного лица усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с тем, что должностные лица Министерства не уполномочены составлять протоколы по указанному составу административного правонарушения, материалы мероприятий по контролю направлены в Управление Росреестра по <адрес> для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ФИО3, ФИО4 дела об административном правонарушении.

Законные основания, подтверждающие правомерность занятия и пользования земельным участком площадью 1317,5 кв.м, прилегающим с северной, западной и южной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, на котором размещено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, отсутствуют.

Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам земельного участка площадью 1317,5 кв.м.

Таким образом, ФИО3, ФИО5 самовольно, без законных оснований, используют земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.

По изложенным основаниям просит обязать ФИО3, ФИО4 в 7-дневный срок освободить земельный участок площадью 1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир строение, почтовый адрес ориентира: <адрес> от ограждения из профлиста, ограждения из сетки рабица, кирпичного и деревянного сараев, теплицы, туалета, являющийся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена согласно координат, указанных в обмере площади земельного участка, а именно:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО2

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен ФИО9

Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчики ФИО3, ФИО5, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие не просили.

Представитель ответчиков ФИО3, ФИО4 по доверенности ФИО10 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил. В адресованном суду отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям: земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: обл. Тульская, <адрес> расположенным на нем 2 - этажным жилым домом с кадастровым номером , площадью 459,2 кв.м и надворными постройками лит. Г, Г1 приобретены семьей ФИО2 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО9 и оформлены в установленном законом порядке на имя детей ФИО2 - ФИО3 (девичья фамилия ФИО14) Н.Н. и ФИО4

Жилой дом лит. А, А1, А2, а, с надворными постройками - сараями лит. Г, лит. Г1, колодцем лит. К, выгребной ямой лит. К1, забором лит. I, асфальтовым и бетонным покрытием (замощением) двора - лит. II, лит. III, канализацией - лит. IV, водопроводом -лит. V, газопроводом - лит. VI возведены ФИО11 согласно договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ в 1998 году, жилая пристройка A3 в 2006 году. Право собственности ФИО9 на указанные здания, строения и сооружения и земельный участок на котором они расположены были зарегистрированы в установленном законом порядке на основании вышеназванного Государственного Акта и технического паспорта БТИ на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного ЦПУ Отделения по г. Туле Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».

При этом границы земельного участка обозначены на местности объектами естественного и искусственного происхождения - забором из металлической сетки на металлических столбах с бетонным основанием и существуют в неизменном состоянии с момента его формирования в 1998 году.

По сведениям технической инвентаризации БТИ, от ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка домовладения, обозначенного на местности вышеназванным образом по фактическому пользованию, составляет 2355 кв.м.

    При таких обстоятельствах, вышеуказанный земельный участок приобретенФИО11 и продан последним семье ответчиков в его исходном фактическом виде(2355 кв.м).

В 2008 году был формально сформирован земельный участок, границы которого образуют прямоугольник площадью 1000 кв.м не совпадающий по границам и площади с существующим сложившимся землепользованием, а также не совпадающий по форме расстоянием сторон.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, с целью определения границ испрашиваемого в собственность земельного участка из состава неразграниченных земель располагающегося за территорией земельного участка пустыря, обратилась за производством кадастровых работ по изготовлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к кадастровому инженеру ФИО12

В результате проведения названных работ кадастровым инженером Медведевым ответчики ДД.ММ.ГГГГ поставлены в известность о несоответствии существующих на местности границ земельного участка с кадастровым номером , обозначенных вышеописанным забором, возведенным в 1998 году сведениям о границах и площади названного участка, существующим в ЕГРН.

По мнению ответчиков, в сведениях о местоположении границ принадлежащего им земельного участка, сведения о границах которого внесены в ГКН ФИО11, имеет место в Едином государственном реестре недвижимости реестровая ошибка.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с целью приобретения прав на находящийся в её пользовании земельный участок площадью 1168 кв.м, координаты которого были определены в процессе производства кадастровых работ и отражены в прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в установленном законом порядке обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с соответствующим заявлением. Однако в удовлетворении заявления было отказано.

Представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО13 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил.

Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке заочного производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 данного Кодекса, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 208 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" также разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В пункте 36 названного выше постановления разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, юридически значимыми и подлежащими доказыванию обстоятельствами являлись наличие у истца права на имеющееся в натуре имущество, а также незаконность владения этим имуществом или его частью конкретным лицом (лицами).

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 15, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, установленным гражданским законодательством и Федеральными законами Российской Федерации.

Права на земельные участки согласно статье 26 ЗК РФ удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно п.2 ст. 8, и. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.8.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу положения ст. 8.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Тульской областной Думой принят Закон N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области" (далее также Закон № 2218-ЗТО), согласно и. 1 ч. 1, и.2 ст.5 Закона № 2218-ЗТО с 01.01.2015 Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с и. 1, пп. 74 и. 5 Постановления правительства Тульской области от 13.8.2016 N 452 "Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области" (далее - Положение) министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ , с целью контроля соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области земельных отношений на территории муниципального образования город Тула, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, проведено мероприятие по контролю в отношении ФИО3, ФИО4

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ -К/20, в ходе проведения данного мероприятия установлено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 1000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома.

Как усматривается из выписки Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками земельного участка являются ФИО3, ФИО5(общая долевая собственности от ДД.ММ.ГГГГ).

При обследовании указанного участка установлено, что с восточной стороны он граничит с земельным участком с кадастровым номером , с северной, западной и южной сторон - с землями, государственная собственность на которые не разграничена. На участке расположен индивидуальный жилой дом, хозяйственный постройки.

Указанные обстоятельства следуют из представленной в материалы дела фототаблицы.

    С целью определения соответствия фактического местоположения границ участка с данными государственного кадастра недвижимости были выполнены измерения с использованием специальных технических средств - аппаратура геодезическая спутниковая EFT Ml GNSS.

    Судом установлено, что указанная аппаратура исправна, прошла поверку, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

В результате проведенных измерений установлено, что земельный участок площадью S = 1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , на котором установлено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в адрес министерства имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 1168 кв.м, расположенного в районе <адрес>.

Из ответа -к/4 от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, следует, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утверждённым решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами - Ж-2.

Согласно карте границ зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, испрашиваемая территория расположена в зоне ограниченного использования земельных участков и объектов капитального строительства (зоне подработанных территорий - Н-8).

Кроме того, администрацией города Тулы сообщено, что согласно сведениям картографического фонда М 1:500 (на момент его изготовления) на земельном участке площадью 1168 кв. м, присоединяемом к земельному участку с кадастровым номером , проходят инженерные сети: линия водопровода, линия электросетей, линия ливневой канализации, а также расположены объекты недвижимости с обозначением: «мн» и «кн».

По информации, представленной главным управлением администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, на испрашиваемом земельном участке детские площадки отсутствуют, установлено ограждение из профилированного листа (профлист).

Кроме того, согласно сведениям, имеющимся в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, на спорном земельном участке расположена опора линии электропередачи (ЛЭП), проходят воздушные линии электропередачи, капитальное строение, а также некапитальные объекты.

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах охранной зоны установлены Постановлением Правительства законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

    Сведения о предоставлении заинтересованным лицам обозначенного земельного участка по указанному адресу в министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области отсутствуют, доказательств обратного не представлено ответчиком и в судебном заседании.

Указанный земельный участок площадью 1317,5 кв.м и земельный участок с кадастровым номером фактически на местности представляют собой единый массив. Свободный доступ на участок отсутствует. Доступ на участок осуществляется со стороны <адрес> через металлические ворота и калитку.

Законные основания, подтверждающие правомерность занятия и пользования земельным участком площадью S=1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , на котором установлено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, в материалах дела отсутствуют.

Судом установлено, что Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчикам земельного участка площадью 1317,5 кв.м.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что в результате проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено, что земельный участок площадью S=1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю, на котором размещено ограждение из профлиста, ограждение из сетки рабица, кирпичный и деревянный сараи, теплицы, туалет, используется ответчиками без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данный земельный участок.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.208 № 8/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.

В силу положений п. п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Принимая во внимание, вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что собственник вправе истребовать земельный участок из чужого незаконного владения. При этом, поскольку земельный участок, принадлежащий ответчику, и спорный земельный участок огорожены единым забором, суд полагает правильным при разрешении требований указать, освобождение вышеуказанного участка возможно путем сноса металлического ограждения.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО3, ФИО5 об освобождении земельного участка. При этом суд полагает разумным с учетом объема самовольного использования земельного участка установить срок для освобождения самовольно занятого земельного участка – в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу.

Учитывая положения ч. 1 ст. 83 ГПК РФ, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец подлежит освобождению, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, суд полагает необходимым взыскать пропорционально с ответчиков ФИО3, ФИО4 в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 150 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить частично.

Обязать ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> ССР) в 30-дневный срок освободить земельный участок площадью 1317,5 кв.м, прилегающий с северной, западной и южной сторон к участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, от ограждения из профлиста, ограждения из сетки рабица, кирпичного и деревянного сарая, теплицы, туалета, согласно координатам, указанным в обмере площади земельного участка, а именно:

<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>

В удовлетворении остальной части заявленных требований министерству имущественных и земельных отношений Тульской области отказать.

Взыскать пропорционально с ФИО3, ФИО4, государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Тула в размере 150 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

2-1425/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений
Ответчики
Кулаков Владимир Николаевич
Попкова Наталья Николаевна
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Судья
Рыбина Н.Н.
Дело на странице суда
centralny.tula.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2020Предварительное судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2020Судебное заседание
11.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020Копия заочного решения возвратилась невручённой
16.09.2020Дело оформлено
07.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее