дело 2-958/2024
УИД 03RS0048-01-2024-000936-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2024 г. с. Архангельское
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Самигуллиной Е.Р.,
при секретаре Рамазановой А.Р.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах к администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах обратилось в суд с иском к администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район РБ о понуждении к выполнению требований санитарного законодательства.
Требования мотивированы тем, что Чишминским Территориальным отделом в ходе проведенной проверки за соблюдением обязательных санитарно-эпидемиологических требований установлено, что при мониторинге Реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию с сайта Роспотребнадзора отсутствуют сведения о выданных, переоформленных санитарно-эпидемиологических заключениях на проект зоны санитарной охраны эксплуатируемых источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес>
Существующая система водоснабжения принадлежит сельскому поселению Краснозилимский сельсовет МР Архангельский район. ООО «Строй-Комфорт» за счет собственных средств поддерживает систему водоснабжения в рабочем состоянии, ремонт и замена водяных насосов решаются силами и средствами ООО «Строй-Комфорт».
Между тем, в настоящее время администрацией муниципального района Архангельский район население (потребители) не обеспечены питьевой водой гарантированного качества в приоритетном порядке и количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно требований п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
определение границ зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект зоны санитарной охраны для объектов водоснабжения.
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
По результатам проведенной проверки без взаимодействия установлено, в нарушение требований п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.13 - при эксплуатации источников централизованного питьевого водоснабжения (водозабор <адрес>) отсутствует санитарно-эпидемиологическая экспертиза, санитарно-эпидемиологического заключения на проект ЗСО.
Истец просит признать действия (бездействия) юридических лиц Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан выразившиеся в нарушении обязательных требований санитарного законодательства незаконными.
Обязать Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан довести в установленный судом срок через средства массовой информации до сведения потребителей решение суда.
Обязать в течение года после вступления в законную силу решения суда Администрацию муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Администрацию сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан прекратить противоправные действия и выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований:
Обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов - источников водоснабжения, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> (водозабор, резервуар чистой воды) в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов - источников водоснабжения, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенного по адресу: <адрес> (водозабор, резервуар чистой воды) в соответствии п.п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ООО «Строй-Комфорт».
В судебное заседание представитель истца Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет МР Архангельский район РБ Антипин В.А. исковые требования признал частично, просил установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика администрации муниципального района Архангельский район РБ Фахретдинов И.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку не является надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица ООО «Строй-Комфорт» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На основании п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Частью 10 ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлена обязанность органов местного самоуправления не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В силу ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
В силу положений п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что сооружения водозаборные, расположенные по адресу: ФИО7 находятся в собственности администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет МР Архангельский район РБ, что подтверждается сведениями выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Обстоятельство, согласно которого в отношении водных объектов-источников водоснабжения, состоящего из водозабора, резервуара чистой воды, расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил и норм проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения – подтверждается материалами дела и участниками процесса не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет МР Архангельский район РБ.
В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан следует отказать, поскольку не является собственником водозаборного сооружения.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах удовлетворить частично.
Признать действия (бездействия) администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, выразившиеся в нарушении обязательных требований санитарного законодательства незаконными.
Обязать администрацию Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан довести в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации (официальные сайты администрации сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан) настоящее решение суда до сведения потребителей.
Обязать администрацию сельского поселения Краснозилимский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ прекратить противоправные действия и выполнить требования санитарного законодательства путем устранения выявленных нарушений обязательных требований:
обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов - источников водоснабжения, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенные по адресам: <адрес> (водозабор, резервуар чистой воды) в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
обеспечить наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенные по адресу: <адрес> (водозабор, резервуар чистой воды) в соответствии п.п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Е.Р. Самигуллина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.