Дело № 11-80/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Красногорское 30 марта 2018 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Исламовой Е.Н., при секретаре Савиной Е.Н., с участием прокурора Ковалева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Красногорскому району и третьего лица на стороне ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Красногорского района Алтайского края от 27 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Кадай Л.А. к Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району о взыскании недополученной компенсации за потребленную электроэнергию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился к мировому судье судебного участка Красногорского района Алтайского края с иском в интересах Кадай Л.А. к Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району о взыскании недополученной компенсации за потребленную электроэнергию. В обоснование заявленных требований указано, что истец пользуется льготами как педагогический работник, проживающий в сельской местности при приобретении электроэнергии.
В период времени с ноября 2014 года по март 2017 года материальный истец потреблял электрическую энергию и оплачивал ее, сообразуясь с показаниями индивидуального прибора учета. Истцу со стороны ответчика Управления социальной защиты населения по Красногорскому району были компенсированы затраты на оплату электроэнергии не в полном объеме. Ссылаясь в обоснование своих требований на положения Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании», и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утв. Постановлением Администрации Алтайского края № 99 от 29.02.2012 г. прокурор Красногорского района Алтайского края просил взыскать с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району компенсацию по оплате потребленной электроэнергии в пользу Кадай Л.А. в размере, рассчитанном исходя из полной его стоимости, а именно в сумме 28987,41 рубль, с учетом произведенных выплат компенсации, за период с ноября 2014 года по март 2017 года.
Решением мирового судьи судебного участка Красногорского района Алтайского края от 27 декабря 2017 года исковые требования прокурора Красногорского района удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе, ответчик Управления социальной защиты населения по Красногорскому району просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не соглашаясь с решением мирового судьи, ссылаясь на ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, указывает, что компенсации педагогическим работникам подлежат только расходы на освещение жилого помещения, а не электроэнергию, используемую для удовлетворения иных потребностей педагогических работников. При этом при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вывод суда о том, что ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядок оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, является необоснованным. Ни федеральные законы, ни законы Алтайского края не регулируют вопросы, связанные с техническим обеспечением помещений приборами учета электроснабжения. Вывод суда о том, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Третье лицо Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в апелляционной жалобе также просит решение мирового судьи отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Красногорскому району.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Ковалев А.А. возражал против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, суд полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Кадай Л.А. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения по Красногорскому району как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном в сельском населенном пункте по адресу: <адрес> в <адрес>.
Жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Кадай Л.А. осуществляет оплату услуг за электроэнергию.
Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию истцом за период с ноября 2014 по март 2017 года произведена оплата за потребление электроэнергии в общей сумме 34842,50 рубле.
При этом истцу компенсированы расходы на освещение за указанный период в размере 3943,20 рублей, которые определены расчетным путем.
Разрешая требования прокурора о взыскании с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району Алтайского края недополученной Кадай Л.А. компенсации затрат на электроэнергию, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.
Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции, в жилом помещении истца установлен один прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов в доме.
Поскольку у материального истца отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам суда, не имелось.
При этом на то обстоятельство, что производимый ответчиком расчет компенсации за освещение является арифметически неверным и не соответствует п. 29 Правил, прокурор в исковом заявлении не ссылается.
В связи с чем, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Красногорскому району в пользу Кадай Л.А. недополученной за период с ноября 2014 года по март 2017 года компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии, не имелось.
Таким образом, решение суда об удовлетворении требований прокурора не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка Красногорского района Алтайского края от 27 декабря 2017 года отменить и вынести новое решение.
Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Кадай Л.А. к Управлению социальной защиты населения по Красногорскому району о взыскании недополученной компенсации за потребленную электроэнергию оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Красногорскому району и третьего лица на стороне ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края удовлетворить.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке с подачей жалобы непосредственно в президиум Алтайского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Е.Н. Исламова
.
.