Судья Захарова Е.П. Дело №33а-3329/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 8 апреля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства материал
по частной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Эклектика» на определение Керченского городского суда Республики Крым от 17 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления
по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эклектика» об оспаривании в части решения Керченского городского совета Республики Крым от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. № 357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов»
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия
установила:
Общество с ограниченной ответственностью «Эклектика» (далее – Общество) обратилось в Керченский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемое в части решение административного ответчика создаёт препятствие Обществу к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов при деятельности в нестационарных торговых объектах.
Определением Керченского городского суда Республики Крым от 17 января 2019 г. отказано в принятии административного искового заявления Общества на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе, поданной Обществом ставится вопрос об отмене вышеуказанного определения и направлении материала в суд первой инстанции.
Частная жалоба мотивирована тем, что поданное Обществом административное исковое заявление об оспаривании правового акта органа местного самоуправления не имеет отношения к экономическому спору и подлежит рассмотрению в порядке норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив доводы частной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Рассмотрение частной жалобы осуществляется судебной коллегией по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Суд первой инстанции, отказывая в принятии административного искового заявления указал, что заявленный публично-правовой спор характеризуется как материальное правоотношение, возникшее в сфере экономической деятельности Общества, в связи с чем рассмотрение заявленных требований отнесено к подведомственности Арбитражного суда Республики Крым, а законность оспариваемого в части решения подлежит проверке в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может, исходя из следующего.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм, при разрешении вопроса о подведомственности, существенными условиями являются как характер этих отношений, так и субъектный состав спорных правоотношений.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Из материала следует, что решением Керченского городского совета Республики Крым от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. № 357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» не были включены места, занимаемые нестационарными объектами административного истца.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что с учётом содержания административного иска Общества, вывод судьи городского суда об экономическом характере данного спора является преждевременным, основания для отказа в принятии административного искового заявления Общества, по изложенным выше основаниям у судьи отсутствовали.
Исходя из вышеизложенного, отказ в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является неправомерным.
При таких обстоятельствах, определение Керченского городского суда Республики Крым от 17 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления подлежит отмене, а материал – направлению в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Определение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 17 января 2019 г. об отказе в принятии административного искового заявления – отменить.
Материал по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эклектика» об оспаривании в части решения Керченского городского совета Республики Крым от 29 ноября 2018 г. №1502-1/18 «О внесении изменений в решение 19 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 23 апреля 2015 г. № 357-1/15 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» направить в суд первой инстанции со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский