Решение по делу № 33-7236/2021 от 15.10.2021

                              АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(дата)          (адрес)

         Судебная коллегия по гражданским делам суда (адрес)-Югры в составе:

председательствующего судьи            (ФИО)21,

судей:                                                     (ФИО)3 Воронина С.Н.,

при помощнике                                     (ФИО)6,

с участием

прокурора                                              (ФИО)7,

представителя истца                             (ФИО)8,

представителя ответчиков                    Лунёвой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)2 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югре, Отделу Министерства внутренних дел России по (адрес) о признании незаконными заключения служебной проверки, приказов об отстранении от исполнения служебных обязанностей, о расторжении контракта, восстановлении на службе, включении в специальный стаж, необходимый для назначении пенсии времени вынужденного прогула, взыскании компенсации вынужденного прогула, морального вреда, за задержку выплаты денежных средств при увольнении,

по апелляционным жалобам истца (ФИО)2, ответчиков Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югре, Отдела Министерства внутренних дел России по (адрес) на решение Сургутского районного суда (адрес) – Югры от (дата), которым постановлено:

«Исковые требования (ФИО)2 к УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округа-Югре, (ФИО)4 России по (адрес) о признании незаконным заключения служебной проверки, приказа об отстранении от исполнения служебных обязанностей, расторжении контракта, восстановлении на службе, компенсации вынужденного прогула, включении в специальный стаж, необходимый для назначении пенсии времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с (ФИО)4 России по (адрес) в пользу (ФИО)2 денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплат при увольнении в размере 72,46 рублей.

В остальной части исковых требований отказать».

Заслушав доклад судьи (ФИО)3, пояснения представителя истца (ФИО)8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы (ФИО)5 П.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы ответчиков, представителя ответчиков Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югре, Отдела Министерства внутренних дел России по (адрес) Лунёвой А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы ответчиков, возражавшей против доводов апелляционной жалобы истца, мнение прокурора (ФИО)7, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

                                               установила:

(ФИО)5 П.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югре (далее УМВД или Управление), отделу Министерства внутренних дел России по (адрес) (далее (ФИО)4), с учетом уточненных требований, о признании незаконными: основания проведения служебной проверки; поручения о проведении служебной проверки; порядка проведения служебной проверки в части неосуществления сбора документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок; порядка проведения служебной проверки в части не изучения материалов проводившихся ранее проверок и информации о фактах совершения и дисциплинарных проступков; порядка проведения служебной проверки в части отсутствия доклада рапортом сотрудником, проводящим служебную проверку, соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока служебной проверки; порядка проведения служебной проверки в части отказа в проведении проверки объяснений с использованием СПФИ; порядка проведения служебной проверки в части несвоевременного рассмотрения заявления в проведении проверки своих объяснений с использованием СПФИ; порядка проведения служебной проверки в части несвоевременного рассмотрения рапорта (ФИО)5 П.В. о доведении до него информации об основании назначения служебной проверки; опроса (ФИО)5 П.В. в части, не относящейся к предмету проводимой служебной проверки; приказа УМВД от (дата) (номер) л/с об отстранении от выполнения служебных обязанностей; уведомления УМВД от (дата) (номер); вывода служебной проверки о совершении проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел; заключения служебной проверки; приказа УМВД от (дата) (номер) о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел (далее ОВД), его отмене, восстановлении на службе в ОВД в должности, замещаемой до увольнения; включении в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, время вынужденного прогула; взыскании с УМВД компенсации морального вреда в размере 80 000 рублей, с (ФИО)4 денежной компенсации в размере 72 рублей 46 копеек за задержку установленных выплат при увольнении; признании незаконной процедуры увольнения из ОВД.

Требования мотивированы тем, что (ФИО)5 П.В. проходил службу в (ФИО)4 в должности начальника отдела по контролю за незаконным оборотом наркотиков (ФИО)4 по (адрес). Приказом УМВД от (дата) (номер) истец отстранен от выполнения служебных обязанностей, в связи с назначением в отношении него служебной проверки. (дата) приказом УМВД (номер) л/с (ФИО)5 П.В. уволен со службы в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от (дата) № 342-ФЗ) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД. Основанием для увольнения явилось заключение служебной проверки оперативно - розыскной части собственной безопасности (далее ОРЧ СБ) УМВД от (дата), с которым истец не согласен. Считает увольнение незаконным, так как не совершал действий вызывающих сомнения в объективности, справедливости и беспристрастности при исполнении служебных обязанностей, подрывающих деловую репутацию и авторитет ОВД, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности. Кроме того причитающаяся (ФИО)5 П.В. при увольнении денежная сумма в размере 28 414 рублей 45 копеек поступила из (ФИО)4 с нарушением установленного срока, а именно, (дата), вместо (дата), в связи с чем имеет место нарушение срока выплаты денежных средств при увольнении. Незаконным увольнением истцу причинен моральный вред.

В судебное заседание истец (ФИО)5 П.В. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца (ФИО)8 на уточненных исковых требованиях (ФИО)5 П.В. настаивал.

Представитель ответчиков УМВД, (ФИО)4 (ФИО)9 требования не признала.

Помощник прокурора (ФИО)10 полагала иск не подлежащим удовлетворению, так как собранные по делу доказательства свидетельствуют о законности принятых ответчиками решений.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе истец (ФИО)5 П.В. просит решение изменить, удовлетворив требования в полном объеме. Считает, что оснований для назначения служебной проверки не имелось, дисциплинарного проступка истец не совершал, поскольку порошкообразное вещество и свертки фольги были обнаружены в личных вещах его знакомой (ФИО)11, а не у него. Кроме того, указывает на ненадлежащее оформление и регистрацию рапорта о проведении служебной проверки и листа резолюции. Судом не принято во внимание, что рапорт о необходимости продления сроков служебной проверки не поступал. Полагает незаконным и необоснованным отказ в проверке его показаний с использованием СПФИ, рассмотрение ходатайства было произведено в нарушение 5-дневного срока для его рассмотрения. До истца не доведены сведения об основаниях проведения служебной проверки. Считает, что постановка вопросов относительно сбыта наркотических средств и о создании какого-либо интернет магазина не имеет никакого отношения к служебной проверке. Обращает внимание, что факт совершения порочащего проступка, а также совершения грубого нарушения служебной дисциплины со стороны истца ответчиками не доказан.

В апелляционной жалобе ответчики УМВД и (ФИО)4 по (адрес) просят решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Не согласны с выводом суда о взыскании денежной компенсации (пени) за задержку выплат при увольнении. Денежная компенсация за вещевое обмундирование не является формой оплаты за труд и не входит в состав денежного довольствия сотрудников ОВД, выплата такой компенсации производится в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели, имеет компенсационный характер.

В возражениях на апелляционную жалобу (ФИО)5 П.В. УМВД, (ФИО)4 считают решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Просят в удовлетворении апелляционной жалобы истца отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец (ФИО)5 П.В. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи не просил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей истца, ответчиков, мнение прокурора, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел (далее ОВД) урегулированы в Федеральном законе от (дата) № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от (дата) № 342-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от (дата) № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от (дата) № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от (дата) № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

На основании пункта 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ одним из видов дисциплинарного взыскания, которое может быть наложено на сотрудника ОВД дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от (дата) № 342-ФЗ, является увольнение со службы в ОВД.

Пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ определено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник ОВД - увольнению со службы из ОВД в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД.

         По смыслу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ увольнение за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, является одним из видов дисциплинарного взыскания.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 13, 47, пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ, исходил из законности оспариваемых приказа и заключения служебной проверки, соблюдения порядка и срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности, соразмерности примененного взыскания существу допущенного нарушения. Установил, что действия (бездействие) (ФИО)5 П.В. являлись достаточным основанием для увольнения истца со службы из ОВД в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника ОВД. Проверив в полном объеме доводы истца о нарушении порядка и процедуры проведения служебной проверки, суд пришел к выводу, что как порядок проведения, так и процедура проведения служебной проверки ответчиками не была нарушена. Кроме того, не ограничиваясь результатами служебной проверки, суд, проанализировав предоставленные сторонами документы, пришел к выводу о законности применения к (ФИО)5 П.В. меры дисциплинарного взыскания как увольнение.

Частично удовлетворяя требование истца о взыскании денежной компенсации за нарушение установленного срока выплат при увольнении, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения ответчиком срока производства выплат при увольнении работника установлен.

Судебная коллегия считает данные выводы суда обоснованными, постановленными при правильной оценке, представленных по делу доказательств, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, (ФИО)5 П.В. проходил службу в (ФИО)4 с (дата), с 31 октября 216 года в должности начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков (ФИО)4.

Приказом УМВД от (дата) (номер) л/с (ФИО)5 П.В. уволен из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №342-ФЗ, в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Основанием для увольнения (ФИО)5 П.В. послужила служебная проверка, утвержденная начальником УМВД полковником полиции (ФИО)17 (дата).

Основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт врио начальника ОРЧ СБ УМВД полковника полиции (ФИО)12 от (дата) о том, что отрабатывая отдельное поручение следователя отдела по расследованию особо тяжких преступлений СУ УМВД по городу Сургуту по уголовному делу, возбужденному по части 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неизвестного лица, в ходе обыска, проведенного сотрудниками ОРЧ СБ УМВД, по месту проживания начальника (ФИО)1 капитана полиции (ФИО)5 П.В. в (адрес), обнаружено 8 свертков с порошкообразным веществом белого цвета и 377 свёртков фольги, предположительно муляж.

В целях выяснения обстоятельств, условий и причин, послуживших основанием для нахождения изъятых предметов и веществ по месту жительства (ФИО)5 П.В., а также дачи оценки действиям (бездействию) должностных лиц, в подчинении которых находится (ФИО)5 П.В., действиям должностных лиц, ответственных за зональный контроль по направлению деятельности, а также должностных лиц, ответственных за морально-психологическую работу в (ФИО)4, руководством УМВД назначена служебная проверка, проведение которой поручено ОРЧ СБ УМВД.

    При этом, как правильно установил суд первой инстанции, служебная проверка назначена не в отношении (ФИО)5 П.В., а по факту событий, описанных в рапорте врио начальника ОРЧ СБ УМВД от (дата).

Согласно заключению судебной химической экспертизы от (дата) (номер) вещество, обнаруженное в ходе обыска по месту проживания (ФИО)5 П.В., является наркотическим средством мефедрон (4-метилметкатинон), общей массой 13,04 грамма, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а так же значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей содержащих наркотические средства или психотропные вещества для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», относится к крупному размеру.

По данному факту (дата) следственным отделом по городу Сургуту следственного управления следственного комитета России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отношении начальника (ФИО)1 капитана полиции (ФИО)5 П.В., старшего оперуполномоченного (ФИО)1 майора полиции (ФИО)13, (ФИО)14 и иных неустановленных следствием лиц, возбуждено уголовное дело (номер) по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пункта «г» части 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов служебной проверки, (ФИО)5 П.В., совместно с (ФИО)11, (ФИО)13 и другими неустановленными лицами, приобретали наркотические средства синтетического производства для дальнейшего их распространению на территории (адрес) и (адрес).

Из пояснений (ФИО)11, следует, что приобрела у неустановленного поставщика наркотические средства порошкообразное вещество белого цвета, содержащее в своем составе мефедрон (4-метилметкатинон), массой не менее 13,04 грамм, и передала (ФИО)5 П.В., который незаконно хранил указанное вещество в своей квартире по вышеуказанному адресу.

Из пояснений, данных (ФИО)5 П.В. (дата) следует, что в ходе служебной деятельности истец познакомился с (ФИО)11, которая представляла оперативный интерес в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в связи с чем, он осуществлял с ней общение. К наркотическому средству, обнаруженному в его квартире, в ходе обыска, он никакого отношения не имеет, поскольку запрещенные вещества находились в личных вещах (ФИО)11. Также (ФИО)5 П.В. пояснил, что к сбыту наркотических средств отношения не имеет, интернет-магазины по продаже наркотических средств никогда не создавал.

Между тем, судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами как служебной проверки, так и иными собранными по делу доказательствами (копией протокола обыска, копией протокола опроса (ФИО)11 от (дата), копией протокола опроса (ФИО)15 от (дата), копией заключения эксперта от (дата) (номер), объяснением (ФИО)16 от (дата) и другими), (ФИО)5 П.В., действуя совместно с (ФИО)11, состоя с ней в приятельских отношениях, и со своими подчиненными сотрудниками (ФИО)13 и (ФИО)15 создали видимость надлежащего исполнения своих должностных обязанностей по выявлению и пресечению преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, путем задержания и привлечения к уголовной ответственности потребителей и курьеров, получавших от (ФИО)11 наркотические средства, в результате полученной от последней информации, а в дальнейшем из корыстной заинтересованности, выраженной в сокрытии незаконных действий (ФИО)11, для дальнейшего использования в совместном сбыте наркотических средств и получения от этого дохода, а также с целью сокрытия особо тяжких преступлений, и освобождения лиц, виновных в незаконном сбыте наркотических средств от уголовной ответственности, что является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции о том, что (ФИО)5 П.В. своими действиями совершил проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, вызывающие объективные сомнения в беспристрастности сотрудника органов внутренних дел, правильным. Исходя из требований действующего законодательства, регулирующего деятельность органов внутренних дел, сотрудник полиции, в данном случае (ФИО)5 П.В., обязан был даже и при наличии приятельских отношениях с (ФИО)11, пресечь ее действия по распространению наркотических средств. Материалы дела не содержат доказательств, в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих, что действия истца были направлены, в свете его должностных обязанностей, на выявление и пресечение сбытчиков и покупателей наркотических средств, поскольку истцом надлежащим образом не были оформлены оперативно-розыскные действия по проведению вышеуказанных действий, вышестоящее руководство о таких мероприятиях не было проинформировано, согласие на вышеуказанные действия не были получены. Своими действиями (ФИО)5 П.В. нанес урон престижу и авторитету органов внутренних дел с учетом того, что одним из основных критериев официальной оценки деятельности ОВД является общественное мнение, действия сотрудника полиции должны быть обоснованными и понятными даже когда он не находится при исполнении служебных обязанностей.

Статьей 52 Федерального закона № 342-ФЗ определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки.

Частью 8 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ определено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 Федерального закона № 342-ФЗ может быть проведена служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного закона, а также по заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона № 342-ФЗ).

Таким образом, названными выше нормативными правовыми актами, регулирующими прохождение службы в ОВД и порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение, установлены четкие и последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в том числе, отнесены нормы, содержащие требования к заключению по результатам служебной проверки, нормы о целях и порядке проведения служебной проверки, о сборе документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, об опросе сотрудников органов внутренних дел, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел России от (дата) (номер) (далее Порядок).

По общему правилу поручение сотруднику проведение служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для ее проведения. Уполномоченный руководителем на проведение служебной проверки сотрудник должен провести служебную проверку, в рамках которой в том числе обязан: разъяснить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, его права и обеспечить условия для реализации его прав; документально подтвердить дату и время совершения сотрудником дисциплинарного проступка; выявить обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке. При этом соблюдение установленной нормативными правовыми актами процедуры, связанной с назначением лица, которому поручается проведение служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел, позволяет сотруднику, в отношении которого она проводится, заявить о наличии обстоятельств, препятствующих уполномоченному на проведение служебной проверки лицу, проводить служебную проверку, что имеет целью обеспечить права сотрудника при проведении в отношении него служебной проверки.

(дата) на имя начальника УМВД (ФИО)17 врио начальника ОРЧ СБ УМВД полковником полиции (ФИО)12 подан рапорт о поступлении отдельного поручения следователя отдела по расследованию особо тяжких преступлений СУ УМВД по городу Сургуту по уголовному делу, возбужденному по части 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неизвестного лица, в ходе обыска, проведенного сотрудниками ОРЧ СБ УМВД, по месту проживания начальника (ФИО)1 капитана полиции (ФИО)5 П.В. в (адрес), обнаружено 8 свертков с порошкообразным веществом белого цвета и 377 свёртков фольги, предположительно муляж.

Согласно резолюции руководителя УМВД по ХМАО-Югре от (дата) принято распоряжение о проведении служебной проверки.

На основании резолюции врио начальника ОРЧ СБ УМВД полковника полиции (ФИО)12 проведение служебной проверки поручено оперуполномоченному по ОВД ОРЧ СБ УМВД по ХМАО-Югре майору полиции (ФИО)18

Вопреки доводов апелляционной жалобы поручение о проведении служебной проверки дано уполномоченным на то лицом, оформление и регистрация рапорта о проведении служебной проверки и листа резолюции произведено в установленном законном порядке.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что рапорт о необходимости продления сроков служебной проверки не поступал правового значения не имеет, поскольку проверка инициирована (дата), заключение служебной проверки в отношении истца принято (дата) (т.2 люд.174-201). Служебная проверка назначена с соблюдением установленного двухнедельного срока, и проведена в течение месяца, соответственно никаких продлений срока проведения служебной проверки в отношении истца не требовалось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что незаконно было отказано в проверке показаний истца с использованием СПФИ, рассмотрение ходатайства было произведено в нарушение 5-дневного срока для его рассмотрения, не являются основаниями для признания служебной проверки незаконной, поскольку правового значения в рамках проведения служебной проверки не имеют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что до (ФИО)5 П.В. не были доведены сведения об основаниях проведения служебной проверки, судебной коллегией отклоняются, поскольку истцом в рамках проведения служебной проверки давались пояснения, в связи с чем, ему достоверно было известно на каком основании проводится данная проверка.

Не ознакомление истца с заключением служебной проверки не является основанием для ее признания незаконной, поскольку истец с заявлением на ознакомление с оспариваемым заключением в соответствии с пунктом 30.15 Порядка после его утверждения, не обращался. При этом, как правильно установил суд первой инстанции, истец о проведении проверки знал, поскольку в ходе проверки давал объяснения об обстоятельствах совершенного проступка.

Указывая в апелляционной жалобе на нарушение ответчиками при проведении служебной проверки пунктов 30.6, 30.12, 41-45 Порядка, истец не приводит конкретные нарушения вышеуказанных пунктов, а лишь приводит их содержание.

Пунктами 41 - 43 Порядка предусмотрено, что после утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику). Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

Как следует из материалов дела, вышеуказанные пункты ответчиком не были нарушены.

При проведении служебной проверки УМВД соблюдены подпункты 30.6 - 30.8 пункта 30 Порядка о том, что сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

Служебная проверка содержит, предусмотренные подпунктом 30.11 пункта 30 Порядка нормы о том, что сотрудник, проводящий служебную проверку, обязан опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

По результатам служебной проверки на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных УМВД составлено заключение, которое состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной, то есть пункт 34 Порядка соблюден.

Вводная часть содержит указания на должность, звание, фамилию, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий, соответственно подпункт 35.2 пункта 35 Порядка соблюден.

Равно как и соблюдены требования указанные в подпунктах 36.3, 36.4, 36.7, 36.8 пункта 36 Порядка, поскольку описательная часть содержит факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части, в частности, указаны предложения о применении к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, соответственно подпункт 37.2 пункта 37 Порядка исполнен (пункт 2 - Предложено за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, начальника (ФИО)1 П.В. уволить со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 83 Федерального закона № 342-ФЗ (т.21 л.д.201).

Между тем, истцом нарушений ответчиком установленной Порядком процедуры проведения служебной проверки, в рамках требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставлено не было.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры увольнения судебная коллегия признает несостоятельными. Заключение служебной проверки, которой установлена неправомерность действий (ФИО)5 П.В. является обоснованной, а действия истца правомерно квалифицированы работодателем как совершение им проступка, порочащего честь сотрудника полиции. Проверка назначена и проведена уполномоченными лицами и в установленные законодательством сроки.

В силу части 6 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее, чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее, чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 51 Федерального закона № 342-ФЗ).

Из имеющихся материалов дела следует, что (ФИО)5 П.В. привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее, чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки, проверка также назначена в течение двух недель с момента, когда стало прямому начальнику известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

При таких обстоятельствах, основания для признания вышеуказанного заключения служебной проверки незаконным, отсутствуют. В связи с чем требования (ФИО)5 П.В. в данной части не подлежат удовлетворению.

        Основания и порядок временного отстранения сотрудников от исполнения служебных обязанностей регламентированы главой XV Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от (дата) (номер) «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 316.1 вышеуказанного Порядка основанием для временного отстранения сотрудника в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 73 Федерального закона №342-ФЗ, является рапорт прямого или непосредственного руководителя (начальника) либо сотрудника (председателя комиссии), проводящего служебную проверку, содержащий ходатайство о временном отстранении сотрудника.

    Основанием для временного отстранения истца от выполнения служебных обязанностей послужил рапорт врио.начальника (ФИО)4 майора внутренней службы (ФИО)19 от (дата), в связи с назначением проведения служебной проверки по факту обнаружения и изъятия по месту жительства (ФИО)5 П.В. 8 свёртков с порошкообразным веществом белого цвета

Отстранение истца оформлено приказом, что соответствует пункту 317 Порядка, и который, в силу требования пункта 320 Порядка, издан в течение суток с момента принятия решения об отстранении.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что также не подлежат удовлетворению требования о признании незаконным приказа УМВД от (дата) (номер) л/с об отстранении от выполнения служебных обязанностей; уведомления УМВД от (дата) (номер); вывода служебной проверки о совершении проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанными выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона № 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) (номер)-О).

Кроме того, как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в ОВД, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования ОВД, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в ОВД, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности (постановления от (дата) (номер)-П, от (дата) (номер)-П, от (дата) (номер)-П, от (дата) N 1834-О, от (дата) (номер)-О и др.).

Таким образом, возможность увольнения сотрудников ОВД за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

Обстоятельств отягчающих или смягчающих вину (ФИО)5 П.В. установлено не было.

В пункте 5 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства внутренних дел России от (дата) (номер) установлено, что невыполнение сотрудником этических требований приводит к утере им доброго имени и чести, лишению морального права на уважение, поддержку и доверие со стороны его коллег, руководителей (начальников) и других граждан.

Указанные действия сотрудника, безусловно, наносят ущерб авторитету ОВД, и их совершение явилось достаточным для применения в отношении истца меры дисциплинарного взыскания в виде увольнения из ОВД за совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД. Наделяя особыми полномочиями, законодатель предъявляет и особые требования к сотрудникам ОВД в связи с выполнением ими возложенных задач. При этом, будучи сотрудником ОВД, истец должен был понимать негативные последствия совершения своих действий.

На основании вышеизложенного, оснований для признания незаконными процедуры увольнения из ОВД, приказа УМВД от (дата) (номер) о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел, его отмене, восстановлении на службе в ОВД в должности, замещаемой до увольнения; включении в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, время вынужденного прогула; взыскании с УМВД компенсации морального вреда в размере 80 000 рублей, не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что заключение по материалам служебной проверки основано на материалах, возбужденного в отношении истца уголовного дела, однако приговор по делу еще не вынесен, вина не установлена, не является основанием к отмене решения суда, поскольку причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от (дата) № 342-ФЗ, является совершение им проступка, умаляющего авторитет органов внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от (дата) (номер)-О). Кроме того, правового значения для разрешения спора о восстановлении на работе они не имеют на том основании, что вышеуказанные доводы имеют правовое значение для разрешения вопроса о привлечении истца к административной либо уголовной ответственности. В данном случае имеет значение сам факт совершения (ФИО)5 П.В. проступка, порочащего честь и деловую репутацию сотрудника полиции, который наносит урон престижу, авторитету, доброму имени и высокому званию сотрудника органов внутренних дел, не соответствует стандартам профессионализма и этическим принципам стража правопорядка, который установлен и доказан вышеуказанными материалами, документами и свидетельскими показаниями.

Доводы апелляционной жалобы о том, что факт совершения вменяемого истцу проступка не подтвержден, не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами.

Разрешая требование истца и взыскивая с (ФИО)4 денежную компенсацию в размере 72 рублей 46 копеек за задержку установленных выплат при увольнении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с пунктом 2 приказа МВД России от (дата) (номер) «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования» (далее Порядок выплаты денежной компенсации) выплата денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества производится в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели.

Пунктом 7 Порядка выплаты денежной компенсации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудники, увольняемые из органов внутренних дел, возмещают стоимость выданных им предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки, взаиморасчеты с ними производятся в следующем порядке: за предметы вещевого имущества личного пользования, положенные сотрудникам по нормам снабжения и неполученные ко дню увольнения, им начисляется денежная компенсация (пропорционально - с месяца возникновения права на получение данных предметов по месяц увольнения); за полученные ко дню увольнения предметы вещевого имущества личного пользования с неистекшими сроками носки с сотрудников взыскивается задолженность по стоимости предметов вещевого имущества личного пользования (пропорционально - с месяца увольнения по месяц окончания срока носки предметов).

Из справки ФКУ «ЦХиСО УМВД по ХМАО-Югре» от (дата) (номер) (ФИО)5 П.В. начислена денежная компенсация вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования в сумме 28 414 рублей 45 копеек, указанная сумма перечислена истцу (дата) платежным поручением (номер).

Согласно статье 236 Трудового кодека Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) (номер) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.

Если коллективным договором или трудовым договором определен размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера при условии, что он не ниже установленного статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

На основании статьи 236 Трудового кодека Российской Федерации, устанавливающей обязанность выплаты денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплат заработной платы, и пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) (номер) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» с ответчика, как работодателя, взыскана компенсация в связи с нарушением установленного срока выплаты заработной платы.

Как следует из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной, оспариваемой части заработной платы, включая индексацию, данной нормой закона не предусмотрена.

Вместе с тем, как следует из материалов, (ФИО)5 П.В. была начислена денежная компенсация вместо положенных предметов вещевого имущества личного пользования, однако начисленная и подлежащая выплате сумма в размере 28 414 рублей 45 копеек, была перечислена истцу с задержкой, вместо (дата) только (дата).

При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы ответчиков является не состоятельным и не подлежащим удовлетворению.

Расчет, произведенный судом, ответчики не оспаривают, судебной коллегией проверен и признан правильным.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически аналогичны позиции сторон при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. К тому же, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится.

Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб нет, равно как и нет оснований, названных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда независимо от доводов жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                          определила:

        решение Сургутского районного суда (адрес) – Югры от (дата) оставить без изменения, апелляционные жалобы (ФИО)2, Управления Министерства внутренних дел России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югре, отдела Министерства внутренних дел России по (адрес) без удовлетворения.

        Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

         Мотивированное определение изготовлено (дата).

Председательствующий                                                        (ФИО)21

Судьи                                                                                      (ФИО)3

                                                                                                 Воронин С.Н.

33-7236/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Павел Викторович
Ответчики
УМВД России по ХМАО-Югре
ОМВД ПО СУРГУТСКОМУ РАЙОНУ
Другие
Прокуратура
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Максименко Инна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
15.10.2021Передача дела судье
09.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2021Передано в экспедицию
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее