Решение по делу № 12-2/2019 от 26.12.2018

Мировой судья Палагин А.В.                 Дело №12-2/2019

РЕШЕНИЕ

17 января 2019 года           с. Усть-Кокса

Судья Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай Плотникова М.В., рассмотрев жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай на постановление мирового судьи судебного участка Усть-Коксинского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Орган, составивший протокол об административном правонарушении, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес юридического лица вынесено предупреждение, об устранении нарушений законодательства, указанных в пунктах 3, 4 предупреждения, установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ Предупреждение получено ДД.ММ.ГГГГ законным представителем юридического лица Ухановым С.И., сведения о котором в качестве руководителя организации содержались в Едином государственном реестре юридических лиц. Протокол об административном правонарушении составлен не в отношении должностного лица, а юридического лица. Извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении содержалось в предупреждении Управления от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснялось, что в случае неисполнения предупреждения в установленный срок, руководителю организации либо иному лицу, уполномоченному по доверенности, необходимо прибыть в Управление, кабинет , ДД.ММ.ГГГГ до 12-00 часов. На момент возбуждения дела об административном правонарушении Уханов С.И. являлся законным представителем юридического лица, поскольку изменения в ЕГРЮЛ внесены ДД.ММ.ГГГГ Поскольку законный представитель юридического лица в установленный день на составление протокола об административном правонарушении не явился, протокол составлен в его отсутствие, копия направлена на юридический адрес организации. Нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривают запрета на заблаговременное уведомление юридического лица о намерении возбудить производство по делу об административном правонарушении, данная практика рекомендована для территориальных органов письмом Минюста России по ДД.ММ.ГГГГ, потому дополнительного уведомления юридического лица о составлении ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении не требовалось. Должностным лицом Управления ФИО1, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, обнаружены достаточные данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения. Вина юридического лица подтверждается собранными по делу доказательствами: предупреждением от ДД.ММ.ГГГГ, служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Не привлечение виновного лица к административной ответственности нивелирует значимость контроля со стороны государства за некоммерческими организациями, нарушает принцип неотвратимости наказания за нарушение.

Выслушав представителя юридического лица АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» по доверенности Уханова С.И., проверив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ч. 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Частями 1, 2 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители, которыми в соответствии с названным Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Исходя из положений ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Соответствующее извещение должно быть направлено по месту нахождения юридического лица.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (его законного представителя), только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

Исходя из анализа положений ст. 25.4 и ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте правонарушения, о времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» составлен ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций, контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай в отсутствие законного представителя юридического лица.

При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие об извещении законного представителя АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» о том, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица назначено составление протокола об административном правонарушении.

Указывая на надлежащее извещение юридического лица о дате и месте составления протокола об административном правонарушении Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай ссылается на предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ , адресованное главному редактору АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» Уханову С.И., и полученное им лично ДД.ММ.ГГГГ.

В тексте вышеуказанного предупреждения содержится указание о том, что невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ требований предупреждения повлечет административную ответственность. В случае невыполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ данного предупреждения, Управлением будут предприняты меры по привлечению организации (её руководителя) к административной ответственности, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты> адресату (либо лицу, надлежащим образом уполномоченному) необходимо явиться в Управление, для подписания протокола об административном правонарушении. В случае неявки для подписания протокола, он будет составлен в отсутствие адресата.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, не наступили.

При этом текст уведомления содержит информацию о возможном привлечении юридического лица либо руководителя организации к административной ответственности, а также лишь ориентировочное время – до 12 часов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", извещение участвующих в деле лиц в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Учитывая, что иных мер по извещению законного представителя юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении именно в отношении юридического лица должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай не предпринималось, мировой судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии сведений о надлежащем уведомлении юридического лица о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, вывод мирового судьи о том, что основное доказательство подтверждающее виновность юридического лица в совершении административного правонарушения – протокол по делу об административном правонарушении составлен с нарушением закона, является обоснованным и основан на нормах права.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассматривается по существу на основании протокола об административном правонарушении.

Поскольку протокол об административном правонарушении определяет объем инкриминируемых лицу действий и их юридическую квалификацию, мировой судья пришел к правильному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств.

Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай на постановление мирового судьи судебного участка Усть-Коксинского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка Усть-Коксинского района от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении АНО «Редакция газеты «Уймонские вести» - без изменения.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, осуществляется в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья                     М.В.Плотникова

12-2/2019

Категория:
Административные
Другие
АНО Редакция газеты Уймонские вести
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Плотникова Мария Владиковна
Статьи

19.5

Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
26.12.2018Материалы переданы в производство судье
17.01.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее