Дело № 2-1524/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре судебного заседания Тимощенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Амурской Бассейновой природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации, к ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация», ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Амурской Бассейновой природоохранной прокуратуры, действующий в интересах Российской Федерации, обратился с иском в суд к ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация» (далее по тексту ООО «УК БСМ»), ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия. Обращаясь с иском в суд, истец просит возложить на ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация» и ОАО «Российские железные дороги» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства о сохранении водных биологических ресурсов, а именно:
- произвести мероприятия по устранению негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания вследствие строительства объекта «(иные данные)» посредством искусственного воспроизводства и выпуска в бассейн реки Амур молоди кеты в объеме 2257 экземпляра, при массе 1 малька 0,5 кг.;
- произвести мероприятия по устранению негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания вследствие строительства объекта «(иные данные)» посредством искусственного воспроизводства и выпуска в бассейн реки Амур молоди кеты в объеме 847 экземпляров, при массе 1 малька 0,5 кг.;
- произвести мероприятия по устранению негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания вследствие строительства объекта «(иные данные)» посредством искусственного воспроизводства и выпуска в бассейн реки Амур молоди кеты в объеме 4072 экземпляров, при массе 1 малька 0,5 кг.;
- произвести мероприятия по устранению негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания вследствие строительства объекта «(иные данные)» посредством искусственного воспроизводства и выпуска в бассейн реки Амур молоди кеты в объеме 4858 экземпляров, при массе 1 малька 0,5 кг.
Помощник прокурора Веселов Е.Ф. настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям с учетом уточнений, а именно уточнил массу малька – 0,5 кг.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» - Шаповалов О.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и суду пояснил, что мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии со ст.45 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласно которой установлено, что Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395, предусмотрено, что подготовку и утверждение планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы. Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству утверждает Планы для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов в пользование в целях осуществления искусственного воспроизводства за счет собственных средств и компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в случае согласования указанной деятельности соответствующими территориальными органами Федерального агентства по рыболовству. Во исполнение вышеуказанных требований закона ОАО «РЖД» заключила договора между АО «Дальгипротранс» «Подрядчик» и АО «Росжелдорпроект» в лице Хабаровского проектно-изыскательного института «Дальжелдорпроект»-филиала АО «Росжелдорпроект» «Заказчик».
- (№) от (дата) по объекту «(иные данные)»;
- (№) от (дата) по объекту «(иные данные)»;
- (№) от (дата) по объекту «(иные данные)»;
- (№) от (дата) по объекту «(иные данные)».
При проектировании работ по строительству объектов «(иные данные)», «Строительство (иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)» проектной организацией АО «Дальгипротранс» в проектной документации по результата оценки негативного воздействия производства работ по строительству указанных объектов на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания предусмотрены мероприятия по устранению последствий данного негативного воздействия и получены решения АТУ Росрыболовства о согласовании проведения работ в водоохранных зонах водных объектов. Согласно письма исх. (№) от (дата) Дальгипротранс заместителю Комсомольского-на-Амуре природоохранного прокурора Е.В. Александровой о предоставлении информации сообщено следующее: Заключение о согласовании работ в водоохранных зонах водных объектов Солнечного района Хабаровского края были получены АО «Дальгипротранс» в рамках исполнения договорных обязательств по договорам на выполнение проектно-изыскательных работ, заключенным между АО «Дальгипротранс» «Подрядчик» и АО «Росжелдорпроект» в лице Хабаровского проектно-изыскательного института «Дальжелдорпроект» - филиала АО «Росжелдорпроект» «Заказчик». Мероприятия по проведению компенсационных мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов, указанные в вышеупомянутых заключениях, должны осуществляться при выполнении строительных работ на объектах подрядной организацией. Таким образом, ОАО «РЖД» исполняя требования закона о сохранении водных биологических ресурсов перед выполнением работ при строительстве и модернизации станций провела все необходимые мероприятия предусмотренные законом по согласованию работ по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания.
После согласования работ по модернизации станций Восточного полигона ОАО «РЖД» заключило договор № (№) на выполнение комплекса работ, включающего строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД» в (дата). Подрядчиком по настоящему договору выступила ООО «БамСтройМеханизация». Согласно п.4.2. Подрядчик обязан:
- П.(дата). Не допускать нарушения технологий при производстве Работ, угрожающих безопасности объектов, находящихся вблизи строительной площадки.
- П. (дата) Вести общие и специальные журналы производства работ, в которых отражается весь ход фактического производства Работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с производством Работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика в порядке и по формам, утвержденным уполномоченным государственным органом в области государственного строительного надзора «Федеральная служба по экологическому у технологическому и атомному надзору - Ростехнадзор).
- П. (дата) Оплатить за свой счет ущерб третьим лицам, нанесенный по его вине при производстве Работ по настоящему договору. Нести в полном объеме ответственность за ущерб, причиненный Заказчику, в результате судебных решений по иску третьих лиц за противоправные действия Подрядчика и субподрядчиков. Оплатить штрафные санкции административных и надзорных органов за допущенные по вине Подрядчика и субподрядчиков нарушения правил выполнения строительно-монтажных работ, превышения действующих нормативов по загрязнению окружающей среды и другие нарушения.
Таким образом, ОАО «РЖД» вышеупомянутым договором предусмотрело ответственность и финансовые риски за последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания при реконструкции и производства работ на жд станциях предусмотренным вышеуказанным договором. Законодательством РФ в области охраны биоресурсов не предусмотрена ответственность по возложению обязанности на юридическое лицо выступающего в роли заказчика (ОАО «РЖД»), который при строительстве работ по осуществлению реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры РЖД, где подрядной организацией на основании гражданско-правового договора производятся вышеуказанные строительные работы.
Так в соответствии с п. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительства работ. Таким образом, ответственность по ухудшению водных ресурсов возлагается на непосредственного исполнителя по гражданско-правовому договору, а именно на подрядную организацию ООО «БамСтройМеханизация», где ОАО «РЖД» предусмотрела ответственность в договоре № ВП 1142223/Двост на выполнение комплекса работ, включающего строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД» в 2014-2017гг заключенном между ОАО «РЖД» и ООО БамСтройМеханизацию.
Также письмом исх. (№) от (дата) Дальгипротранс, осуществляющие непосредственное согласование с Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству по проектированию работ на Восточном полигоне с целью дальнейшего сохранения водных ресурсов перед началом работ (имеющая соответствующую лицензию на данный вид работ) проинформировала заместителя Комсомольского-на-Амуре природоохранного прокурора о том, что мероприятия по проведению компенсационных мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов должны осуществляться при выполнении строительных работ на объектах подрядной организацией. Просил в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация», в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке. Представлены возражения (том 2 л.д.179, том 3 л.д.3).
Представитель третьего лица Амурское территориальное управление (Федеральное агентство по рыболовству) в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке. Представлен отзыв, согласно которому просит требования прокурора удовлетворить.
Выслушав пояснения помощника прокурора Веселова Е.Ф., представителя ответчика ОАО «РЖД» Шаповалова О.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 ФЗ РФ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
При этом, статьей 3 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 53 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при их отсутствии - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
Согласно пункту 1 части 9 ст. 45 Закона о рыболовстве в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, юридическое лицо заключает договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно п. 7 которого к мероприятиям по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания относится искусственное воспроизводство биоресурсов, которое осуществляется юридическими лицами в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, в порядке, установленном ч. 7 ст. 45 Закона о рыболовстве.
Искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Подпунктом «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных миологических ресурсов и среды их обитания устанавливается, что проведение мероприятий по устранению негативных последствий воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания реализуется посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что мероприятия по устранению негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения, осуществляются юридическими и иными лицами в полном объеме до прекращения оказания такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств, самостоятельно, или с привлечением на договорной основе юридических лиц, осуществляющих мероприятия по искусственному воспроизводству, акклиматизации водных биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов установлен Постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 № 99 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных Биологических ресурсов».
В соответствии с п. 3 Правил № 99 искусственное воспроизводство водных 5иоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства, формируемыми на основании соответствующих заявок юридических лиц (п.п. 6 и 8 Приказа Минсельхоза России от 20.10.2014 № 395 «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов»).
В ходе проведенной проверки прокуратурой было установлено, что согласно договору от (дата) № (№). ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация» выполняло комплекс работ, включающий строительно-монтажные работы, пуско-наладочные работы на объектах железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД»:
- строительство разъезда (иные данные) Дальневосточной железной дороги,
- строительство разъезда (иные данные) Дальневосточной железной дороги,
- строительство разъезда (иные данные) Дальневосточной железной дороги,
- строительство разъезда (иные данные) Дальневосточной железной дороги.
Заказчик работ по данному договору - ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии с п. 17 договора от (дата) № (№) подрядчик (ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация») обязан при осуществлении работ соблюдать требования ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 50 ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство) в соответствии с Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384, в лице территориальных органов. На территории Хабаровского края данное согласование осуществляет Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - АТУ Росрыболовства).
Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной зоны водного объекта, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать проведение работ с территориальным органом Росрыболовства.
Согласно части 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
а. отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
б. оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;в. производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г. предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д. установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е. выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж. определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з. проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Пунктом 4 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную п.п. «б» п. 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения (пункт 5 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания).
Во исполнение вышеуказанных требований закона при проектировании работ по строительству объектов «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)» проектной организацией АО «Дальгипротранс» в проектной документации по результатам оценки негативного воздействия производства работ по строительству указанных объектов на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания предусмотрены мероприятия по устранению последствий данного негативного воздействия и получены решения АТУ Росрыболовства о согласовании проведения работ в водоохранных зонах водных объектов.
Решением АТУ Росрыболовства от (дата) (№) (исх. (№)) о согласовании работ по проектной документации «(иные данные)» установлено, что Хф ТИНРО выполнено заключение о воздействии на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания при реализации объекта «(иные данные)» ((адрес)). Ущерб водным биологическим ресурсам в натуральном выражении составит 101,55 кг. рыбной продукции. Количество молоди кеты, необходимое для восстановления нарушаемого состояния водных биологических ресурсов, составит 2257 экземпляра, при массе 1 малька 0,5 кг.
Предусмотренные проектом мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства осуществить в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания в порядке, установленном п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№).
Решением АТУ Росрыболовства от (дата) (№) (исх. (№)) о согласовании работ по проекту «(иные данные)» установлено, что согласно оценке о воздействии на ВБР и среду их обитания величина ущерба ВБР и среде их обитания при проведении работ по проекту в натуральном выражении составит 38,13 кг.
Проектом предусмотрено проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства и выпуска в бассейн (адрес) молоди кеты в количестве 847 экземпляров.
Решением АТУ Росрыболовства от (дата) (№) (исх. (№)) о согласовании работ по проектной документации «(иные данные)» установлено, что Хф ТИНРО выполнено заключение о воздействии на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания при реализации объекта «(иные данные)» ((адрес)). Ущерб водным биологическим ресурсам в натуральном выражении составит 183,26 кг рыбной продукции. Количество молоди кеты, необходимое для восстановления нарушаемого состояния водных биологических ресурсов, составит 4072 экземпляра, при массе 1 малька 0,5 кг.
Предусмотренные проектом мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства осуществить в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания в порядке, установленном п. 7 Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (№).
Решением АТУ Росрыболовства от (дата) (№) (исх. (№)) о согласовании работ по проектной документации «(иные данные)» установлено, что Хф ТИНРО выполнено заключение о воздействии на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания при реализации объекта «(иные данные)» ((адрес)). Ущерб водным биологическим ресурсам в «тральном выражении составит 218,62 кг рыбной продукции. Количество молоди кеты, необходимое для восстановления нарушаемого состояния водных биологических ресурсов, составит 4858 экземпляров, при массе 1 малька 0,5 кг.
Согласно п. 7 Положения о мерах по сохранению биоресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380, мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Статьей 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 № 99, искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами искусственного воспроизводства водных биоресурсов, утвержденными Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Порядком подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденным приказом Минсельхоз России от 20.10.2014 № 395, предусмотрено, что подготовку и утверждение планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов осуществляет Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы.
Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству утверждает Планы для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, планирующих осуществлять искусственное воспроизводство без предоставления водных биоресурсов в пользование в целях осуществления искусственного воспроизводства за счет собственных средств и компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в случае согласования указанной деятельности соответствующими территориальными органами Федерального агентства по рыболовству.
В Планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование (далее - заявление на воспроизводство), поданных в порядке, установленном в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Работы по строительству объектов «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)» полностью выполнены, объекты сданы и приняты в эксплуатацию в (дата), что подтверждается информацией ООО «Управляющая компания БамСтройМеханизация».
Согласно информации АТУ Росрыболовства от (дата) обязательства по компенсации ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам и среде их обитания вследствие строительства объектов «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)», «(иные данные)» до настоящего времени не выполнены.
Таким образом, непроведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства причиняет ущерб водным биологическим ресурсам, что нарушает законные интересы Российской Федерации.
В спорных правоотношениях не подлежит применению п.17 договора от (дата) № (№), заключенного между заказчиком - ОАО «РЖД» в лице Дирекции по строительству сетей связи - филиала ОАО «РЖД» и ООО «УК БСМ» (далее по тексту - Договор), так как в данном пункте речь идет об ответственности ООО «УК БСМ» за нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и иных нормативных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанных в пункте 17 Договора нарушений ООО «УК БСМ» не совершило.
В обязанности ООО «УК БСМ» не входило осуществление мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства. Данное утверждение следует из Ведомостей договорной цены и Календарных графиков производства работ, являющихся приложениями к указанному выше Договору по следующим объектам:
«(иные данные) Дальневосточной железной дороги»;
«(иные данные) Дальневосточной железной дороги»;
«(иные данные) Дальневосточной железной дороги»;
«(иные данные) Дальневосточной железной дороги».
Судом также установлено, что ОАО «Дальгипротранс», ООО «УК БамСтройМеханизация» и ОАО «РЖД» не обращались в Амурское ТУ Росрыболовства с заявлением об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование.
Вместе с тем, обязанность по компенсации ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате строительства объектов Дальневосточной железной дороги (разъезд (иные данные)) не исполнена, компенсационные мероприятия в виде искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и их последующего выпуска в естественную среду обитания не осуществлены.
Неосуществление мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов приводит к тому, что ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам при производстве работ не возмещается путем выпуска молоди в водные объекты рыбохозяйственного значения, что приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), а также к нарушению принципа законодательства о рыболовстве и сохранения водных биологических ресурсов - приоритета охранения водных биоресурсов (п. 2 ст. 2 Закона №166-ФЗ).
Исходя из изложенного выше, ответчик обязан выпустить в бассейн реки Амур молодь кеты в количестве, указанном в решениях о согласовании работ по строительству объектов Дальневосточной железной дороги. Учитывая биологические особенности развития водных биологических ресурсов (от закладки икры на инкубацию до выпуска молоди в естественную среду обитания), выпуск молоди кеты возможен ежегодно в период с апреля по июнь.
Разрешая вопрос о том, кто является надлежащим ответчиком по настоящему делу, суд приходит к следующему.
ОАО «РЖД» (Заказчик по Договору) в силу прямого нормативного указания обязано привлечь на договорной основе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять деятельность по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, а также перечислить указанным лицам денежные средства для осуществления мероприятий по устранению негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания посредством искусственного воспроизводства.
В Ведомостях договорной цены и Календарных графиках производства работ к Договору по указанным выше объектам не предусмотрено обязанности ООО «УК БСМ» по проведению мероприятий, связанных с возмещением убытков за нанесение урона окружающей среде (водные биологические ресурсы), а также не предусмотрены затраты для проведения указанных выше мероприятий. По указанным выше причинам денежные средства от ОАО «РЖД» в адрес ООО «УК БСМ» не перечислялись.
Анализируя в совокупности вышеуказанные нормы права в области природоохранного законодательства и нормы гражданского законодательства, суд приходит к выводу о том, что гражданско-правовую ответственность в данном случае должно нести ОАО «РЖД», как заказчик строительства.
Все установленные по делу доказательства подтверждаются материалами дела, при этом факт строительства разъездов в интересах заказчика ОАО «РЖД» не оспаривался сторонами.
В силу ст.103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика ОАО «РЖД» взысканию подлежит государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «(░░░░ ░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 2257 ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 0,5 ░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «(░░░░ ░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 847 ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 0,5 ░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «(░░░░ ░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 4072 ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 0,5 ░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «(░░░░ ░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 4858 ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 0,5 ░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░», - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░-░░░░░░░