Решение по делу № 2-353/2022 от 09.09.2022

Дело № 2-353/2022

10RS0018-01-2022-000652-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суоярви                                         10 ноября 2022 года

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                          Кемпи Е.И.,

при секретаре                                                                                       Булатевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Республики Карелия к О.В., Ю.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и встречному исковому заявлению О.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., к прокуратуре Республики Карелия, администрации муниципального образования «Суоярвский район» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Прокуратура Республики Карелия обратилась с иском к О.В., Ю.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., о расторжении договора найма служебного жилого помещения по адресу: ..., признании утратившими право пользования указанным служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения. Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в федеральной собственности и передано истцу в оперативное управление, отнесено к служебному помещению. 21.07.2015 между истцом и О.В. заключен договор найма служебного помещения на период прохождения последним службы .... 19.10.2015 в жилое помещение вселены и зарегистрированы супруга Ю.А. и дочь Е.О., в собственности которых жилых помещений не имеется. За О.В. зарегистрировано право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. и жилой дом, расположенный по адресу: ..., площадью ... кв.м. В порядке досудебного урегулирования спора ответчиками спорное жилое помещение не освобождено, в связи с чем просят расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от хх.хх.хх г., заключенный с О.В., признать О.В., Ю.А. и несовершеннолетнюю Е.О. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ... и выселить их без предоставления другого жилого помещения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Суоярвский район» в лице отдела социальной политики, исполняющего функции органа опеки и попечительства.

Возражая против первоначального иска, О.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., обратился со встречным исковым заявлением к прокуратуре Республики Карелия, мотивированным тем, что в период с хх.хх.хх г. проходил службу .... По состоянию на 12.05.2008 в собственности, в социальном найме жилого помещения не имел, в связи с чем ему было предоставлено спорное жилое помещение, при этом договор найма служебного жилого помещения не заключался вплоть до 21.07.2015, что свидетельствует о фактически сложившимися с ответчиком отношениями социального найма в отношении спорной квартиры. В ЕГРН сведения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду также не содержатся. Вселение 19.10.2015 в квартиру супруги Ю.А., а 18.01.2016 дочери Е.О. по смыслу ч. 1 ст. 70 ЖК РФ свидетельствует о его действиях как нанимателя жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма. Полагает, что спорное жилое помещение не приобрело статус служебного, в связи с чем просит признать за ним и членами его семьи право пользования квартирой ... Республики Карелия, общей площадью 42,6 кв.м. на условиях социального найма в составе семьи 3 человека: О.В., Ю.А., Е.О. и обязать прокуратуру Республики Карелия заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения на состав семьи из трех человек.

Определениями суда по встречному иску к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Суоярвский район», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Ю.А., Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску (представитель ответчика по встречному иску) Магомедов А.М., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что О.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях ни в Лахденпохском, ни в Суоярвском районе. С учетом положений ст.ст. 210, 212 ГПК РФ просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку фактически ответчики не проживают в спорном жилом помещении, в связи с чем отсутствует необходимость предоставления им разумного срока для переселения, кроме того, у истца не имеется возможности проверить фактическое состояние жилого помещения, состояние коммунальных систем (электроснабжения, отопления, водоснабжения), что может привести к аварийным ситуациям и затронуть права других жильцов, а также проверить показания индивидуальных приборов учета, находящихся в квартире, для погашения задолженности. Возражая против удовлетворения встречных исковых требований, свою позицию мотивировал определением Конституционного Суда РФ от 07.11.2008 № 632-О-О, согласно которому жилые помещения, приобретаемые за счет федерального бюджета и предоставляемые, в том числе работникам органов прокуратуры, являются специализированным жилым фондом, в связи с чем в силу прямого указания Закона принятие специального решения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилфонду не требуется, что также исключает возможность возникновения у нанимателя права пользоваться таким жилым помещением на условиях договора социального найма.

В судебное заседание ответчики по первоначальному иску О.В. (истец по встречному иску), Ю.А. не явились, извещены, в письменных ходатайствах просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требованиях и об удовлетворении встречных исковых требований.

Представитель администрации МО «Суоярвский район» в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве полагали первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению без нарушения прав несовершеннолетней Е.О., в удовлетворении встречных исковых требований просили отказать, указали, что О.В. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит, с заявлением о постановке на учет не обращался.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены.

Суд, заслушав представителя истца по первоначальному иску, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В силу ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 1, 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что О.В., проходившему с хх.хх.хх г. службу ..., с хх.хх.хх г. – последовательно в должности ... на основании решения жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Республики Карелия от хх.хх.хх г. выделена служебная двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу: ...

Согласно Выписке из ЕГРН правообладателем квартиры, расположенной по адресу: ..., площадью ... кв.м., является прокуратура Республики Карелия, которой указанное жилое помещение передано как объект специализированного жилищного фонда, закрепленного на праве оперативного управления, что также подтверждается актом о приеме-передаче квартиры от 20.07.2010.

Прокуратурой Республики Карелия с О.В. последовательно заключались договоры найма от хх.хх.хх г., от хх.хх.хх г. , от хх.хх.хх г. указанного жилого помещения, условиями которых предусматривалось предоставление квартиры нанимателю на период службы в прокуратуре ..., досрочное расторжение договора найма жилого помещения в случае увольнения (окончания срока службы) нанимателя из органов прокуратуры с освобождением жилого помещения, а в случае отказа – выселению без предоставления другого жилого помещения за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

19.10.2015 в спорное жилое помещение вселена супруга О.В.Ю.А., хх.хх.хх г. - дочь Е.О.., хх.хх.хх г. года рождения.

хх.хх.хх г. О.В. обратился в жилищную комиссию прокуратуры Республики Карелия с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Приказом Генерального прокурора РФ от хх.хх.хх г. О.В. освобожден от должности ... и уволен в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

хх.хх.хх г. О.В. обратился в жилищную комиссию прокуратуры Республики Карелия с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность как нуждающемуся в жилом помещении на основании ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» спорной квартиры.

В соответствии с протоколом от хх.хх.хх г. жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации принятие решения о предоставлении О.В. спорного жилого помещения в собственность отложено до правового урегулирования вопроса передачи в собственность жилого помещения, превышающего установленные пунктом 15 Временного положения нормы предоставления прокурору жилого помещения в собственность.

Пунктами 13 - 15 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.11.2014 № 616 (действующего в период спорных правоотношений) установлено, что прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением. Передача в собственность прокурора (иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Положением) жилого помещения осуществляется по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право на получение в собственность жилого помещения сохраняется за: 1) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета; 2) членами семьи прокурора, состоявшего на учете нуждающихся в жилых помещениях, проживавшими совместно с ним, в случае его гибели (смерти) вследствие увечья или иного повреждения здоровья либо вследствие заболевания, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей (абзац седьмой пункта 5 статьи 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора. За вдовами (вдовцами) прокуроров это право сохраняется до повторного вступления в брак.

Норма предоставления площади жилого помещения в собственность прокурору составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека, 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек, 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.

Согласно п. 17 ст. 44.1 (введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 492-ФЗ) Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях:

а) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с подпунктами "б" - "е" пункта 1 статьи 43 настоящего Федерального закона;

б) проживавшими совместно с прокурором членами его семьи в случае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если указанные члены семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент гибели (смерти) прокурора и сохранились после его гибели (смерти). При этом предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется указанным членам семьи в равных долях. За вдовами (вдовцами) прокуроров право на предоставление единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность сохраняется до повторного вступления в брак;

в) инвалидами I и II групп, которые уволены из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы и инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент их увольнения.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от хх.хх.хх г. «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями» утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее – Положение).

Пунктами 3.8, 3.11 Положения предусмотрено, что на основании решений, указанных в пунктах 3.6 и 3.7 Положения и оформленных соответствующими распоряжениями, с прокурорскими работниками заключаются договоры найма служебного жилого помещения согласно приложению № 4 к Положению, и передача служебного жилого помещения осуществляется по акту приема-передачи служебного жилого помещения, который является неотъемлемой частью договора найма служебного жилого помещения (приложение № 5 к Положению). Предоставление и использование жилого помещения в качестве служебного допускается после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в установленном порядке. Служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работникам является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аналогичные пункту 15 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений требования к норме предоставления площади жилого помещения содержатся в п. 7 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в п. 3.9 Положения.

В соответствии с актуальными сведениями Единого государственного реестра недвижимости за О.В. зарегистрировано право собственности на жилое здание с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ...; по состоянию на хх.хх.хх г. также было зарегистрировано право собственности на жилое помещение с кадастровым номером , площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ....

Ю.А., несовершеннолетняя Е.О. зарегистрированных на праве собственности объектов недвижимости не имеют.

хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. прокуратурой ... в адрес О.В. направлялись извещения, в том числе с требованием об освобождении спорной квартиры, которое до настоящего времени не исполнено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено О.В. по договору найма служебного жилого помещения для временного проживания на время прохождения службы в органах прокуратуры; решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ о передаче ему жилого помещения в собственность не принято; он и члены его семьи не относятся к категории лиц, которые в силу закона не могут быть выселены из служебного жилого помещения, а иные предусмотренные законом основания для сохранения за семьёй О.В. права пользования служебным жилым помещением отсутствуют, кроме того, в собственности О.В. имеется жилое здание, площадь которого превышает норму предоставления в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу, что исковые требования прокуратуры Республики Карелия к О.В., Ю.А., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., о расторжении договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении из него без предоставления другого жилого помещения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Встречные исковые требования О.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и обязании прокуратуры Республики Карелия заключить договор социального найма спорного жилого помещения не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 № 632-О-О, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 01.01.2005, порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 № 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах" и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2008 № 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что жилые помещения, приобретаемые за счет средств федерального бюджета и предоставляемые вышеуказанным категориям лиц являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется, что также исключает возможность возникновения у их нанимателей права пользования такими жилыми помещениями на условиях договора социального найма.

При таких обстоятельствах довод О.В. о пользовании им спорной квартирой на условиях договора социального найма не соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

В обоснование своей позиции об обращении решения суда к немедленному исполнению представителем истца по первоначальному иску представлен ответ управляющей компании ООО «Управдом», обслуживающей жилой ..., из которого следует, что со слов соседей в ... указанного МКД никто не проживает, в летний период была вывезена мебель, также имеется задолженность по содержанию жилого помещения и жилищно-коммунальным услугам, что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета.

Поскольку фактически семья О.В. не проживает в спорном жилом помещении, в связи с чем отсутствует необходимость предоставления им разумного срока для переселения, при этом у истца по первоначальному иску отсутствует возможность осуществления контроля за состоянием жилого помещения и коммунальных систем, что может привести как к значительному ущербу для собственника спорного жилого помещения, так и затронуть права других собственников МКД, суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании ст. 103 ГПК РФ с О.В., Ю.А. в доход бюджета Суоярвского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 150 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 103, 212, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокуратуры Республики Карелия удовлетворить.

Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от хх.хх.хх г. , заключенный между прокуратурой Республики Карелия и О.В..

Признать О.В., Ю.А., несовершеннолетнюю Е.О., хх.хх.хх г. года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., и выселить их без предоставления другого жилого помещения.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с О.В., Ю.А. в доход бюджета Суоярвского муниципального района государственную пошлину в размере по 150 руб. с каждого.

В удовлетворении встречных исковых требований О.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е.О., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                           Е.И. Кемпи

Мотивированное решение составлено 15.11.2022.

2-353/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Болгов Олег Владимирович
Администрация МО "Суоярвский район"
Болгова Юлия Аркадьевна
Информация скрыта
Другие
Генеральная прокуратура РФ
Орган опеки и попечительства администрации МО "Суоярвский район"
Прокуратура Суоярвского района РК Магомедов А.М.
Болгова Юлия Аркадьевна
Суд
Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпи Елена Ивановна
Дело на странице суда
suoyarvsky.kar.sudrf.ru
09.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2022Передача материалов судье
14.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2022Предварительное судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее