Дело № 2-3561/2021
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 21сентября 2021г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедрасулова Б.М.
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД о признании незаконным бездействия и обязать по совершению действия по обращению защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объектов в реестр федеральной собственности,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в РД о признании незаконным бездействия и обязать по совершению действия по обращению защитных сооружений гражданской обороны в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объектов в реестр федеральной собственности, указав, что прокуратурой <адрес> r. Maxaчкалы в ходе проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании использовании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных территории внутригородского района «<адрес>» <адрес> установлено, что установлено, что защитные сооружения, расположенные на территории ОАО «Махачкалинский ДСК» Министерства строительства <адрес>, в установленном порядке в федеральной собственности не учтены, по настоящее время на балансе не состоят и права не зарегистрированы.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон) определяет гражданскую оборону как систему мероприятии по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценно на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при вед( военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 7 Закона федеральные органы исполнительной власть пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, до определения соответствующего собственника, защитные сооружения гражданской обороны продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ в установленном порядке и составляют имущество государственной казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Согласно требованиям статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Согласно п. 6 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ «О соверщенствовании учета федерального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ №, объектом учета является расположенное на территории Российской Федерации недвижимое федеральное имущество.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 6 Закона, порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из пункта 10 Постановления следует, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
Согласно ГОСТ Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Проверкой защитных сооружений на территории ОАО «Махачкалинский ДСК» Министерства строительства <адрес>, установлено наличие нарушений федерального законодательства, регламентирующего учет объектов данной категории в федеральной собственности и определение их балансодержателя, а именно:
отсутствует договор о правах обязанностях в отношении объекта гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны) с ТУ Росимущества в РД;
не определены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения и содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
не ведется учет защитных сооружений ГО в организации, что не соответствует установленным требованиям 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);
отсутствует паспорт ЗС ГО (п. 1.2, 2.2, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны;
на защитное сооружение не разработаны журнал оценки технического состояния объекта, сигналы оповещения гражданской обороны, план ЗС ГО ( указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план перевода защитного сооружения на режим приема укрываемых, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, правила поведения укрываемых в сооружении, список личного состава по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема укрываемых от очага поражения, список телефонов (п. 3.6 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не выполнены мероприятия по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения ним (п. 6.2 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не обеспечена сохранность защитно-герметичных дверей, герметичных дверей и ставень имеются следы ржавчин, не исправны затворы (п. 3.2.1 Правил эксплуатации ЗС ГО);
состояние фильтровентиляционной системы не исправное и не пригодны к дальнейшей эксплуатации (п.п. ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.3, 4.4.4 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не проводятся в установленные сроки осмотры и проверки качественного состояния фильтров-поглотителей ЗС ГО (п. 4.4.2 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не соответствует установленным требованиям места размещения укрываемых (места не обозначены табличками, отсутствуют нары) (п.п. 6.4.1, 6.4.2 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не организованы и не спланированы мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГОО к приему укрываемых, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (п.п. 1.7, 1.8 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению ЗС ГО (п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №);
не проводится оценка технического состояния ЗС ГО (раздел 4, п. 4.1.1 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не проводится оценка технического состояния системы фильтровентиляции (п. 4.3 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не проводится техническое обслуживание технических систем ЗС ГО (раздел 5, п.п. 5.1.1 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не проводится ремонт технических систем ЗС ГО (раздел 5, п.п. 5.1.1, 5.1.6, 5.1.7, 5.1.8 Правил эксплуатации ЗС ГО);
не проводится комплексная оценка технического состояния ЗС ГО (п. 4.1.3 Правил эксплуатации ЗС ГО);
Таким образом, объекты гражданской обороны АО «Махачкалинский комбинат художественных изделий» Министерства промышленности <адрес>, не готовы к использованию по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, при необходимости в ходе введения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Представитель прокуратуры ст. пом. прокурора <адрес> ФИО2 обратился с заявлением о рассмотрении дела без их участия, просил удовлетворить иск в полном объеме.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
В данном случае исковое заявление подано в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Территориальное управление Росимущества по РД, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не обеспечил, направил возражения, в которых просит отказать в иске по основаниям возражений, где указал, что согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее -Федеральный закон № 28-ФЗ) создание и поддержание ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Указанные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны также определены пунктом 45 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьями 14 (пункт 8 часть 1), 15 (пункт 21 часть 1), 16 (пункт 28 часть 1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 28-ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Росимущество в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет полномочия в области гражданской обороны только в отношении Агентства, его территориальных органов и подведомственных организаций.
Федеральный закон № 28-ФЗ определяет обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по созданию и поддержанию ЗС ГО в состоянии постоянной готовности (статья 8). Следовательно, вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и не относятся к компетенции Росимущества и его территориальных органов.
Пунктом 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, определены основания для снятия с учета ЗС ГО, в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также при отсутствии потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».Таким образом, после принятия территориальными органами Росимущества исчерпывающих мер по выявлению потенциальных пользователей (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, организации) и получения отрицательных заключений, объекты ЗС ГО, составляющие имущество государственной казны Российской Федерации и потребность в которых отсутствует, подлежат снятию с учета в рамках положений Правил.
Согласно информации МЧС России, совокупность сведений о ЗС ГО в пределах административно-территориальной единицы носит закрытый характер.
Учет объектов ЗС ГО в Реестре федерального имущества невозможен, так как пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07. 2007 № «О совершенствовании учета федерального имущества» установлено, что утвержденное им Положение не распространяется на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.
По результатам проведенной в 2013-2014 годах инвентаризации ЗС ГО в Российской Федерации (далее -Инвентаризация) были составлены инвентаризационные ведомости, подписанные полномочными представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МЧС России и Росимущества, которые находятся в МЧС России, Росимуществе, а также в главных управлениях МЧС России по субъектам "Российской Федерации и всех подведомственных Росимуществу территориальных управлениях в части, касающейся компетенции.
Таким образом, по результатам Инвентаризации посредством инвентаризационных ведомостей учтены все ЗС ГО в Российской Федерации, что также является препятствием для их незаконной приватизации.
Кроме того, МЧС России в отношении объектов ЗС ГО ведется обособленный учет в установленном данным министерством порядке. Одновременно сообщаем, что в целях осуществления государственной регистрации права собственности в рамках законодательства Российской Федерации требуется надлежащим образом сформированный комплект документов. Однако на большинство ЗС ГО первичная документация отсутствует в силу того, что значительная часть объектов была введена в эксплуатацию в 50- 80 годах.
Для формирования необходимого комплекта документов только на один объект ЗС ГО требуется порядка 200 тыс. руб. в зависимости от площади объекта, в то время как целевое выделение средств непосредственно на содержание ЗС ГО федеральным бюджетом не предусмотрено.
Росреестром отмечено, что после издания постановлений Правительства Российской Федерации в отношении разграничения права собственности на ЗС ГО по всем 85 субъектам Российской Федерации выписки из них будут являться основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание проводимую работу по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО нецелесообразно в связи с необходимостью его возможного последующего переоформления на право собственности субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и в результате - с нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утверждённых приказом МЧС России от 15.12.20023 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее -Приказ N 583), статус защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), как объекта гражданской обороны (ГО), определяется наличием паспорта ЗС ГО, составленного в соответствии с требованиями Приказа No583. Из приведённых нормативных положений следует, что только наличие паспорта защитного сооружения гражданской обороны, оформленного строго в( соответствии с Правилами, влечёт признание защитного сооружения гражданской обороны таковым. Таким образом, истец должен доказать соответствующий правовой статус спорного объекта. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учёта ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО (п. 2.2 Правил №). Кроме того, в соответствии с позицией, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, суды не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием отнесения спорного имущества, созданного до вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», к какой-либо из указанных в прилагаемом к названному нормативному акту перечне категории объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а должны в каждом конкретном случае устанавливать, являлось ли спорное имущество государственной собственностью на момент ее разграничения, исходя из фактических обстоятельств, имеющих значение для решения этого вопроса, и в соответствии с подлежащими применению в данном деле правовыми нормами (в частности, правилами, действовавшими в период создания спорного имущества). Обстоятельством, имеющим значение при решении данного вопроса, может являться: за чей счёт осуществлялось финансирование строительства ЗС ГО (постановление ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФО3-А16/05-1/2987, постановление ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №A43-4162/2004-12-05). Согласно п. 1-2ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон N 28) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны относятся, в том числе создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Наличие указанных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны также подтверждает п. 9 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309. П. 1-2 Приложения N 6 Методических рекомендаций по разработке законодательных и иных нормативных правовых актов субъекта РоссийскойФедерации в области гражданской обороны (утв. МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-71-78-11), п. 3 Методических рекомендаций по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации (утв. Росимуществом ДД.ММ.ГГГГ, МЧС России ДД.ММ.ГГГГ N 2-7-87-5-14) также подтверждают необходимость содержания защитных сооружений и других объектов гражданской обороны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
ГУ МЧС России по РД, в судебное заседание представителя не направил, надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом из выписки из реестра защитных сооружений гражданской обороны на территории ОАО «Махачкалинский ДСК» Министерства строительства РД по пр. А.Султана, 10 км., <адрес>, отсутствует зарегистрированного права собственности на объект за Российской Федерацией;
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защитное сооружение гражданской обороны является исключительно федеральным имуществом.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поскольку собственником спорного объекта является Российская Федерация, то соответствующее бремя содержания имущества несет Российская Федерация, действуя посредством своих полномочных федеральных органов исполнительной власти в области управления федеральной собственностью.
Согласно п. 15 упомянутого постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1, пп. 4, 5.7 и 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432, поименованный федеральный орган государственной власти через свои территориальные органы осуществляет учет федерального имущества, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора в отношении расположенного на территории Республики Дагестан объекта гражданской обороны заявлены к надлежащему ответчику - ТУ Росимущество в РД как полномочному территориальному органу соответствующего федерального органа государственной власти, в ведении которого находятся, в том числе, вопросы имущества, входящего в казну Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной- власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их" выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Пунктом 9 вышеуказанного Порядка на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность уже по поддержанию существующих объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
В рассматриваемом случае без испрошенного прокурором подбора документации, восстановления соответствующих его назначению технических характеристик объекта, - со стороны федеральных органов государственной власти невозможен надлежащий контроль за поддержанием объекта в состоянии постоянной готовности к использованию, тем более не исполнимы функции по ведению надлежащего учета существующего объекта как объекта гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию сооружений в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Обстоятельства того, что спорный объект гражданской обороны требует испрошенных прокурором и предусмотренных вышеназванным нормативным правовым актом мероприятий, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
Те действия, которые прокурор просит обязать выполнить ответчика, по своей сути являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны, созданного для выживания населения в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. Осуществление ответчиком соответствующих полномочий собственника не противоречит указанным им положениям ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пп. 8 - 10 Положения создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" определяют за региональными государственными органами и органами местного самоуправления полномочия по поддержке объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности, но не их капитальный ремонт, перепланировку и содержание. Последние полномочия свойственны собственнику имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обращению защитных сооружений гражданской обороны на территории ОАО «Махачкалинский ДСК» Министерства строительства <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них.
Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> совершить действия по обращению защитных сооружений гражданской обороны, на территории ОАО «Махачкалинский ДСК» Министерства строительства <адрес>, в федеральную собственность путем проведения мероприятий по регистрации права на них и включению объектов в реестр федеральной собственности.
Резолютивная часть решения суда вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированные решение составлено 27.09.2021
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения.
Судья Магомедрасулов Б.М.