Председательствующий: Мясоедова-Любарских Т.В.
Дело № 22-123/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 03 февраля 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Карпова В.П.,
судей Прилепова Д.Е.,
Дюкаревой Е.А.,
при секретаре Шутовой В.В.,
с участием
прокурора отдела прокуратуры Республики Хакасия К.,
защитника-адвоката С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление государственного обвинителя К. на приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 09 декабря 2020 года, которым
Азанов В.В., <данные о личности изъяты>, судим:
- 25 августа 2017 года Абаканским городским судом Республики Хакасия по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 3 годам лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года, постановлениями Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30 октября 2018 года и от 12 ноября 2019 года испытательный срок продлен (всего – на 2 месяца), постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 10 июня 2020 года отменено условное осуждение, приговор приведен к реальному исполнению с отбыванием наказания в виде лишения свободы на срок 3 года в исправительной колонии общего режима (не отбытый срок наказания на момент постановления приговора составлял 2 года 6 месяцев 1 день),
- 26 февраля 2020 года Абаканским городским судом Республики Хакасия по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, в соответствии со ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 2 года, постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 10 июня 2020 года испытательный срок продлен на 1 месяц,
осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году 4 месяцам лишения свободы. В соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 года.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговорам Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 августа 2017 года и от 26 февраля 2020 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Взыскано с Азанова В.В. в пользу Я. 1 562 рубля в счет возмещения материального ущерба.
Заслушав доклад председательствующего по обстоятельствам дела, доводам апелляционного представления, выслушав прокурора К. об изменении приговора, защитника С., возражений не заявившего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азанов В.В. осужден за кражу, т.е. тайное хищение чужого имущества, совершенную с незаконным проникновением в жилище.
Преступление совершено с 28 по 30 мая 2020 года в <адрес> при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.
В апелляционном представлении государственный обвинитель К. просит приговор изменить в связи с несоответствием в описательно-мотивировочной части приговора сведений о применении положений ч. 5 ст. 74 УК РФ и сведений, содержащихся в резолютивной части приговора, о применении положений ч. 4 ст. 74 УК РФ, внести в резолютивную часть приговора соответствующие изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора, осужденного и его защитника, приходит к следующим выводам.
Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в совокупности, суд первой инстанции установил указанные в ст. 73 УПК РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, и обоснованно пришел к выводу о виновности Азанова В.В. в краже, т.е. тайном хищении чужого имущества, совершенной с незаконным проникновением в жилище, приведя в приговоре доказательства, на которых этот вывод основан.
В судебном заседании Азанов В.В. вину в инкриминируемом ему преступлении признал полностью, от дачи показаний отказался, полностью подтвердив показания, данные им на предварительном следствии.
В порядке ст. 276 УПК РФ были оглашены показания Азанова В.В. в качестве подозреваемого и обвиняемого.
Из показаний Азанова В.В. в качестве подозреваемого от 02 июня 2020 года следует, что с 28 по 30 мая 2020 года он находился на даче сожительницы Б. в массиве <адрес>. Взяв с собой кухонный нож, он прошел к одному из домов и отрезал электропровод, расположенный над коробкой электросчетчика. Увидев, что провод идет в дом через оконный проем, он в перчатках отодвинул шпингалет на двери, вошел в дом и отрезал электропровод. После этого он осмотрелся в доме, взял электрическую плитку, два одеяла, матрац детский, три подушки, свернул провод электрический, который отрезал, примерно около 8-9 метров, после чего отнес похищенные вещи в дачный дом Б. (т. 1, л.д. 130-133)
Свои показания в качестве подозреваемого Азанов В.В. подтвердил в ходе проверки показаний на месте, где с участием защитника показал дачный домик, из которого похитил имущество Я., а также дом, куда спрятал часть похищенного имущества, и гараж, куда он сдал электропровод. (т. 1, л.д. 134-142)
При допросе в качестве обвиняемого 10 сентября 2020 года Азанов В.В. уточнил, что в конце мая 2020 года незаконно залез в <адрес> Республики Хакасия, откуда похитил имущество Я. (т. 1, л.д. 236-239)
Приведенные показания признаны судом допустимыми, поскольку получены в присутствии защитника, закреплены в соответствии с требованиями УПК РФ. Каких-либо существенных противоречий в показаниях Азанова В.В. суд первой инстанции не усмотрел.
При этом суд обоснованно признал показания Азанова В.В. достоверными, поскольку они подтверждаются совокупностью исследованных доказательств по уголовному делу.
Подтверждаемые показаниями осужденного на предварительном следствии выводы суда о хищении Азановым В.В. имущества из садового домика основаны также на признанных достоверными показаниях: потерпевшей Я., указавшей, что, приехав после 29-30 мая 2020 года на дачу, она обнаружила пропажу электрокабеля и электрической плитки, также пропали два шерстяных одеяла, детская подушка, 2 подушки разных размеров и детский матрац; свидетеля Б. (чьи показания оглашены в порядке ст. 281 УПК РФ), сообщившей, что Азанов В.В. является ее сожителем, в мае приехала на дачу и увидела, что в бане находятся чужие вещи, а именно: матрац, одеяло и подушка. На ее вопросы Азанов В.В. пояснил, что нашел их, где именно, не пояснил. (т. 1, л.д. 83-85)
Показания допрошенных лиц согласуются с иными исследованными судом и приведенными в приговоре доказательствами:
- протоколом осмотра места происшествия от 30 мая 2020 года и фототаблицей к нему, в ходе которого с участием потерпевшей Я. осмотрен участок местности, расположенный в 75 см от забора <адрес>. В ходе осмотра обнаружены и изъяты следы пальца руки, участка ладони, руки, обуви (т. 1, л.д. 21-37);
- протоколом осмотра места происшествия от 30 мая 2020 года и фототаблицей к нему, в ходе которого с участием потерпевшей Я. и свидетеля Б. осмотрены участок местности и дом по адресу: <адрес>. В ходе осмотра обнаружены и изъяты детский матрац желтого цвета, подушка размером 30х30 см, шерстяное одеяло в пододеяльнике розового цвета (т. 1, л.д. 38-47).
Изъятые предметы осмотрены, признаны и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств. (т. 1, л.д. 75-82)
Допустимость приведенных в приговоре доказательств сомнений не вызывает, поскольку они добыты в установленном законом порядке и проверены в условиях судебного разбирательства в соответствии с положениями ст. 87 УПК РФ, в том числе в сопоставлении с другими доказательствами. Все доказательства оценены с учетом требований ст. 88 УПК РФ, достаточны для разрешения дела.
Сопоставив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о фактических обстоятельствах содеянного в части времени, места совершения преступления, формы вины и мотива осужденного, действовавшего с целью хищения чужого имущества, а также общего размера вреда, причиненного преступлением.
Мотивированный вывод суда о совершении хищения с незаконным проникновением в жилище следует признать соответствующим фактическим обстоятельствам дела, что сторонами не оспаривается.
С учетом изложенного, действия Азанова В.В. верно квалифицированы судом по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ как кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, совершенная с незаконным проникновением в жилище.
Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, которые бы повлияли на выводы суда о доказанности вины Азанова В.В. и квалификации его действий, в ходе производства по делу предварительного расследования и его рассмотрения судом первой инстанции допущено не было.
Судебное разбирательство по делу проведено с соблюдением принципов уголовного судопроизводства, в том числе и принципа состязательности. Участникам судебного разбирательства были созданы необходимые условия для исполнения процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных прав. Ни одна из сторон не была ограничена в возможности выяснять те или иные значимые для дела обстоятельства и представлять доказательства в подтверждение своей позиции. Уголовное дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Протокол судебного заседания соответствует требованиям ст. 259 УПК РФ, замечаний на протокол от участников процесса в установленном порядке не поступило.
В полной мере исследовано состояние психического здоровья подсудимого, и на основании совокупности всех данных суд обоснованно пришел к выводу о вменяемости Азанова В.В. в отношении инкриминируемого ему деяния.
При этом суд первой инстанции принял во внимание заключение амбулаторной судебной психиатрической экспертизы, согласно которой у Азанова В.В. <данные изъяты>). Во время инкриминируемого ему деяния Азанов В.В. мог в полной мере осознавать фактический характер своих действий, понимать их общественную опасность и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера он не нуждается. (т. 1, л.д. 118-119)
При назначении подсудимому наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства содеянного, мотивы и цели совершения преступления, данные о личности подсудимого, его возраст, состояние его здоровья и его близких родственников, влияние наказания на его исправление, условия его жизни и жизни его семьи, а также иные сведения о личности.
Судом первой инстанции при назначении наказания обоснованно учтено наличие ряда смягчающих наказание обстоятельств, названных в приговоре.
С учетом вышеприведенных данных, в том числе о личности подсудимого, совершившего преступление при условном осуждении по предыдущим приговорам, всех обстоятельств дела, отражающих степень общественной опасности содеянного, необходимости достижения целей наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, суд обоснованно назначил Азанову В.В. наказание в виде лишения свободы без дополнительных видов наказания.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ в отношении осужденного в приговоре мотивирован, согласуется с положениями п. «б» ч. 1 ст. 73 УК РФ, исключающими назначение условного осуждения при совершении тяжкого преступления в период испытательного срока.
При наличии смягчающего обстоятельства, предусмотренного пунктом "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств назначенное Азанову В.В. наказание соответствует пределам, предусмотренным ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 и ст. 64 УК РФ по делу не имеется, о чем правильно указано в приговоре.
Обязательное в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ решение об отмене Азанову В.В. условного осуждения, назначенного приговором Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 года, принято правильно, поскольку Азановым В.В. совершено тяжкое преступление в период испытательного срока. Оснований не согласиться с этим решением не имеется.
Однако с учетом доводов апелляционного представления приговор подлежит изменению, поскольку суд в резолютивной части приговора ошибочно указал на применение ч. 4 ст. 74 УК РФ, предусматривающей порядок отмены условного осуждения при совершении преступления небольшой или средней тяжести.
Положения ст. 70 УК РФ при назначении наказания применены судом правильно, к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговорам Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 августа 2017 года и 26 февраля 2020 года.
Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима осужденному назначено верно, с учетом требований п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Гражданский иск судом разрешен в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, исходя из доказанного размера причиненного вреда, оставшегося невозмещенным на момент постановления приговора.
Вместе с тем, приговор подлежит изменению на основании ст. 389.18 УПК РФ ввиду неправильного применения уголовного закона и несправедливости приговора.
Мотивируя назначение наказания в виде лишения свободы на определенный срок, суд указал в приговоре, что учитывает при этом в том числе совокупность смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. В то же время отягчающие наказание Азанова В.В. обстоятельства судом первой инстанции установлены не были.
Таким образом, назначенное с учетом фактически отсутствующих по делу отягчающих обстоятельств наказание не может быть признано справедливым в силу положений ст.ст. 6 и 60 УК РФ и ввиду его чрезмерной суровости подлежит смягчению, а указание суда на обстоятельства, отягчающие наказание, подлежит исключению из описательно-мотивировочной части приговора.
Требования о зачете в срок наказания времени содержания под стражей судом выполнены. Однако приговор в этой части также подлежит изменению.
В соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ Азанову В.В. в срок лишения свободы зачтено время содержания его под стражей с 02 июня 2020 года по 16 сентября 2020 года, с 09 декабря 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Однако судом не принято во внимание, что положения ч. 3.3 ст. 72 УК РФ подлежат применению в отношении осужденных, уже отбывающих наказание, то есть лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу.
Поскольку Азанов В.В. наказание на момент вынесения приговора не отбывал, положения ч. 3.3 ст. 72 УК РФ в отношении него применены необоснованно, в связи с чем ссылка на применение ч. 3.3 ст. 72 УК РФ при зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей подлежит исключению из обжалуемого судебного решения.
Кроме того, при отмене условного осуждения и назначении окончательного наказания на основании ст. 70 УК РФ судом первой инстанции не учтено, что до постановления приговора Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 года Азанов В.В. содержался под стражей в период с 10 февраля 2020 года по 26 февраля 2020 года. Таким образом, указанное время подлежит зачету в срок лишения свободы с учетом требований п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ.
Выявленные нарушения уголовного закона подлежат устранению с соответствующим изменением резолютивной части приговора.
Иных оснований для изменения приговора, а также его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.18, 389.19, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 09 декабря 2020 года в отношении Азанова В.В. изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части приговора ссылку суда на отягчающие обстоятельства при назначении вида и размера наказания.
Назначенное по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ наказание смягчить до 1 года 2 месяцев лишения свободы.
Уточнить в резолютивной части приговора о применении положений ч. 5 ст. 74 УК РФ.
На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить неотбытую часть наказания по приговорам Абаканского городского суда Республики Хакасия от 25 августа 2017 года и 26 февраля 2020 года и окончательно назначить Азанову В.В. наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года 10 (десять) месяцев.
В соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания Азанова В.В. под стражей с 10 февраля 2020 года по 26 февраля 2020 года (до постановления приговора от 26 февраля 2020 года) зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания в исправительной колонии общего режима.
Исключить из резолютивной части приговора при зачете времени содержания Азанова В.В. под стражей указание на положения ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: осужденный Азанов В.В. содержится в ФКУ <адрес>