Дело № 2-2149/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2021 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г.
при секретаре судебного заседания Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковое заявление Колесниковой Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту капитального строительства <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Колесникова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 08.10.2018 между ней и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>. В ответ на обращение истца с заявлением о приватизации, 12.04.2019 Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги. Полагая отказ необоснованным, истец, уточнив исковые требования, просила суд признать за Колесниковой Т.В., ФИО1 право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, по ? доли в праве за каждой.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.08.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда».
Истец Колесникова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом, что подтверждается распиской в справочном листе дела. Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом (л.д. 139). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил рассматривать дело в отсутствие представителя (л.д. 127). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Как следует из содержания письменного отзыва представителя Департамента капитального строительства города Севастополя, ответчик полагал заявленные истцом требования необоснованными, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, а кроме того, спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя, как жилое помещение общежития, является специализированным жилым помещением и в силу закона приватизации не подлежит, в связи с чем полагает, что Департаментом принято законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д.126-127).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 140). Доказательств уважительности причин неявки представителя не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно положениям статей 49, 60 ЖК РФ и пункта 1 статьи 672 ГК РФ, договор социального найма может быть заключен только в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности договор социального найма заключен быть не может.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 148-РДИ от 25.01.2016 жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м., включено в Реестр собственности города Севастополя как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 67-68, 110).
Жилое помещение – комната № по адресу: <адрес>, было предоставлено Колесниковой Т.В. на основании ордера № 258-09.90 от 14.09.2009 (л.д. 16).
08.10.2018 между Колесниковой Т.В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма жилого помещения № ДСН/18-1007, согласно которому нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, комната общей площадью 17,5 кв.м. по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи нанимателя включена дочь нанимателя – ФИО5<данные изъяты> (л.д. 57-62).
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» 15.02.209 Колесникова Т.В. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в соответствии с административным регламентом «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д. 53-55).
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 12.04.2019 № ОПР/19-43 в предоставлении соответствующей государственной услуги заявителю было отказано, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: справки о регистрации по месту жительства Колесниковой Т.В. из всех мест проживания после 04 июля 1991 г. - для граждан, изменивших место жительства после 04 июля 1991 г. на территории Российской Федерации или. менты, подтверждающие регистрацию по месту жительства после 04 июля 1991 г., в случае, если заявитель ранее был гражданином иного государства за период с 04.07.1991 по 21.09.2009 (в представленной заявителем справке от 25.01.2019 № 88 не указана конкретная дата регистрации по месту жительства); справки (документы), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья Колесниковой Т.В. не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым заявитель проживал за период с 04.07.1991 но 21.09.2009 (документ (сведения), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории <адрес>, не требуется) (л.д. 43).
Кроме того, в возражениях представителя Департамента капитального строительства города Севастополя указано на то, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Как следует из выписки из похозяйственной книги № 748 от 26.08.2021, выданной администрацией <данные изъяты>, Колесникова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выбыла в г. Севастополь) (л.д. 135).
Согласно отметки, имеющейся в паспорте Колесниковой Т.В., она зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-37).
Из представленной справки № 827 от 24.09.2021, выданной <данные изъяты>, Колесникова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не использовала право на приватизацию жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования <данные изъяты> по настоящее время (л.д. 142).
Оценивая отказ Департамента капитального строительства города Севастополя о передаче в собственность истцу занимаемого жилого помещения, суд принимает во внимание положения ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" которым определено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителя на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется, Департаментом капитального строительства города Севастополя с истцом был заключен договор социального найма, решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, суд, приходит к выводу о наличии у истца права на приватизацию жилого помещения в силу закона. При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судом не установлено.
Доводы возражений представителя ответчика о том, что спорное жилое помещение не может быть передано в собственность в порядке приватизации, поскольку относится к специализированному жилому фонду подлежат отклонению в силу следующего.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН, согласно которой право собственности на жилое помещение – комнату №, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополем (л.д. 28-31).
Комната № по указанному адресу поставлена на кадастровый учет (КН №) как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, в сфере жилищной политики Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилого фонда города Севастополя, договоры о передаче в собственность гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация).
В материалах дела имеется договор социального найма № ДСН/18-1007 от 08.10.2018, заключенный между Департаментом капитального строительства города Севастополя и Колесниковой Т.В., согласно которому спорное жилое помещение предоставлено истцу в бессрочное владение и пользование.
Таким образом, Департаментом капитального строительства города Севастополя было признано право истца на заключение договора социального найма спорного жилого помещения, при заключении договора социального найма на спорное жилое помещение вопрос об отнесении его к специализированному жилому фонду ответчиком не ставился, что свидетельствует о признании полномочным органом права истца на заключения в отношении данного жилого помещения договора социального найма.
При изложенных обстоятельствах, установив, что истец и ее дочь занимают на законных основаниях жилое помещение – комнату №, расположенное по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, участия в приватизации жилых помещений ни истец ни ее дочь не принимали, что подтверждается материалами приватизационного дела (л.д. 42-108, 142), истребованного судом, несет бремя содержания жилого помещения (л.д. 143-151), суд приходит к выводу о том, что заявитель и член его семьи имеют право на приватизацию занимаемого им жилого помещения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Колесниковой Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Признать за Колесниковой Татьяной Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на ? доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, ком. №, в порядке приватизации.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности на ? доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>, ком. №, в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 08 октября 2021г.
Судья В.Г. Дзюба