ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-640/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 5 декабря 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В., Никулиной И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Селивановой Елены Владимировны на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 5 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2019 г.,
по административному делу № 2а-3933/2019 по административному исковому заявлению Селивановой Елены Владимировны о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., выслушав объяснения представителя Селивановой Е.В. – Шульгиной Е.С., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Селиванова Е.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска и возложении обязанности. В обоснование требований указала, что 7 декабря 2018 г. Селиванова Е.В. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (далее также – Департамент) с заявлением об образовании земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., из земель населенных пунктов в г. Красноярске по ул. Турчанинова, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, путем утверждения схемы расположения земельного участка на основании ч.1 ст.29.5 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № №.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 29 декабря 2018 г. исх. № № было отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредоставлением документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми.
Считает данное решение незаконным, поскольку Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г.Красноярска от 19 июля 2013 г. № 156-р, названная причина в качестве основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги не предусмотрена.
Сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в данном случае могли быть запрошены Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в порядке информационного взаимодействия в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Кроме того, с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 21 декабря 2017 г. № №, в котором отсутствует упоминание о применении и порядке ведения поквартирных карточек и домовых (поквартирных) книг, что исключает документ в виде справки о составе семьи как источник информации о составе совместно проживающих членов семьи. Совместное проживание несовершеннолетних детей с родителями урегулировано статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Просила признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 29 декабря 2018 г. исх. № №, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска подготовить схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, позволяющую сформировать объект недвижимого имущества, принять решение о ее утверждении.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 5 июля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2019 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Селивановой Е.В. ставится вопрос об отмене судебных актов, направлении дела на новое рассмотрение.
Представитель Селивановой Е.В. – Шульгина Е.С., в судебном заседании поддержала кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Селиванова Е.В. с 09 февраля 2007 г. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения и имеет право на льготы как многодетная семья, что подтверждается справкой от 15 ноября 2016 г.
С 19 января 2018 г. Селиванова Е.В. поставлена на очередь с целью получения бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства в соответствии со статьей 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее также Закон № №), о чем в материалах дела имеется уведомление начальника отдела землеустройства Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 15 февраля 2018 г.
7 декабря 2018 г. Селиванова Е.В. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска с заявлением об образовании земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., из земель населенных пунктов в г. Красноярске по ул. <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, путем подготовки схемы расположения земельного участка в границах участка, прошедшего государственный кадастровый учет. Вместе с заявлением была представлена выписка из домовой книги, которая подтверждала проживание Селивановой Е.В. совместно с ее несовершеннолетними детьми по состоянию на март 2018 г.
Решением Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, изложенным в ответе от 29 декабря 2018 г. исх. №№, заявление Селивановой Е.В. было оставлено без рассмотрения в связи с непредоставлением документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции исходили из того, что Селивановой Е.В. не исполнено требование статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № о предоставлении совместно с заявлением документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми, выданного не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, что на основании статьи 29.6 указанного Закона является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. При этом на административного ответчика действующим законодательством не возложена обязанность запрашивать соответствующую информацию в порядке межведомственного взаимодействия. Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами, дополнительно указал, что Селивановой Е.В. не исполнена предусмотренная пунктом 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № при подаче нового заявления обязанность повторного предоставления документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми.
Между тем судами не учтено следующее.
Пунктом 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (далее - Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542) предусмотрен перечень документов, которые прилагаются к заявлению многодетных граждан о предоставлении в собственность земельных участков. В их числе документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления (подпункт «г»).
Статьей 29.6 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № предусмотрены основания для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка (пункт 1) и основания для отказа в предоставлении земельного участка (пункт 2).
Непредставление заявителем документов, указанных в статье 29.1 названного Закона, является основанием только для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка.
Вместе с тем Селиванова Е.В. уже была поставлена на очередь на предоставление земельного участка с 19 января 2018 г.
Кроме того, как следует из содержания ответа на заявление Селивановой Е.В., заявление было оставлено без рассмотрения.
Однако возможность оставления заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения не предусмотрена Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 г. № 156-р.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № в случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте «г» пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Из подпункта «г» пункта 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № № следует, что совместное проживание заявителя с детьми подтверждается документами о совместной регистрации по месту жительства, которыми могут являться выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, а в случае, если совместное проживание не подтверждается сведениями о совместной регистрации по месту жительства, то предоставляется акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка. Данные документы должны быть выданы не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
В связи с тем, что с 17 апреля 2018 г. действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984, который не предусматривает ведение домовых книг, Селиванова Е.В. при обращении в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска 7 декабря 2018 г. предоставила с заявлением выписку из домовой книги о ее совместной регистрации с ее несовершеннолетними детьми по состоянию на март 2018 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» признан утратившим силу пункт 4 части 6 статьи 7 Федерального закона от № 210-ФЗ, предусматривавший обязательное предоставление вместе с заявлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
По смыслу Федерального закона № 210-ФЗ в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства.
Согласно разделу 5 «Документы и сведения, получаемые посредством межведомственного информационного взаимодействия» приложения 4 «Технологическая схема» к Административному регламенту, утвержденному Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 г. № 156-р, документы, подтверждающие факт проживания заявителя на территории Красноярского края, запрашиваются Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия у МВД России, срок осуществления межведомственного информационного взаимодействия составляет 5 рабочих дней.
Таким образом, Департамент в силу требований действующего законодательства должен был проверить актуальность предоставленных Селивановой Е.В. сведений о совместной регистрации с детьми в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, неприменении норм материального права, подлежащих применению, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение не могут быть признаны законными, в связи с чем подлежат отмене.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права в связи с ненадлежащим извещением административного истца о времени и месте судебного заседания, не нашли своего подтверждения. Селиванова Е.В. о судебном заседании была извещена по адресу, указанному в административном исковом заявлении, заказным письмом с уведомлением о вручении, которое вернулось за истечением срока хранения на почте, что свидетельствует о надлежащем извещении.
Учитывая, что судами допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 29 декабря 2018 г. об отказе в рассмотрении заявления Селивановой Е.В. об образовании земельного участка.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем суд не вправе подменять деятельность органа местного самоуправления при реализации его полномочий, в связи с чем в данном случае на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность подготовить схему расположения земельного участка.
Поскольку заявление Селивановой Е.В. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска оставлено без рассмотрения, возложение обязанности рассмотреть заявление Селивановой Е.В. будет направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным.
Административных исковых требований к Департаменту городского хозяйства администрации г.Красноярска по настоящему делу не заявлено, ввиду чего они не требуют разрешения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 5 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 сентября 2019 г. отменить, принять по делу новое решение. Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 29 декабря 2018 г. исх. № № об отказе в рассмотрении заявления Селивановой Елены Владимировны об образовании земельного участка. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска рассмотреть заявление Селивановой Елены Владимировны в установленном действующим законодательством порядке.
Председательствующий:
Судьи: