Решение по делу № 33-21269/2022 от 08.11.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 декабря 2022 года по делу № 33-21269/2022 (2-2380/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Индан И.Я.,

судей Кочкиной И.В., Низамовой А.Р.,

при секретаре Власове Д.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО1, законного представителя Милованова Александра Сергеевича, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 5 г. Уфа о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков,

по апелляционным жалобам Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия

установила:

прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действуя в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида ФИО1, законного представителя Милованова А.С., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, взыскании убытков.

Просили обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать ребенка-инвалида ФИО1, дата года рождения, медицинскими изделиями - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre из расчета 1 штука на 14 дней до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа выписывать рецепты на бесплатное получение данных медицинских изделий; возместить расходы на приобретение медицинских изделий - 26 940 руб.; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года иск удовлетворен частично, постановлено: обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида ФИО1, дата года рождения, изделиями медицинского назначения - датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre в соответствии с медицинскими рекомендациями; обязать ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа выписывать ребенку-инвалиду ФИО1, дата года рождения, рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения датчиков к системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre в соответствии с медицинскими рекомендациями до минования надобности; взыскать с ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа в пользу Милованова А.С. расходы на приобретение датчиков к флеш-мониторингу - 26 940 руб.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан - Вайнбаум К.В. просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Решение суда постановлено при неверной оценке представленных доказательств и ошибочных выводах о составе и использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не назначалась по жизненным показаниям, не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Судом безосновательно определен конкретное медизделие без учета того, что в рамках госконтракта осуществляется поставка изделий с определенными характеристиками, а не по наименованию.

В апелляционной жалобе представитель ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа - ФИО5 просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что система непрерывного мониторинга гликемии не включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых на бесплатной основе, не назначалась ребенку-инвалиду по жизненным показаниям, в связи с чем выводы суда не соответствуют нормам материального права. Взыскивая убытки, суд не учел отсутствие вины медицинского учреждения в обеспечении спорым медизделием.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания. Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, дата года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет диагноз «... в связи с чем с ноября 2020 года состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа.

17 мая 2021 года на приеме в ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа детским врачом эндокринологом ребенку-инвалиду ФИО1 рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга глюкозы (флеш-мониторинга) ввиду наличия частых эпизодов гипогликемии (л.д. 11).

Согласно заключению врачебной комиссии №... от 17.01.2022г. ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа необходимость в назначении непрерывного мониторинга гликемии у Милованова А.С. отсутствует (л.д. 49).

05 апреля 2022 года на приеме врачом-эндокринологом ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа, с учетом низкой чувствительности к глипоглекемии у Милованова А.С., с невозможностью ребенка самостоятельно распознать гипогликемию, показано проведение флеш-мониторинга глюкозы (л.д. 59).

Из заключения врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа от 06 апреля 2022 года №... следует, что учитывая, наличие у Милованова А.С. лабильного течения сахарного диабета, вариабельности гликемии, нечувствительности к гипогликемии, развитие осложнений сахарного диабета, а также учитывая рекомендации специалистов эндокринологического отделения ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница, пациенту рекомендовано использование непрерывного мониторинга гликемии как дополнение к основному методу самоконтроля гликемии с помощью глюкометра (л.д. 52-54).

Милованову А.С. не выписывались рецепты, он не обеспечивается медицинским изделием - системой НМГ (флеш-мониторинг) Abbott FreeStyle Libre.

В связи с необеспечением ребенка-инвалида Милованова А.С. медицинским изделием (флеш-мониторинг), законный представитель несовершеннолетнего обратилась с заявлением в прокуратуру о проведении проверки по необеспечению необходимыми медицинскими изделиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями ст. 7, 41, 72, 77 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 9, 16, 19, 29, 37, 38, 43, 73, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Положением о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в котором в группе «категории заболеваний» поименован «диабет», Перечнем видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, Перечнем заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 1506, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 года № 1610, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Башкортостан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2020 года № 805, Перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, Правилами поэтапного перехода медицинских организаций к помощи на основе клинических рекомендаций, разработанных и утвержденных в соответствии с частями 3, 4, 6 - 9 и 11 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Перечнем социально значимых заболеваний и Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, Порядка назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1181н, Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, утвержденного приказом Минздрава России от 16 мая 2019 года № 302н, исходил из того, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «Сахарный диабет 1 типа», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, к такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «Сахарный диабет 1 типа», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия, таким образом, представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость Милованова А.С. в системе непрерывного мониторинга глюкозы крови (флеш-мониторинг). Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом. Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарствами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выписанного лечащим врачом медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, при этом лечащий врач указанной медицинской организации определяет нуждаемость и объем необходимых больному медицинских изделий. Согласно данным клинически рекомендациям системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5 - 15 мин. с помощью устанавливаемых подкожно датчиков (сенсоров); использование НМГ в реальном времени может быть полезным для пациентов с сахарным диабетом любого типа, получающих интенсифицированную инсулинотерапию (многократные инъекции инсулина или инсулиновая помпа), исходно проводящих самоконтроль гликемии с частотой не менее 4 раз в сутки, а также при нарушении распознавания гипогликемии. Отказом в обеспечении датчиками к системе непрерывного мониторинга глюкозы Abbott FreeStyle Libre, являющимися частью системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы, права Милованова А.С. нарушены.

Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку данные выводы не противоречат нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела.

Проверяя доводы апелляционных жалоб в части указания на безосновательность выводов суда о возложении обязанности бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида медицинским изделием, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10 (Е10-Е14).

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в частности, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Система непрерывного мониторинга глюкозы как самостоятельное медицинское изделие, в указанный Перечень не входит, вместе с тем, она предусмотрена в составе инсулиновой помпы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 207650).

Возможность установки системы непрерывного мониторинга глюкозы в составе соответствующего медицинского изделия (инсулиновой помпы) предусмотрена и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждены «Клинические рекомендации «Сахарный диабет 1 типа у детей», разделом 3.5 которых предусмотрена помповая инсулинотерапия, разделом 3.6 - непрерывное мониторирование глюкозы (НМГ), а в таблице 7 указаны системы непрерывного мониторирования глюкозы - система черескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 269540), а также передатчик имплантируемой системы мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 332910).

Согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал, что требование о предоставлении сенсоров мониторирования глюкозы за счет средств бюджета является обоснованными, с учетом индивидуальных особенностей ребенка (возраст, неспособность адекватно самостоятельно контролировать свое состояние, установленной высокой вариабельностью гликемии, частыми гипогликемиями, которые она не ощущает), что отражено в меддокументации с указанием специалистов-эндокринологов о том, что Милованову А.С. требуется круглосуточный мониторинг уровня глюкозы.

Кроме того, судом учтено, что в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи ребенку-инвалиду Милованову А.С. было проведено комплексное лечение включающее установку системы подачи инсулина (помпа Медтроник 754 (л.д. 61), даны рекомендации использования устройством непрерывного мониторинга глюкозы.

При этом, судебная коллегия учитывает, что выявленные у пациента неспособность самостоятельно контролировать свое состояние на фоне высокой вариабельности гликемии с частыми гипогликемиями, которые ребенок-инвалид не ощущает, обуславливает необходимость круглосуточного мониторинга уровня глюкозы и заключается в возможности периодической коррекции подачи инсулина по уровню гликемии с целью снижения риска осложнения сахарного диабета, чем обусловлена необходимость использования датчика непрерывного мониторинга глюкозы.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, несмотря на обеспечение Милованова А.С. необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для инсулиновой терапии, установку системы подачи инсулина - помпы с рекомендациями использования устройства непрерывного мониторинга глюкозы, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не обеспечивает возможность их адекватного использования, отказываясь от предоставления датчика непрерывного мониторинга глюкозы, ссылаясь на то, что спорные сенсоры не входят в перечни устройств, предоставляемых бесплатно.

Прием необходимых и важнейших лекарственных препаратов для инсулиновой терапии может привести к жизнеугрожающему состоянию ребенка-инвалида в отсутствие круглосуточного мониторинга гликемии, поскольку в анамнезе заболевания Милованова А.С. указана вариабельность глюкозы, ввиду чего был назначен такой мониторинг.

Таким образом, спорные медицинские расходные материалы необходимы Милованову А.С. для корректного и своевременного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, нуждаемость ребенка-инвалида Милованова А.С. в использовании системы непрерывного мониторинга глюкозы подтверждена как назначением лечащих врачей по месту амбулаторного лечения - 17 мая 2021 года, 05 апреля 2022 года, сторонних медицинских специалистов - выписной эпикриз 05 апреля 2022 года, так и решением врачебной комиссии поликлиники от 06 апреля 2022 года.

Таким образом, судебная коллегия находит обосновании выводы суда первой инстанции о том, что датчик круглосуточного мониторинга гликемии, хотя и не включен в соответствующий перечень медицинских изделий, однако жизненно необходим Милованову А.С., в связи с чем ребенок должен обеспечиваться данным медизделием на бесплатной основе за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Отклоняются доводы апелляционной жалобы ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа о безосновательности взыскания убытков в связи с самостоятельным приобретением спорных изделий в отсутствии вины в необеспечении данным медицинским изделием, с учетом следующего.

Так, в подтверждение расходов на приобретение медицинских изделий - датчиков FreestyleLibre законным представителем ребенка-инвалида ФИО1 - Миловановым А.С., представлены чеки от 15 ноября 2020 года на сумму 8 980 руб. (л.д. 16), 30 августа 2021 года - 8 980 руб. (л.д. 17), 01 октября 2021 года - 8 980 руб. (л.д. 19), 22 ноября 2021 года - 8 980 руб. (л.д. 18).

Таким образом, законный представитель ребенка-инвалида - Милованов А.С., зная, что ребенок болен с июня 2020 года, получает заместительную инсулинотерапию, получив рекомендации врачей о плане лечения с использованием спорного медизделия, а затем и результат врачебной комиссии, которая учитывала показания системы непрерывного мониторинга глюкозы, однако не получив от лечебного учреждения рецепта на сенсоры, самостоятельно приобрел датчики, понес убытки.

Поскольку ни по результатам рекомендаций врачей, ни по результатам заседания врачебной комиссии лечебное учреждение не поставило в известность Министерство здравоохранения Республики Башкортостан о включении спорного медицинского изделия в перечень медицинских изделий для обеспечения пациента - ФИО1, а также лечебное учреждение своевременно не заявляло о включении ФИО1 в сводную потребность на обеспечение датчиками, не выписывало рецепты на данное изделие, поэтому суд учел отсутствие вины на стороне Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, и разрешил вопрос о возмещении убытков на приобретение медицинского изделия лечебным учреждением, не принявшем своевременно меры при выявлении потребности ребенка-инвалида в медицинском изделии.

Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о безосновательность определения судом конкретного наименования датчиков, судебная коллегия учитывает, что пациент, следуя назначениями лечащих специалистов, за свой счет использует систему флеш-мониторинга Abbott FreeStyle Libre и нуждается в датчиках к данной системе, стоимость которых сопоставима с аналогами, обратное не доказано.

Приведенные в апелляционных жалобах доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда первой инстанции не опровергли. Доводы подателей апелляционных жалоб не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 5 г. Уфа - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: И.Я. Индан И.В. Кочкина А.Р. Низамова

Справка: федеральный судья Искандарова Т.Н.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 декабря 2022 года.

33-21269/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Милованов Александр Сергеевич
Прокурор Октябрьского района г. Уфы
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 г. Уфа
Другие
Министерство финансов РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Индан Ингрида Янисовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
09.11.2022Передача дела судье
06.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Передано в экспедицию
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее