Дело № 2а – 31/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 г. г. Кашин Тверской области
Кашинский межрайонный суд Тверской области
в составе: судьи Засимовского А.В.,
при секретаре судебного заседания Белоусовой К.С.,
с участием прокурора Назаренко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского межрайонного суда Тверской области административное дело № 2а-31/2022 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Кашинский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с требованием признать информацию, размещенную на Интернет-страницах https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате мониторинга выявлены страницы сайтов https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, на которых размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Доступ к сайтам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием размещенной на сайтах информации Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются снимками (скриншотами) экрана с отображением информации, содержащейся на сайте. Осмотр Интернет-сайтов проводился в помещении Кашинской межрайонной прокуратуры по адресу: г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 22/1, с помощью персонального компьютера. Доступ к сети «Интернет» осуществлялся через Интернет-провайдера ПАО «Ростелеком» на основании государственного контракта об оказании услуг связи юридическому лицу. Установить владельцев сайтов - администраторов доменных имен не представляется возможным, что подтверждается информацией с Интернет- ресурса WHOIS от 15.12.2021.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст.5.27.1 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
Нормами действующего законодательства предусмотрено, что гражданин, претендующий на получение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, должен пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверения о проверке знаний требований охраны труда без фактического обучения ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушений и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на Интернет-страницах https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, подлежит ограничению.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсах по указанным электронным адресам указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц. На момент проведения проверки сведений о включении указанного в настоящем административном исковом заявлении указателей страниц сайта в сети «Интернет» в реестр доменных имен, не установлено.
Определением Кашинского межрайонного суда Тверской области от 21.01.2022 в связи с отказом истца от части иска прекращено производство по требованию о признании информации, размещенной на Интернет-страницах https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал иск в части признания информации, размещенной на Интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Мотивировал доводами изложенными в иске.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Тверской области и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, приходит к следующим выводам.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Таким образом административный иск подан надлежащим лицом.
Предоставленными материалами подтверждается, что на странице Интернет-сайта под доменным именем https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информации. Ограничения на ее передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются снимками (скриншотами) экрана с отображением информации, содержащейся на сайте.
Установить владельца сайта и администратора доменного имени https://udostoverenje-rus.com не представилось возможным, что подтверждается информацией с Интернет- ресурса WHOIS от 15.12.2021.
Федеральным законом от 30.03.1995 №37-Ф3 «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.
Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данного в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, изучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.
Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законом, общественному порядку или правилам приличия.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст.5.27.1 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Порядок). В соответствии с утвержденным Порядком руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем. В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда. Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что гражданин, претендующий на получение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, должен пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверения о проверке знаний требований охраны труда без фактического обучения ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушений и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на Интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, подлежит ограничению.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее-Реестр).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
На момент рассмотрения дела сведений о включении указанного в настоящем административном исковом заявлении указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр доменных имен, не установлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты конституционных прав граждан административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-странице с электронным адресом: https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кашинский межрайонный Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 04.02.2022 года.
Судья
Дело № 2а – 31/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2022 г. г. Кашин Тверской области
Кашинский межрайонный суд Тверской области
в составе: судьи Засимовского А.В.,
при секретаре судебного заседания Белоусовой К.С.,
с участием прокурора Назаренко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Кашинского межрайонного суда Тверской области административное дело № 2а-31/2022 по административному исковому заявлению Кашинского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Кашинский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с требованием признать информацию, размещенную на Интернет-страницах https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что Кашинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории РФ. В результате мониторинга выявлены страницы сайтов https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, на которых размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Доступ к сайтам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием размещенной на сайтах информации Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются снимками (скриншотами) экрана с отображением информации, содержащейся на сайте. Осмотр Интернет-сайтов проводился в помещении Кашинской межрайонной прокуратуры по адресу: г. Кашин, ул. Анатолия Луначарского, д. 22/1, с помощью персонального компьютера. Доступ к сети «Интернет» осуществлялся через Интернет-провайдера ПАО «Ростелеком» на основании государственного контракта об оказании услуг связи юридическому лицу. Установить владельцев сайтов - администраторов доменных имен не представляется возможным, что подтверждается информацией с Интернет- ресурса WHOIS от 15.12.2021.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст.5.27.1 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
Нормами действующего законодательства предусмотрено, что гражданин, претендующий на получение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, должен пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверения о проверке знаний требований охраны труда без фактического обучения ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушений и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на Интернет-страницах https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, подлежит ограничению.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсах по указанным электронным адресам указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц. На момент проведения проверки сведений о включении указанного в настоящем административном исковом заявлении указателей страниц сайта в сети «Интернет» в реестр доменных имен, не установлено.
Определением Кашинского межрайонного суда Тверской области от 21.01.2022 в связи с отказом истца от части иска прекращено производство по требованию о признании информации, размещенной на Интернет-страницах https://diplom77-5.net/kupit-udostoverenie/itr/po-ohrane-truda, https://rus.praspec.com/products/udostoverenie-po-oxrane-truda-dlya-rukovoditelej, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал иск в части признания информации, размещенной на Интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Мотивировал доводами изложенными в иске.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Тверской области и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, приходит к следующим выводам.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Таким образом административный иск подан надлежащим лицом.
Предоставленными материалами подтверждается, что на странице Интернет-сайта под доменным именем https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, размещена информация о дистанционной продаже удостоверений о проверке знаний требований охраны труда. Доступ к сайту свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, неограниченное количество людей могут ознакомиться с содержанием размещенной на сайте информации. Ограничения на ее передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные обстоятельства подтверждаются снимками (скриншотами) экрана с отображением информации, содержащейся на сайте.
Установить владельца сайта и администратора доменного имени https://udostoverenje-rus.com не представилось возможным, что подтверждается информацией с Интернет- ресурса WHOIS от 15.12.2021.
Федеральным законом от 30.03.1995 №37-Ф3 «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22.12.1992.
Осуществление связи с помощью интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данного в Уставе Международного союза электросвязи, согласно пункту 1012 которого электросвязь - это любая передача, изучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, - оптической или другим электромагнитным системам.
Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законом, общественному порядку или правилам приличия.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
За нарушение требований охраны труда предусмотрена административная ответственность по ст.5.27.1 КоАП РФ и уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в частности, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Согласно ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Порядок). В соответствии с утвержденным Порядком руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы. Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда. Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем. В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда. Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что гражданин, претендующий на получение удостоверение о проверке знаний требований охраны труда, должен пройти обучение по соответствующим программам по охране труда в обучающих организациях при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
С учетом того, что распространение в сети «Интернет» информации о незаконном приобретении удостоверения о проверке знаний требований охраны труда без фактического обучения ставит под угрозу реализацию конституционных прав граждан на безопасные условия труда на рабочем месте, способствует совершению административных правонарушений и преступлений в области охраны труда в силу облегчения доступа к получению удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, противоречит нормам федерального законодательства, доступ к информации, размещенной на Интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, подлежит ограничению.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее-Реестр).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в Реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой запрещено.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение Реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором Реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к его формированию и ведению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
На момент рассмотрения дела сведений о включении указанного в настоящем административном исковом заявлении указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр доменных имен, не установлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты конституционных прав граждан административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора Тверской области, подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению
Руководствуясь ст.ст.175-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кашинского межрайонного прокурора Тверской области действующего в защиту интересов Российской Федерации, прав и законных интересов неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой посредствам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на интернет-странице https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на Интернет-странице с электронным адресом: https://udostoverenje-rus.com/drugie-specialnocti/udostoverenie-po-ohrane-truda/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области для включения сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кашинский межрайонный Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме принято 04.02.2022 года.
Судья