Дело № 2-400/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
с участием истца Протопоповой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
29 января 2019 года гражданское дело по иску Протопоповой В.В. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, впоследствии Протопопова В.В. уточнила, что заявляет исковые требования о возложении обязанности по предоставлению ей жилого помещения на условиях специализированного найма
В судебном заседании истец Протопопова В.В., представитель истца Груздев О.А. полагали заявленный иск подлежащим удовлетворению, представитель АМО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Я.В. полагала возможным оставить заявленный иск без удовлетворения, иные участники процесса в суд не явились, представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми направил в суд письменные возражения по существу заявленных истцом требований, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Протопопова В.В. родилась ** ** **.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Коми АССР от 05.11.1989 года по делу № 2-2123/1989, её родители, Протопопов В.А., Протопопова В.В. лишены родительских прав, ребенок передан органам опеки и попечительства.
Решением Председателя Гоисполкома от 07.12.1089 г. решено ходатайствовать об устройстве несовершеннолетней, в т.ч. Протопоповой В.В. в школу-интернат, за несовершеннолетними, в т.ч. Протопоповой В.В., сохранено право пользования жилплощадью по адресу: ...
В период с 02.12.1989 г. по 30.08.1996 г. Протопопова В.В. воспитывалась в ГУ РК «...».
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: ...
Оценивая обстоятельства рассматриваемого спора, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В момент использования права на жилье в связи с выпуском истца из учреждения для детей-сирот, предоставление жилых помещений осуществлялось в соответствии с п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР. Вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц на территории Республики Коми определяется Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Коми № 104-РЗ), ст. 1 которого наделила указанными полномочиями органы местного самоуправления.
Вид договора и характеристики жилого помещения определяются ст. 8 Закона Республики Коми № 104-РЗ.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года).
Истец в Списке по МО ГО «Сыктывкар» не значится.
У администрации МО ГО «Сыктывкар» не имеется обязательства по обеспечению истца жилым помещением в рамках обозначенной льготной категории.
В предварительном судебном заседании 29 ноября 2018 года истец прямо указал на то, что до 23 летнего возраста не обращалась в АМО ГО «Сыктывкар» по вопросу предоставления ей жилого помещения как сироте. Ее отец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО ГО «Сыктывкар», по указанному вопросу были обращения в Администрацию.
Судом истребованы документы об обращениях Протопоповой В.В. в Администрацию г. Сыктывкара с заявлением и о предоставлении жилого помещения как сироте, лицу, оставшемуся без попечения родителей. Так, установлено, что истец впервые обратился в АМО ГО «Сыктывкар» только в 2018 г., ранее за предоставлением жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращался.
АМО ГО «Сыктывкар» своевременно даны ответы по обращениям истца разъяснен, в том числе, порядок предоставления жилого помещения. Незаконность действий ответчика, иных должностных лиц, фактов нарушений прав, не принятия действенных мер по заявлениям о предоставлении жилого помещения сироте, не установлено.
Доводы истца об отсутствии возможности обращения в АМО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке в указанный Список, предоставлению жилья сироте, не подтверждены доказательствами. Периоды нахождения в медицинском учреждении ввиду рождения детей, отсутствие времени и надежда на получение жилого помещения по договору социального найма в качестве члена семьи отца не могут явиться доказательствами наличия уважительных причин не соблюдения истцом – дееспособным и совершеннолетним- заявительного порядка. Препятствий для обращения в АМО ГО «Сыктывкар с соответствующим заявлением не имелось.
В настоящее время возраст Протоповповой В.В. 40 лет, возможность включения Протопоповой В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам специализированных жилых помещений, выделения ему жилого помещения, утрачены.
Кроме того, приведенными выше положениями законодательства закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта РФ при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. За истицей закреплено жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время, невозможность проживания в указанной квартире не установлена.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вступил в законную силу 23.12.1996 г. По состоянию на указанную дату истица достигла совершеннолетия.
Протопопова В.В. в момент наступления обстоятельств, связанных с реализацией ее жилищных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного Кодекса РСФСР не имела право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в связи с сохранением за ней ранее занимаемого жилого помещения.
Права на предоставление социальной гарантии, установленной ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец не имел ввиду совершеннолетия на дату вступления в законную силу указанного Федерального закона.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер, который истцом не соблюден.
Учитывая приведенные нормы законодательства, а также установленные по делу и изложенные выше обстоятельства, у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения, как лицу, относившемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Заявленный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Протопоповой В.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по предоставлению Протопоповой В.В. жилого помещения на условиях специализированного найма в черте МО ГО «Сыктывкар»
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Некрасова
Решение суда принято в окончательной форме 01 февраля 2019 года