УИД 11RS0001-01-2021-019219-06 №2а-1888/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Жилиной Анне Николаевне о взыскании недоимки по налогу на имущество, пени,
у с т а н о в и л:
МИФНС России №8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Жилиной А.Н. о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2014-2018 год в размере 2146,00 рублей, пени на недоимку в размере 59,21 рублей, почтовых расходов в размере 74,75 рублей.
В обоснование требований истец указал о том, что в собственности административного ответчика находился объект недвижимого имущества, на который был начислен налог, в связи с неуплатой налога выставлены требования об уплате налога и начислены пени. Направленные административным истцом требования об уплате задолженности и пени должником не были исполнены в установленный для этого срок, в связи с чем, МИФНС России №8 по Республике Коми обратилась к мировому судье о взыскании с Жилиной А.Н. задолженности по налогу и пени. Определением от 06.08.2021 судебный приказ отменён по заявлению должника, в связи с чем, 12.11.2021 МИФНС России №8 по РК обратилось в Сыктывкарский городской суд с административным исковым заявлением.
Административный истец о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик извещалась судом надлежащим образом, за получением судебной корреспонденции в почтовое отделение не явилась. Риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по надлежащему адресу, несет сам адресат. Таким образом, в соответствии со ст.96 КАС РФ лицо считается извещенным надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (п.3 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок установления налоговой ставки определен ст.406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз.2 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно абз.3 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что Жилина А.Н. признаётся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имела в собственности объект недвижимого имущества: квартира по адресу: ... размер доли 1/3, площадь 40,90 кв.м., дата регистрации права 08.12.2006, дата утраты права 22.01.2021.
Налоговым органом был исчислен подлежащий уплате в бюджет налог на имущество физических лиц за 2014-2018 г. в размере 2146,00 рублей (2014 г. -36 рублей, 2015 г. - 233 рубля, 2016 г. - 567 рублей, 2017 г. - 624 рубля, 2018 г. - 686 рублей.
В адрес Жилиной А.Н. налоговым органом направлялись налоговые уведомления №125385321 от 12.09.2016 (дата отправки 23.09.2016), №60882612 от 20.09.2017 (дата отправки 04.10.2017), №46967510 от 10.08.2018 (дата отправки 19.08.2018), №48691282 от 25.09.2019 (дата отправки 05.08.2019).
В связи с неуплатой налогов Инспекцией выставлены требования об уплате налога №3741 от 16.11.2017 (дата отправки 03.12.2017), №15542 от 26.02.2018 (дата отправки 04.03.2018) №7681 от 10.02.2019 (дата отправки 22.02.2019), №15421 от 07.02.2020 (дата отправки 19.02.2020).
Общая задолженность Жилиной А.Н. на дату подачи административного искового заявления составила:
- недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014-2018 гг. - 2146,00 руб.;
- пеня на недоимку по налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 15.11.2017, с 02.12.2017 по 25.02.2018, с 04.12.2018 по 09.02.2019, с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 59,21 руб.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога административным истцом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени на недоимку по налогу на имущество.
Поскольку административным ответчиком требования выполнены не были, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье Первомайского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми.
Определением мирового судьи Первомайского судебного участка г.Сыктывкара от 06.08.2021 судебный приказ №2-1993/2021 от 29.07.2021 о взыскании с Жилиной А.Н. задолженности по налогу был отменён в связи с поступившими возражениями.
Поскольку задолженность административным ответчиком не оплачена, 12.11.2021 административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд с настоящим административным иском.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный ответчик доказательств уплаты недоимки в нарушение требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представил.
Расчет заявленных к взысканию сумм судом проверен, является арифметически верным.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным. Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то суд при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменён определением мирового судьи Первомайского судебного участка от 06 августа 2021 года.
С учётом уточнённых административных исковых требований МИФНС №8 по Республике Коми, общий размер задолженности Жилиной А.Н. перед бюджетом составил 59,21 рублей (пеня на недоимку по налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 15.11.2017, с 02.12.2017 по 25.02.2018, с 04.12.2018 по 09.02.2019, с 03.12.2019 по 06.02.2020).
На основании изложенного, поскольку начисление административному ответчику налоговым органом пени произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюден, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в размере 400 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же Кодекса.
Учитывая изложенное, в пользу МИФНС России №8 по Республике Коми с административного ответчика также подлежат взысканию понесенные в связи с предъявлением иска почтовые расходы в сумме 74 рубля 75 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми к Жилиной Анне Николаевне (...) о взыскании пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц - удовлетворить.
Взыскать с Жилиной Анны Николаевны (...) в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми, задолженность перед бюджетом по обязательным платежам в виде пени на недоимку по налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 15.11.2017, с 02.12.2017 по 25.02.2018, с 04.12.2018 по 09.02.2019, с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 59 рублей 21 копейка.
Взыскать с Жилиной Анны Николаевны (...) в пользу Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми судебные издержки в виде почтовых расходов в сумме 74 рубля 75 копеек.
Взыскать с Жилиной Анны Николаевны (...), в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 400 рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение принято 05 апреля 2022 года.