Председательствующий: Перфилова И.А. № <...>
2-3450/2020
55RS0№ <...>-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Панкратовой Е.А., Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Овчинниковой Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2020 года
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г. Омска на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 8 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением Коньковой Ю. Н. медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев) периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.09.1995 по 06.11.1995 года, с 01.04.1998 по 29.04.1998 года, с 03.10.2002 по 30.10.2002 года, с 18.05.2015 по 10.06.2015 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска назначить Коньковой Ю. Н. досрочную страховую пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 07.06.2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска в пользу Коньковой Ю. Н. уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 2500 рублей».
Заслушав доклад судьи Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Конькова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на пенсию.
В обоснование требований указала, что 20 января 2020 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения, в назначении которой ответчиком было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 сентября по 06 ноября 1995 г., с 01 апреля по 29 апреля 1998 г., с 03 октября по 30 октября 2002 г., с 22 сентября по 19 октября 2010 г., с 18 мая по 10 июня 2015 г. Считает данное решение незаконным и нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, поскольку на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, ей выплачивалась заработная плата, работодателем производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Просила включить в специальный стаж работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 сентября по 06 ноября 1995 г., с 01 апреля по 29 апреля 1998 г., с 03 октября по 30 октября 2002 г., с 22 сентября по 19 октября 2010 г., с 18 мая по 10 июня 2015 г.; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 06 мая 2020 г., взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей.
В судебном заседании истица Конькова Ю.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска Каленник О.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Просила в удовлетворении иска отказать, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации не относятся к периодам работы и не подлежат зачету в стаж работы.
Представитель третьего лица Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская клиническая больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Ссылается на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не могут быть учтены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку в указанные периоды истцом не осуществлялась непосредственная деятельность, дающая право на досрочное назначение пенсии. Поскольку во время обучения на курсах повышения квалификации на гражданина не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в том числе в льготном исчислении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца Коньковой Ю.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истицы за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в частности:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781, Правила № 781);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20 января 2020 г. Конькова Ю.Н. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Центральном АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ в Центральном АО г. Омска от 05 марта 2020 г. № <...> истице отказано в назначении данной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По расчетам ответчика специальный стаж истицы определен равным 29 лет 07 месяцев 15 дней.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11 сентября по 06 ноября 1995 г., с 01 апреля по 29 апреля 1998 г., с 03 октября по 30 октября 2002 г., с 22 сентября по 19 октября 2010 г., с 18 мая по 10 июня 2015 г.
Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим ее пенсионные права, Конькова Ю.Н. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 22 сентября 2010 г. по 19 октября 2010 г., суд первой инстанции исходил из того, что осуществление истцом медицинской деятельности на полную ставку не подтверждено. Согласно справке работодателя Конькова Ю.Н. в указанный период работала в должности операционной медицинской сестры операционного блока № <...> (стационара) на 0,75 ставки.
Решение суда в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Разрешая требования Коньковой Ю.Н. о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 сентября по 06 ноября 1995 г., с 01 апреля по 29 апреля 1998 г., с 03 октября по 30 октября 2002 г., с 18 мая по 10 июня 2015 г., суд первой инстанции исходил из положений пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, и учел, что в указанные периоды истец осуществляла лечебную деятельность, периоды имели место во время осуществления ею работы, предусмотренной Списками, на курсы повышения квалификации истец направлялась работодателем, за ней сохранялся средний заработок. Данные периоды учтены судом в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
Факты обучения Коньковой Ю.Н. на курсах повышения квалификации подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе приказами, личной карточкой работника, справкой, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии, и не оспариваются ответчиком.
На основании статьи 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, подлежат зачету в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, в силу статей 72, 79 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктов 2, 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 августа 2012 г. № <...>н, повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Судом установлено, что в периоды с 11 сентября по 06 ноября 1995 г., с 01 апреля по 29 апреля 1998 г., с 03 октября по 30 октября 2002 г., с 18 мая по 10 июня 2015 г. Конькова Ю.Н. направлялась работодателем для прохождения обучения и повышения квалификации в целях обеспечения своей основной работы.
В указанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, производились удержания и отчисления в Пенсионный фонд.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификация не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе.
Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время которой Конькова Ю.Н. направлялась на такие курсы, суд обоснованно произвел их исчисление в том же порядке, как исчисление периодов непосредственного исполнения трудовых функций, то есть 1 год как 1 год и 6 месяцев. При этом периоды работы Коньковой Ю.Н., начиная с 12 декабря 1994 г. по 19 января 2020 г. включены ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Коньковой Ю.Н. о включении в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации в льготном исчислении основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом судебного рассмотрения, судом дана им надлежащая правовая оценка, что подробно отражено в решении.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции в оспариваемой части постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>