№№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2019 года г. Кораблино Рязанской области
Кораблинский районный суд Рязанской области в составе судьи Скоромниковой Л.А.,
при секретаре Морозовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес>, и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1, и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу по ОИП УФССП России по Рязанской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора. В обоснование своих требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. судебного пристава исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП, возбужденному по исполнительному листу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Кораблинским районный судом Рязанской области по делу №а-№. Вышеуказанное постановление получено администрацией по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному постановлению с администрации Пехлецкого сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом для добровольного исполнения. По мнению административного истца, данное постановление вынесено необоснованно и незаконно. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем МО по ОИП УФССП по Рязанской области ФИО3 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении администрации Пехлецкое сельское поселение об обязании принять меры по постановке на кадастровый учет земельных участков на которых расположены общественные кладбища.
До возбуждения исполнительного производства администрация Пехлецкого сельского поселения совершила действия указанные в решении Кораблинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, организовала работу по подготовке документов, необходимых в соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены общественные кладбища с.<данные изъяты> Кораблинского района Рязанской области. А именно, для выделения земельных участков под кладбища в администрацию Кораблинского района были направлены соответствующие заявления о выделении земельных участков под кладбища ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ №. Обратиться с заявлением в орган кадастрового учета с заявлением с государственном кадастровом учете данных земельных участков администрация поселения не могла, по причине не утверждения схем расположения земельных участков и межевых планов на земельные участки администрацией Кораблинского района. О выполнении всех необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством, направленных на своевременное исполнение судебного решения, в установленный срок была уведомлена служба судебных приставов, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Ссылаясь на положения ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 ФЗ от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», административный истец указал, что исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. По мнению административного истца неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. При этом судебный пристав-исполнитель, прежде чем принять решение о взыскании исполнительского сбора, должен выяснить причины неисполнения должником исполнительного документа добровольно. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
По мнению административного истца, судебный пристав-исполнитель, в нарушение положении ст. 13 Закона «О судебных приставах» вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, не учитывая причины неисполнения должником требований исполнительного документа и не проанализировав представленные документы, а также действия администрации, направленные на надлежащее исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Также административным истцом указано, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», на основании п.7 статьи 122 Закона об исполнительном производстве должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора, если он принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Административный истец просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное и.о. судебного пристава исполнителя межрайонного отдела по особым производствам УФССП по Рязанской области ФИО1 в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. №-ИП о взыскании исполнительского сбора с администрации муниципального образования Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в размере 50000 рублей.
Определением суда от 30.05.2019г. по делу в качестве ответчиков были привлечены
и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1 и УФССП России по Рязанской области.
Представитель административного истца администрации МО–Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области, по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в адресованном суду заявлении, заявленные требования поддержал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административные ответчики и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1, представитель Межрайонного отдела по ОИП УФССП по Рязанской области и представитель Управления ФССП России по Рязанской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель административного ответчика МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО5 в возражениях, поступивших в адрес суда, административный иск не признала. В обоснование возражений указала, что на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кораблинским районным судом Рязанской области по делу №а-№ Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области было возбуждено исполнительное производство. Должнику администрации МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа и предупреждение о возможном взыскании исполнительского сбора. Кроме того, в том же постановлении должнику разъяснено, что в соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, ему предлагается в срок установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Непреодолимая сила, как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001г. №13-П, есть чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель наделен правом вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Указанное не противоречит положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора подлежит исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов.
Исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, представляет санкцию штрафного характера, взыскивается принудительно, оформляется постановлением судебного пристава исполнителя, его взыскание урегулировано Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При изложенных выше обстоятельствах судебный пристав-исполнитель действует от имени государства, налагая взыскание, он обеспечивает исполнение публично-правового порядка принудительного исполнения судебных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
В возражениях также указано, что администрация МО — Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в административном заявлении о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора указывает причины неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа. Однако заявитель не представил доказательств невозможности своевременного исполнения решения. Должник не обращался в службу судебных приставов с заявлением о продлении срока для добровольного исполнения либо с заявлением о невозможности исполнения в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа по независящим от него причинам.
В связи с чем полагали, что постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП. не нарушает права и законные интересы администрации муниципального образования — Пехлецкое сельское Кораблинский муниципальный район Рязанской области и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кораблинским районным судом Рязанской области по делу №а№, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации муниципального образования — Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области, предмет исполнения: обязать администрацию- муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать работу по подготовке документов, необходимых в соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены общественные кладбища <адрес>, и обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете данных земельных участков. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес должника. Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления. В срок, предоставленный для добровольного исполнения, должник требования не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в межрайонный отдел по ОИП УФССП России по Рязанской области приставов во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ было направлено письменное уведомление с приложением копий документов о том, какие работы проведены и запланированы, копия заявления направленного в администрацию Кораблинского района Рязанской области о выделении земельных участков под кладбища, копия ответа на такое заявление. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1, вынесено постановление о взыскании с администрации МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области исполнительского сбора в размере 50000 руб.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил
судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
В обоснование довода о необходимости времени для проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», представлены документы, подтверждающие, по мнению административного истца, невозможность исполнения решения суда в установленный срок.
Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора правомерно исходил из того, что должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа не выполнены, доказательства о наличии уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа отсутствую. Административный истец вправе был обратиться в службу судебных приставов с заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке ст. 64.1 Закона «Об исполнительном производстве», о продлении срока для добровольного исполнения либо с заявлением о невозможности исполнения решения суда в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа по независящим от него причинам, но таким своим правом не воспользовался. Также административный истец вправе был обратиться в суд за отсрочкой (рассрочкой) судебного решения, что в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства, а также до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, им не было сделано.
По смыслу ст. ст. 218, 219 КАС РФ постановление судебного пристава - исполнителя, может быть признано соответственно недействительным, незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствия постановления закону и нарушения таким постановлением прав и законных интересов.
Обжалуемое постановление судебного пристава - исполнителя не содержит всей совокупности условий, предусмотренных ч. 1 ст. 218 КАС РФ, позволяющих суду оценить его как решение органа государственной власти, которое не соответствует закону и нарушает права административного истца.
С учетом изложенного, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения 30.04.2019г. постановления о взыскании с администрации МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Судом также установлено и подтверждается представленными материалами дела, что решением Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу в законную силу <адрес>., на администрацию МО-Пехлецкоесельское поселение Кораблинского муниципального района <адрес> возложена обязанность в срок до <адрес>. организовать работу по подготовке документов, необходимых в соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены общественные кладбища <адрес>, и обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете данных земельных участков. На основании указанного судебного постановления от ДД.ММ.ГГГГ., судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП России по Рязанской области <адрес>. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Вместе с тем, из представленных должником доказательств следует, что еще до возбуждения указанного выше исполнительного производства, администрация Пехлецкого сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области организовала работу по подготовке документов необходимых, в соответствии с ч. 4 ст. 18 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены общественные кладбища <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. направила заявление № в администрацию МО-Кораблинского муниципального района Рязанской области о выделении земельных участков под кладбище, а также ДД.ММ.ГГГГ. заключила договор на выполнение проектных и изыскательских работ №г., для подготовки межевых планов и схем расположения земельных участков под общественными кладбищами.
В связи с тем, что проектные и изыскательские работы по подготовке схем расположения земельных участков и межевых планов на земельные участки по заключенному ДД.ММ.ГГГГ. договору №г. еще не завершены и администрацией Кораблинского района до настоящего времени не утверждены схемы расположения земельных участков и межевые планы на земельные участки под общественными кладбищами <адрес>, администрация Пехлецкого сельского поселения Кораблинского муниципального района не смогла обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Помимо того, исполнение упомянутого судебного постановления от ДД.ММ.ГГГГ. носит длительный характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий таких, как разработка межевого плана земельного участка под общественным кладбищем, утверждение районной администрацией схемы расположения земельного участка под кладбищем, написание и подача в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет данного земельного участка с пакетом документов. Соответственно реальная возможность исполнить решение суда в течение 5 дневного срока, установленного должнику судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, у должника отсутствовала.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией Пехлецкого сельского поселения принимались все необходимые действия, направленные на своевременное исполнение судебного решения.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, наличие представленных должником доказательств совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок. При таких обстоятельствах имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, ст. ст. 227, 228, 298 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска администрации муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Рязанской области, и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1, и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Рязанской области о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2019г. о взыскании исполнительского сбора с администрации МО-Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области в размере 50000 рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ., - отказать.
Освободить администрацию МО-Пехлецкое поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению и.о. судебного пристава исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ..
Решение может быть обжаловано в Административную коллегию Рязанского областного суда через Кораблинский районный суд Рязанской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (14.06.2019г.).
Судья – подпись.
Копия верна. Судья: Л.А. Скоромникова