ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7460/2020 (2-15/2020) УИД91RS0001-01-2019-001091-75 |
Председательствующий в суде первой инстанции Судья-докладчик |
Кветкина Н.В. Кирюхина М.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А., судей Галимова А.И.,
Корсаковой Ю.М.,
при секретаре Вааповой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе по иску Акуловой Татьяны Геннадьевны, Кузнецова Владимира Геннадьевича к Администрации города Симферополя, Иванец Ольге Андреевне, Рябчук Александру Андреевичу, Голова Ия Константиновне, Кравчуку Евгению Ивановичу, Алешину Владимиру Анатольевичу, с участием третьих лиц: нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Ляшенко Анны Леонидовны, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Симферополь, Херсонец М.П., Березиной Н.Х., Гришаковой О.Г., Гришакова В.Н., Алексеевой Т.Н., Алексеевой Ю.А., Алексеевой И.А., Джанбас Р.А., Кулебякиной Р.С., Кулебякиной Л.С., Шитовой Л.С., Кулик В.В., Карповой И.Б., Бондаренко Т.Г., Войтчак Л.Г., Викторовой Л.Д., Газизулина Л.Р., Газизулиной Е.Р., Джек-Новарова Б.Б., Мазур М.В., Джалиловой В.И., о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
по апелляционной жалобе Акуловой Татьяны Геннадьевны, Кузнецова Владимира Геннадьевича на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 июня 2020 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В марте 2019 года Акулова Т.Г., Кузнецов В.Г. обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнений просят признать за ними право собственности на квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 60,3 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, а также помещения летней кухни лит. «Г1» площадью 22,4 кв.м, сарая «В1» площадью 4 кв.м и 1/20 доли сарая лит. «Б» площадью 69,5 кв.м, в равных долях - по 1/2 доли за каждым, в порядке наследования по закону после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что 25.05.2015 г. у истцов умер их двоюродный брат ФИО4. Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 01.06.2016г. установлен факт того, что Акулова Т.Г. и Кузнецов В.Г. являются сестрой и двоюродными братом умершего 25.05.2015г. ФИО4. Согласно справкам № от 05.07.2018г. и № от 09.07.2018г., истцы являются наследниками, принявшими наследство после смерти ФИО4. На день смерти у наследодателя согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ в собственности имелось 73/1000 (семьдесят три тысячных) долей жилого домовладения с соответствующей долей надворных построек, что составляет квартиру № по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, на кадастровый учет поставлена квартира № по адресу: <адрес> кадастровым номером №. 13.12.2018 г. нотариус Ляшенко Анна Леонидовна выдала истцам разъяснения о выдаче свидетельства о праве на наследство № и №, согласно которым дом, домовладение и квартира являются разными объектами недвижимого имущества и не представляется возможным идентифицировать наследуемый объект недвижимого имущества, рекомендовала обратиться в суд. Имеющиеся разногласия в технической и правоустанавливающей документации нарушают их права как наследников, в связи с чем просили восстановить их нарушенное право в судебном порядке.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 июня 2020 года в удовлетворении иска Акуловой Т.Г., Кузнецова В.Г. - отказано.
В апелляционной жалобе Акулова Т.Г. и Кузнецов В.Г., со ссылкой на то, что решение суда вынесено незаконно, с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав докладчика, изложившего обстоятельства дела, пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что наследодателю на момент смерти принадлежала именно доля домовладения, а не отдельный объект недвижимости – квартира, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований истцов отсутствуют.
С такими выводами суда судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют положениям закона и установленным обстоятельствам дела.
Как установлено при апелляционном пересмотре дела, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер 25 мая 2015 г., о чем составлена запись акта о смерти №.
Согласно ст.11 Федерального закона №147-ФЗ от 26.11.2011 года (ред.от 26.07.2017) «О введении в действие части третьей ГК РФ», положения раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18 марта 2014 года и позднее. В случае открытия наследства до 18 марта 2014 года к указанным отношениям применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 года.
Поскольку наследственные правоотношения возникли после 18 марта 2014 года, судебная коллегия применяет нормы российского законодательства, действующие на момент открытия и принятия наследства.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.
Для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ст. 1152 ГК РФ).
Статьей 1141 ГК РФ предусмотрено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 июня 2016 г. по делу №, установлен юридический факт того, что Акулова Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является двоюродной сестрой ФИО4, ФИО47., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является двоюродным братом ФИО4, который умер 25.05.2015 г.
Согласно справке от 09.07.2018 г. №, выданной нотариусом ФИО18, 22.09.2015 г. заведено наследственное дело № к имуществу умершего 25.05.2015 г. гр. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гр. Кузнецов В.Г. является одним из наследников, принявших наследство.
Согласно справке от 05.07.2018 г. №, выданной нотариусом ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело № к имуществу умершего 25.05.2015 г. гр. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гр. Акулова Т.Г. является одним из наследников, принявших наследство.
Таким образом, наследники первой и второй очереди не объявились, в силу положений части 2 статьи 1144 ГК РФ истцы являются наследниками третьей очереди по праву представления своего отца ФИО44, умершего 28 марта 1995 года, являющегося дядей наследодателя.
Их право на наследование не оспаривается ответчиками по делу.
В соответствии с положениями ст. 1152-1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства путём подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Указанное условие истцами выполнено, поскольку они в установленный шестимесячный срок со дня открытия наследства ДД.ММ.ГГГГ обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства после смерти ФИО4, умершего 22 мая 2015 года.
Нотариус Ляшенко А. Л. в письмах от 13.12.2018 г., направленных Акуловой Т.Г. и Кузнецову В.Г. в ответ на заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО4, умершего 25 мая 2015 г., на 73/1000 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> сообщила, что в предоставленных документах указаны разные объекты недвижимого имущества - дом, домовладение и квартира, вследствие чего не предоставляется возможным идентифицировать наследуемый объект недвижимого имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 19 февраля 2003 года (зарегистрировано в реестре за №), государственный нотариус Второй Симферопольской государственной нотариальной конторы удостоверил, что на основании завещания, наследником указанного в нем имущества Кузнецовой Т.М. является ФИО4 Наследственное имущество состоит, в том числе, из 73/1000 долей жилого домовладения с соответствующей долей надворных построек, что составляет квартиру номер № по адресу: <адрес> которые принадлежали наследодателю на основании договора купли-продажи, удостоверенного Второй Симферопольской государственной нотариальной конторой 28.01.1992 г. по реестру за №, и зарегистрированного в БТИ г. Симферополя 31.01.1992 г. за №. Как следует из документа, вышеуказанная квартира в целом расположена в жилом домовладении в литере «А № 11» и состоит из: два коридора № 1, № 3, кухня № 2, три жилые комнаты № 4, 5, 6, общей жилой площадью 38,1 кв.м, ванная № 7, туалет № 8, два шкафа № 9, 10, летняя кухня «Г1», сарай «В1», 1/20 сарая «Б».
Согласно техническому паспорту БТИ на жилой дом индивидуального жилищного фонда от 12 февраля 1992 г., части помещения, указанные в свидетельстве о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ и экспликации внутренних площадей к плану жилого дома литер А по <адрес>, расположены в литере АЗ, на плане обозначенном как литера А, домовладение по <адрес>, №, <адрес> (на схематическом плане литера АЗ) и определены в техническом документе как квартира № Информация о самовольно возведенной или переоборудованной площади отсутствует. О принадлежности литер В1 (сарай) и литер Г1 (летняя кухня) к вышеуказанному помещению из документа не следует. Сарай - литер Б, указан в экспликации внутренних площадей к плану жилого дома литер А по <адрес>. Также согласно техническому паспорту БТИ от 12 февраля 1992 г., ФИО4 принадлежит доля - 73/1000.
Согласно выписки из ЕГРН от 06.02.2020, объект недвижимого имущества, с тем же кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и определенный как квартира № (этаж №, площадь — 60,3 кв.м.), указан как расположенный в литере А11.
Согласно письму Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Симферополь от 03 декабря 2018 г. №, содержащемуся в материалах наследственного дела, в соответствии с данными инвентаризационного дела №, право собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: г. <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано: 73/1000 (<адрес>) (литер «А11») за ФИО4 на основании свидетельства о праве на наследство, выданного 2-й Симферопольской ГНК 19.02.2003 г. №, запись о регистрации внесена в реестровую книгу <адрес>.
Таким образом, в правоустанавливающих документах спорный объект имущества именуется и как доля в общем имуществе, и как квартира № в многоквартирном доме.
Из материалов инвентаризационного дела усматривается, что в этом же строении литер «А11», где находится спорное имущество, имеются и другие объекты недвижимости, учитываемые как квартиры. Так, собственником квартиры № в литере «А11» является ФИО48. на основании договора дарения, удостоверенного в нотариальном порядке 15 августа 2008 года, собственником квартиры №№ являются в равных долях ФИО20 и ФИО21 на основании свидетельства о праве собственности, выданного 15 января 2015 года в порядке приватизации.
Согласно выводам, указанным в заключении судебной строительно – технической экспертизы от 14 ноября 2019 г. №9.1-19Э следует, что помещения квартиры № № кадастровый №, расположенные в многоквартирном доме кадастровый №, не могут быть отнесены к автономному жилому блоку, так как противопожарные и строительные нормы, предусмотренные при строительстве автономных блоков, не соблюдены. Помещения квартиры № № по своему составу, назначению и площадям больше соответствуют помещениям жилых квартир, пригодных для постоянного проживания граждан и удовлетворения своих бытовых нужд. Размер общей площади и количество комнат соответствует регламенту СП 54.13330.2016, где для 3-комнатных квартир предусматривается площадь 56-65 кв.м. Все помещения квартиры, а именно № соответствуют требованиям СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные», помещения спроектированы для проживания одной семьи, во всех комнатах имеется электроосвещение, в ванной, туалете и кухне предусмотрено водоснабжение и водоотведение, жилые комнаты оснащены настенными радиаторами отопления, подключенными к газовому котлу, в жилых комнатах и кухне предусмотрена естественная инсоляция.
Группа рассматриваемых помещений в квартире № структурно обособленна от других помещений многоквартирного дома, однако не соответствует требованиям, выдвигаемым к автономным жилым блокам, поэтому рассматриваемые помещения могут быть отнесены только к такому типу недвижимости как «квартира».
Квартира № кадастровый № имеет общую площадь 60,3 кв.м., в том числе жилую 39,1 кв.м. Состав помещений квартиры следующий: № 1 коридор 3,1 кв.м, № 2 кухня 13,1 кв.м, № 3 коридор 0,7 кв.м, №4 жилая 12,4 кв.м, № 5 жилая 10,9 кв.м, № 6 жилая 14,8 кв.м, № 7 ванная 2,1 кв.м, № 8 туалет 2,2 кв.м, № 9 шкаф 0,5 кв.м, № 10 шкаф 0,5 кв.м. Летняя кухня лит. «Г1» имеет площадь 22,4 кв.м, сарай лит. «В 1» - 4 кв.м, сарай лит. «Б» - 69,5 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.10.2018 г., <адрес> (этаж №, литер А, площадь 60,3 кв.м), расположенная по адресу: <адрес> поставлена на кадастровый учет 18.01.2018 г. (№). Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Аналогичная информация содержится в выписке из ЕГРН от 16.08.2019 г., от 10.09.2019г.
Статьей 1 части 2, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, внесение спорного объекта недвижимого имущества в единый государственный реестр недвижимости в качестве квартиры подтверждает его существование именно с таким правовым статусом.
Внесение объекта недвижимости в Единый реестр качестве квартиры не оспорено заинтересованными лицами, и соответствует правоустанавливающему документу, на основании которого наследодатель владел этим имуществом на день смерти, и такой статус объекта подтверждён заключением судебной строительно - технической экспертизы.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным признать право собственности истцов на квартиру № по адресу: <адрес>, кадастровый № имеет общую площадь 60,3 кв.м., в том числе жилую 39,1 кв.м. Состав помещений квартиры следующий: № 1 коридор 3,1 кв.м, № 2 кухня 13,1 кв.м, № 3 коридор 0,7 кв.м, №4 жилая 12,4 кв.м, № 5 жилая 10,9 кв.м, № 6 жилая 14,8 кв.м, № 7 ванная 2,1 кв.м, № 8 туалет 2,2 кв.м, № 9 шкаф 0,5 кв.м, № 10 шкаф 0,5 кв.м. Летняя кухня лит. «Г1» имеет площадь 22,4 кв.м, сарай лит. «В 1» - 4 кв.м, сарай лит. «Б» - 69,5 кв.м.
Поскольку в силу ч.2 ст. 1141 и ст. 1144 ГК РФ доли наследников являются равными, право собственности на квартиру следует признать за ними в равных долях.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия, полагает необходимым отменить решение суда по основаниям п. 3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, приняв новое решение об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328,329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 июня 2020 года отменить.
Признать право собственности Акуловой Татьяны Геннадьевны и Кузнецова Владимира Геннадьевича в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего 25 мая 2015 года на квартиру № по адресу: <адрес> кадастровый №, общей площадью 60,3 кв.м., в том числе жилую 39,1 кв.м., в составе помещений: № 1 коридор 3,1 кв.м, № 2 кухня 13,1 кв.м, № 3 коридор 0,7 кв.м, №4 жилая 12,4 кв.м, № 5 жилая 10,9 кв.м, № 6 жилая 14,8 кв.м, № 7 ванная 2,1 кв.м, № 8 туалет 2,2 кв.м, № 9 шкаф 0,5 кв.м, № 10 шкаф 0,5 кв.м., летняя кухня лит. «Г1» площадью 22,4 кв.м, сарая лит. «В 1» - 4 кв.м, сарая лит. «Б» - 69,5 кв.м., в равных долях.
Председательствующий: М.А. Кирюхина
Судьи А.И. Галимов
Ю.М. Корсакова