Решение по делу № 33-15885/2024 от 24.07.2024

УИД 03RS0003-01-2023-006197-10

Дело № 2-7998/2023

Судья Кировского районного суда г. Уфы

Республики Башкортостан Лаврентьева О.А.

        Категория 2.219

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-15885/2024

    город Уфа                     28 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Лазарева Р.Н.

Судей                 Рахматуллина А.А., Батршиной Ю.А.,

секретаря судебного заседания Ищенко А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной жалобой представителя Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан – Суфиянова А.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, по исковому заявлению Башкирской природоохранной межрайонный прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Табигат» об обязании принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Лазарева Р.Н.

    УСТАНОВИЛА:

прокурор Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Гуслов Е.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Табигат» (далее по тексту ООО «Табигат») об обязании принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №...-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном по адресу: адрес, 2 км. юго-восточнее адрес, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов за №.... В обоснование иска указано, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Табигат» законодательства об отходах производства и потребления при захоронении отходов на полигоне твердых коммунальных отходов. Территория, на котором расположен полигон, относится к зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами зоны №... - общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее по тексту - ООО «Дюртюлимелиоводстрой»). ООО «Табигат» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. дата природоохранной прокуратурой с выездом на место при участии специалистов Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведен осмотр полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: адрес, 2 км юго-восточнее адрес и эксплуатируемого ООО «Табигат». Ввиду отсутствия у ООО «Табигат» сортировочной линии сортировка поступающих отходов перед их захоронением на полигон не осуществляется. В соответствии с протоколом результатов компонентного состава проб отходов установлено, что на территории обследуемого полигона имеются следы захоронения следующих компонентов: бумаги, пищевых отходов, полимерных материалов, метало, текстиля, стекла, древесины которые поименованы в Перечне. ООО «Табигат» осуществляет захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: адрес, 2 км юго-восточнее адрес, который внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. В целях понуждения общества к принятию мер к устранению выявленных нарушений природоохранной прокуратурой дата в адрес руководителя ООО «Табигат» внесено представление. Представление не исполнено.

Решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено: «Исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Табигат» (ИНН 0274934034, ОГРН 11802800031777) в срок не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №...-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном по адресу: адрес, 2 км юго-восточнее адрес, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов за №...….».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее по тексту - Минэкология РБ) – Суфиянов А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований вышеуказанного искового заявления отказать в полном объеме. В обоснование ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка представленным доказательствам, а также не изучен механизм регулирования обращения с отходами на территории Республики Башкортостан. На территории муниципального района адрес Республики Башкортостан расположен полигон твердых коммунальных отходов (далее - полигон ТКО) 2000 м юго-восточнее адрес, площадь 5,69 га, начало эксплуатации – 2007, вместимость 79 370 куб.м. / 20 080 тонн, состоит из 8 карт, эксплуатируются 4. На полигоне отсутствуют автомобильные весы. Полигон включен в Государственный реестр объектов в размещения отходов (далее по тексту - ГРОРО) за №.... Собственником    полигона является ООО «Табигат» и оно осуществляет эксплуатацию согласно лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I –IV классов опасности № Л020-00113-02/00393707. По состоянию на дата по данным Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора полигон заполнен на 38%. Согласно схеме потоков отходов, предусмотренной Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, в адрес, утвержденной приказом Минэкологии РБ от дата №...п, на полигон для размещения поступают твердые коммунальные отходы, образованные на территории    муниципального района адрес Республики Башкортостан, расчетной массой 8 321 тонн/год, фактическая масса за 2022 год составила 7 044 тонн. адрес Республики Башкортостан входит в зону Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами №.... В данной зоне расположено 8 полигонов твердых коммунальных отходов, включенных в ГРОРО. Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан инициировала процедуру передачи полигона твердых коммунальных отходов и расторжения договора с ООО «Автолайн». На основании договора аренды, находящегося в муниципальной собственности земельного участка от дата №...зем полигон твердых коммунальных отходов адрес передан постановлением администрации ГО адрес от дата №... в хозяйственное ведение МУП «Агидельводоканал», которым организована площадка временного накопления твердых коммунальных отходов, зарегистрированная в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра». На данный момент МУП «Агидельводоканал» ведется работа по оформлению и размещению отходов IV класса опасности, а также внесение изменений в приказ Росприроднадзора о включения объекта размещения отходов в ГРОРО за №...№... по сведениям о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов. ООО «Табигат» письмом от дата №... уведомило Минэкологии РБ о расторжении договоров аренды имущества - полигонов твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципальных районов Краснокамский, Янаульский и адресы Республики Башкортостан, с эксплуатирующими компаниями ООО БЭС «Союз», ООО «РусЭко» и ООО «Бирсккоммундорстрой». Таким образом, направить в данной ситуации твердые коммунальные отходы на полигоны в муниципальные районы Краснокамский, Янаульекий и адрес, образованные на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан не представляется возможным. Вопрос по направлению твердых коммунальных отходов на ближайший полигон ТКО адрес Республики Башкортостан не представляется возможным, не только по причине его загруженности, но и по причине активной гражданской позиции жителей адрес относительно серьезной заполняемостью полигона ТКО в адрес. На полигон твердых коммунальных отходов в д. Юнтиряк (адрес) согласно схеме потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой, поступают твердые коммунальные отходы из 4 муниципальных районов и часть с территории Краснокамского и адресов расчетной массой около 52 000 тонн/год, фактическая масса размещения в 2022 году составила 58 174 тонн. По данным Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по состоянию на дата полигон ТКО заполнен. Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от дата №... «Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан» Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах - своей компетенции управление, регулирование, контроль (надзор) в области государственного управления по обращению с отходами производства и потребления. В соответствии с приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Башкортостан» утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Республики Башкортостан, Территориальная схема по обращению с отходами Республики Башкортостан размещена на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан. Вместе с тем, ограничения выраженные в запрете осуществления захоронения на полигоне твердых коммунальных отходов ООО «Табигат», может повлечь исключение Полигона ТКО из ГРОРО, а также необходимость смены потоков обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, путем внесения изменений в приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от дата №...п. Соответственно, при принятых ограничениях возникает необходимость решить вопрос о размещении отходов, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, образующихся на территории Республики Башкортостан. Доказательств того, что перенаправление отходов на данный полигон не приведет к превышению установленных для полигона лимитов истцом не представлено. Для внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами, изменения смены потоков ТКО, образующихся на территории адрес Республики Башкортостан, а также подготовки специализированной инфраструктуры требуется значительное время. Указанные обстоятельства не учтены истцом при подаче искового заявления, что прямо нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Вместе с тем, судом первой инстанции не исследовались указанные обстоятельства. Вследствие чего, возникает риск нарушения нормальной жизнедеятельности граждан Республики Башкортостан, а также причинения вреда окружающей среде. Кроме того, в ходе судебных заседаний суд первой инстанции не принял во внимание доводы заинтересованных лиц и не сделал каких-либо выводов относительно представленных доказательств заинтересованными лицами, чем фактически лишил права на судебную защиту. При обращении в суд первой инстанции, истец ссылается на то, что деятельность ответчика ООО «Табигат», в отношении которой ставится прокурором вопрос о ее прекращении (запрете), оказывает негативное воздействие на окружающую среду, однако, суд вправе принять решение о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, когда допущенные нарушения имеют неустранимый характер. При этом, требования об устранении выявленных нарушений и способах его устранения прокурором не заявлено. Из искового заявления следует, что прокурор связывает свои требования с отсутствием сортировки поступающих отходов перед их захоронением на полигон и размещения полезных компонентов, которые подлежат переработки и повторному использованию, что является нарушением природоохранного законодательства, Вместе с тем, запрет деятельности по размещению отходов с полезными компонентами на указанном полигоне ТКО приведет к накоплению в местах сбора отходов, расположенных на территории Республики Башкортостан, ТКО и нарушению прав неопределенного круга лица на благоприятную окружающую среду в месте жительства на территории адрес Республики Башкортостан, что противоречит общественным интересам. Более того, доказательств того, что транспортировка мусора, его обработка (сортировка) и захоронение после запрета осуществления деятельности ООО «Табигат» по размещению отходов с полезными компонентами образующимися на территории адрес Республики Башкортостан будет производится в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства в сфере отходов производства и потребления, прокурором не представлено. На сегодняшний день альтернативные объекты по возможному размещению отходов отсутствуют с учетом сложившихся ситуаций. К концу 2025 года по концессионному соглашению запланировано построить в адрес современный комплекс по обращению с отходами, куда будут направлены потоки отходов, в том числе с адрес. В настоящее время осуществляется оформление земельного участка под будущий объект, концессионером ведутся проектно-изыскательские работы.

Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена в открытом доступе на официальном сайте Верховного суда Республики Башкортостан в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (http://vs.bkr.sudrf.ru/). По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Лица, участвующие по делу в качестве сторон, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами, отчетами об СМС-оповещении.

Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1-3 Постановления от дата N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

В соответствии со статьей 329 ГПК РФ постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения. В апелляционном определении указываются: 1) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, дата и место вынесения определения; 2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда; 3) лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление; 4) краткое содержание обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционных жалобы, представления, представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции; 5) обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле; 6) мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части; 7) выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления. При оставлении апелляционных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы апелляционных жалобы, представления отклоняются. В определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционных жалобы, представления. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: 1) рассмотрение дела судом в незаконном составе; 2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; 3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; 4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; 5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; 6) отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; 7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Согласно статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (абзац 3).

Согласно разъяснению, изложенному в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (абзац 3).

Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно статье 80 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; максимальная утилизация отходов, в том числе утилизация отходов от использования товаров; обезвреживание отходов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата №... «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

На основании статьи 1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (абзац 17); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (абзац 19).

В заявленном перечне конкретных видов отходов III-IV классов опасности, для выполнения работ по размещению (захоронению) отходов, перечислен ряд отходов, включенных в Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №...-р.

В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от дата №...-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» (далее по тексту - распоряжение Правительства №...-р) утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.

В силу требований пунктов 30, 68, 72, 91, 92, 101 распоряжения Правительства Российской Федерации от дата №...-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» отходы потребления картона с черно-белой и цветной печатью, отходы бумажных этикеток, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязнённой, лом алюминиевых банок из-под напитков, тара стеклянная незагрязнённая, относятся к отходам, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещено с дата.

Предназначение местного самоуправления, приоритетом которого выступает решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется вместе с тем целями наиболее эффективной реализации вытекающих из Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (включая право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, являющуюся одним из важнейших условий обеспечения достойной жизни и свободного развития человека), а также по использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статьи 2, 7, 9, 41 и 42 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского поселения.

Согласно статье 51 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).

В соответствии с требованиями экологического законодательства и законодательства в сфере лицензирования любая деятельность в сфере обращения с отходами I-IV классов опасности (присутствуют в ТКО) подлежит обязательному лицензированию (ст. 9 Федеральный закон от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от дата № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В силу Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата №...» нарушение региональным оператором схемы потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой, является основанием для лишения его статуса регионального оператора.

При этом, в соответствии со СНИП дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН дата-21. Санитарные правила и нормы...») срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

Как усматривается из письма Минприроды РФ от дата №...-ОГ «Об обращении с ТКО», условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатного состояния «смесь материалов и изделий».

Согласно приказу Росприроднадзора от дата №... «Об утверждении перечня среднестатистических значений для компонентного состава и условия образования некоторых отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов» среднестатистический компонентный состав некоторых подтипов ТКО может быть следующим:

- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 7 31 110 01 72 4, относящиеся к ТКО): полимерные материалы – 15-20%, пищевые отходы – 20-25%, металл – 3-10%, также может содержать текстиль, резину, стекло, фарфор, бумагу, картон, древесину, прочее (земля, песок, мелкие камни);

- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4, относящийся к ТКО): бумага, картон – 40-50%, полимерные материалы – 25-30%, также может содержать металл, текстиль, пищевые отходы, стекло, резину, песок, воду, древесину;

- мусор и смет уличный (код по ФККО 7 31 200 01 72 4, относящийся к ТКО): материалы, незагрязненные отходы которых по ФККО отнесены к IV - V классу опасности (например, грунт, песок, древесина, растительные остатки, бумага, картон, полиэтилен, стекло, текстиль). В состав отхода могут также входить материалы, отходы которых по ФККО отнесены к III классу опасности, но в количестве, не превышающем в сумме 10%.

Информация о многосоставном характере ТКО также содержится в Банке данных об отходах, опубликованном на сайте Росприроднадзора Российской Федерации (http://db.wastebase.ru/wastebase.aspx).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Табигат» выдана лицензия за № ЛО20-00113-02/00393707 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

ООО «Табигат» имеет в собственности с дата полигон твердых коммунальных отходов, который расположен по адресу: адрес, 2 км. юго-восточнее адрес, с кадастровым номером земельного участка 02:29:120702:18, что не оспаривалось представителем ООО «Табигат» в ходе судебного разбирательства. С дата полигон внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за №...-З-00758-28114.

Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан от дата №... проведена проверка исполнения ООО «Табигат» законодательства об отходах производства и потребления при захоронении отходов на названном полигоне твердых коммунальных отходов.

Территория, на котором расположен указанный полигон, на момент проведения проверки относилась к зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами зоны №... – ООО «Дюртюлимелиоводстрой», что подтверждается договором №... от дата, заключенным между ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и ООО «Табигат». По указанному договору ООО «Табигат» по заданию ООО «Дюртюлимелиоводстрой» осуществляло деятельность по оказанию услуг на размещение (прием) твердых коммунальных отходов на полигоне ТКО, расположенном по вышеуказанному адресу, а также других отходов, не относящихся к ТКО.

С дата ООО «Дюртюлимелиоводстрой» на основании приказа Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №...п от дата лишено статуса регионального оператора.

В ходе рассмотрения дела дата между ООО «Табигат» и ООО РО «Эко-Сити» заключен договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов № К-23/23, в соответствии с которым ООО «Табигат», осуществляющий деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов, принятых от ООО РО «Эко-Сити», последний обязуется передавать твердые коммунальные отходы ООО «Табигат» и оплачивать услуги по захоронению твердых коммунальных отходов.

дата природоохранной прокуратурой с выездом на место при участии специалистов Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, исполняющего обязанности директора ООО «Табигат» Гареева Ш.Б. проведен осмотр полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: адрес, 2 км юго-восточнее адрес и эксплуатируемого ООО «Табигат».

Согласно протоколу осмотра от дата при въезде на объект имеются ворота, которые закрыты на металлический замок. Открытие ворот осуществляется в ручном режиме охранником. Территория объекта осуществляется металлическим забором (сеткой). Объект не оборудован весовым контролем, учет ведется в объемных единицах. Полигон ТКО разделен на 4 карты. Со слов представителя по доверенности Гареева Ш.Б. накопление отходов осуществляется на 2 и 4 карте. 1 и 3 карты изолированы. На рабочей 2 карте зафиксировано наличие свежезавезенных отходов (ТКО, в том числе большое количество полиэтиленовых упаковок, ПЭТ бутылок, и т.д.). Также зафиксировано наличие металлических бочек. Возле рабочей карты 2 стоит бульдозер.

Согласно информационной справке по итогам проверки в отношении ООО «Табигат», подготовленной государственным инспектором Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора», в ходе осмотра объекта размещения отходов зафиксировано, что ООО «Табигат» осуществляет захоронение отходов, запрещенных к захоронению, а именно тара стеклянная, отходы потребления картона, отходы упаковочного картона незагрязненные, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, к тому же установлено, что на момент осмотра на полигоне велись работы по уплотнению завезенных отходов бульдозером.

Специалистами филиала «ЦПАТИ по РБ» ФГБУ ЦПАТИ по ПФО» произведен отбор проб отходов для определения морфологического состава и проведения биотестирования.

По результатам проведенного анализа, экспертами филиала «ЦЛАТИ по РБ» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» установлено следующее (протокол результатов компонентного состава пробы отхода №... от дата):

Наименование компонента Результат, погрешность Единица измерений
1 Бумага 14,1 +/- 4,2 %
2 Пищевые отходы 15,44 +/- 4,6 %
3 Полимерные материалы 16,8 +/- 5,0 %
4 Металлы 11,5 +/- 3,5 %
5 Текстиль 14,5 +/- 4,4 %
6 Стекло 14,0 +/- 4,2 %
7 Древесина 13,7 +/- 4,1 %

Данные результаты подтверждают факт того, что на объекте размещения отходов №...-З-00758-28114, происходит захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: адрес, 2 км. юго-восточнее адрес.

В целях понуждения общества к принятию мер к устранению выявленных нарушений природоохранной прокуратурой дата в адрес руководителя ООО «Табигат» внесено представление, по результатам рассмотрения которого предприятием действенных мер по устранению вышеперечисленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления не принято.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что несмотря на требования законодательства ООО «Табигат» требования природоохранного законодательства, в том числе, законодательства об отходах производства и потребления не соблюдаются, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. На момент рассмотрения гражданского дела, выявленные нарушения не устранены. Возражая против заявленных требований, представитель ООО «Табигат», указывает на то, что заключенный между ООО «Табигат» и ООО «Дюртюлимелиоводстрой» договор предусматривает только размещение отходов на полигоне, условиями договора не предусмотрена обязанность по обработке отходов, таким образом, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» обязано привозить на полигон отходы, пройденные обработку. На территории адрес Республики Башкортостан раздельный сбор отходов не осуществляется, мусоросортировочный комплекс отсутствует. По мнению суда первой инстанции, ответчик, заявляя данные доводы, пытается возложить ответственность по выявленным в ходе проверки фактов на иное лицо. Представитель ответчика также указывала на то, что в протоколе результатов компонентного состава «ЦЛАТИ по РБ» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» не отражены коды по федеральному классификационному каталогу отходов, в связи с чем, с точностью определить относятся ли указанные отходы к перечню запрещенных невозможно, не является основанием для отказа в иске, поскольку при составлении протокола результатов подробно указано наименование полезных компонентов, входящих в состав отходов проб, отобранных с полигона, принадлежащего ответчику. При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороной ответчика не оспаривался факт того, что на полигоне не производится сортировка мусора, следовательно, не отрицается факт возможного негативного влияния на охрану окружающей среды. С учетом изложенного, запрет на захоронение полезных компонентов отходов может быть реализован и распространяется при условии раздельного накопления отходов для дальнейшего направления их на утилизацию либо хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию. Таким образом, хозяйственная деятельность лица не должна нарушать права и законные интересы граждан Российской Федерации, в том числе права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленные статьей 42 Конституции Российской Федерации. Представленный в ходе рассмотрения дела ООО «Табигат» план внешнего управления, которым предусмотрены расходы на строительство мусоросортировочного комплекса на территории полигона адрес, является одним из возможных способов соблюдения действующего законодательства. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры об обязании принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления подлежат удовлетворению, поскольку захоронение отходов, осуществляется с нарушением запретов, установленных федеральным законодательством, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. В данном случае суд первой инстанции полагал возможным установить срок – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данного времени достаточно для принятия мер по выполнению обязанностей, возложенных судом.

С такими выводами суда не соглашается судебная коллегия.

Судебной коллегией с целью соблюдения баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой, в целях установления наличия или отсутствия такого противоречия общественным интересам на обсуждение сторон был поставлен данный вопрос и предложено представить доказательства того, что удовлетворение заявленных требований не приведет к нарушению нормальной жизнедеятельности людей и организаций и соразмерности последствий деятельности по размещению отходов с полезными компонентами тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Из иска следует, что прокурор связывает свои требования с отсутствием сортировки поступающих отходов перед их захоронением на полигон и размещения полезных компонентов, которые подлежат переработки и повторному использованию, что является нарушением природоохранного законодательства.

В ходе судебного разбирательства прокурор подтвердил, что выявленное нарушение является устранимым, так как ответчиком ООО «Табигат» могут быть привлечены сторонние организации для сортировки отходов, построен мусоросортировочный комплекс, получены необходимые лицензии и разрешения.

Как усматривается из дела, при проведении проверки прокуратурой не установлен факт наличия у ООО «Табигат» земельного участка для строительства мусоросортировочного комплекса или линии. Полигон ООО «Табигат» вводился в эксплуатацию до вступления в силу требований распоряжения Правительства №...-р и не предусматривал строительство объекта сортировки.

В суде апелляционной инстанции представитель Минэкологии РБ пояснил, что, даже если объект сортировки - мусоросортировочный комплекс или «простая сортировочная линия», будет построен и введен в эксплуатацию, для его функционирования он должен быть включен в территориальную схему обращения с отходами на территории Республики Башкортостан (ст. 13.3 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), что фактически невозможно, поскольку в соответствии с пп. «а» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от дата №... «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» проект территориальной схемы субъекта в обязательном порядке согласовывается с публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» (далее – ППК РЭО), только после получения положительного заключения Минэкологии РБ может приступить к процедуре принятия территориальной схемы.

Между тем, согласно позиции ППК РЭО, изложенной в протоколе совещания по вопросу включения объектов обращения с ТКО в территориальную схему от дата, учитывая, в том числе, необходимость ограничения роста платы граждан, необходимо рассматривать вопросы включения в территориальную схему только объектов более 100 тыс. тонн в год. В соответствии с территориальной схемой Республики Башкортостан на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан в год образуется около 8 321,5 тонн отходов.

Движение потока отходов на территории республики регулируется, как указано ранее, территориальной схемой, в соответствии с которой полигон ООО «Табигат» является конечным объектом, куда поступают отходы с территории адрес Республики Башкортостан. Следовательно, после приема отходов ООО «Табигат» не имеет права самостоятельно, в нарушение территориальной схемы направлять данные потоки на другие объекты обработки отходов, данные действия могут быть произведены региональным оператором при условии включения этих объектов в территориальную схему обращения с отходами.

В силу Федерального закона № 89-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата №...» нарушение региональным оператором схемы потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой, является основанием для лишения его статуса регионального оператора.

Альтернативных путей по возможному приему отходов, образующихся на территории адрес, не имеется, доказательств обратного не представлено.

Для внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами, а также в связи с необходимостью смены потоков ТКО, образующихся на территории адрес Республики Башкортостан, подготовки специализированной инфраструктуры требуется значительное время.

Между тем, в соответствии с требованиями экологического законодательства и законодательства в сфере лицензирования любая деятельность в сфере обращения с отходами I-IV классов опасности (присутствуют в ТКО) подлежит обязательному лицензированию (ст. 9 Федеральный закон от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от дата № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Таким образом, при строительстве «простой сортировочной линии» ООО «Табигат» необходимо пройти процедуру лицензирования.

Также судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Из вышеизложенного следует, что, наличие бумаги, картона, полимерных материалов, металла и стекла недопустимо в составе ТКО, более того, в своей совокупности указанные материалы образуют основную часть данных отходов.

Распоряжением правительства №...-р установлен закрытый перечень видов отходов, захоронение которых запрещается, включающий в себя 182 вида отходов производства и потребления с отражением соответствующих кодов ФККО.

В ходе прокурорской проверки не установлено фактов поступления на полигон предварительно отсортированных отходов, а не отходов ТКО, каких-либо доказательств обратного материалы дела не содержат.

Как усматривается из материалов дела, в обоснование доводов наличия выявленных на полигоне, эксплуатируемом ООО «Табигат», отходов, утилизация и захоронение которых запрещено, к акту обследования приложены фотоснимки. При этом из данных фотоснимков усматривается лишь наличие на поверхности полигона бытового мусора, в составе которого имеются, в том числе, фрагменты стеклянных, бумажных изделий, полимерных материалов и т.д., уже являющиеся ТКО по определению.

Между тем, наличие на данных снимках указанных материалов не позволяет безусловно их идентифицировать и отнести к отходам определенного вида и класса опасности, исходя из степени загрязнения с учетом их специфики и морфологии. При этом исследование (экспертиза) на предмет соотносимости и тождественности выявленных на полигоне фрагментов гофрокартона, полиэтиленовой, стеклянной, тары и др., которые, по мнению Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, содержат полезные компоненты и подлежат вторичной переработке, именно тем видам отходов, которые содержатся в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от дата №...-р, с указанием конкретных пунктов Перечня (от 1 до 182) и установлением их соответствующего кода (номера) Федерального классификационного каталога отходов, не производилось, что является недопустимым.

Так, согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от дата №...-р, запрещается захоронение 10 видов отходов, состоящих их полимерных материалов (пластмасс) (пункты 91-100). При этом обязательным условием отнесения отходов к указанным видам является отсутствие загрязнения и галогенов (фтор, хлор, бром, йод, астат). Загрязненные отходы продукции из пластмасс входят в подтипы ФККО «Отходы продукции из пластмасс загрязненные» (4 38 000 00 00 0) и на них запрет на захоронение не распространяется. Тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (4 38 118 01 51 5), может быть захоронена.

Перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от дата №...-р, запрещено захоронение 9 видов отходов тары стеклянной (пункты 101-109), которая либо является незагрязненной, либо загрязнена только определенными химическими реактивами.

Положения о применении в качестве вторичного сырья для переработки незагрязненной бумажной и картонной макулатуры содержатся в межгосударственном стандарте ГОСТ 10700-97, введенном в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от дата №...-ст (п. 4.1.3).

В силу п. 4.5 Методических рекомендаций ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03) отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления (твердые отходы производства и потребления отбирают из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (свалки, полигоны) и накопления (контейнеры, емкости, площадки и т.д.) отходов или непосредственно в местах образования отходов. На свалках (полигонах) при однородном распределении отходов пробы отбирают из расчета одна объединенная проба на 100 кв.м. Объединенную пробу составляют путем смешения не менее 5 точечных проб, отобранных методом конверта. Масса точечной пробы должна быть не менее 200 г.

Отобранные точечные пробы размещают на сухой чистой поверхности (бетонированная площадка, клеенка, полиэтилен и т.д.), тщательно перемешивают с помощью совка или лопаты, разравнивают тонким слоем в виде квадрата и делят по диагонали на четыре равные части. Отходы из двух противоположных частей отбрасывают, а две оставшиеся части соединяют, вновь перемешивают, разравнивают, и так до тех пор, пока не получится проба массой не менее 1 кг.

Между тем, доказательств того, что отбор проб и материалов проводился в соответствии с вышеуказанными рекомендациями, суду истцом не представлено.

Истцом также не учтено, что имеются лимиты по размещению отходов на полигонах и отсутствуют доказательства возможности его использования в соответствии с требованиями действующего законодательства для целей размещения отходов, образующихся на территории адрес Республики Башкортостан.

Также доказательств того, что перенаправление отходов на другой полигон не приведет к превышению установленных для полигона лимитов, не представлено.

Требования прокурора основаны на формальных условиях применение норм материального права, доказательств того, что удовлетворение требований в заявленном виде приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц без ущерба общественным интересам не представлено.

Между тем, статьей 6 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

Пунктом 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

На территории Республики Башкортостан органом исполнительной власти, уполномоченным на разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (пункты 3.94.3 и 3.94.9 Положения о Министерстве природопользования и экологи Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №...).

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ, порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №..., Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования).

В соответствии с п. 5.33 Положения о Министерстве, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет, в том числе функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата №... утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.

Правилами №... предусмотрено, что корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости (пункт 29).

При проведении проверки прокуратурой не установлен факт наличия у ООО «Табигат» земельного участка для строительства мусоросортировочного комплекса или линии. Полигон ООО «Табигат» вводился в эксплуатацию до вступления в силу требований распоряжения Правительства №...-р и не предусматривал строительство объекта сортировки.

В соответствии с соответствии с пп. «а» п. 4 Указа Президента Российской Федерации от дата №... «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор» проект территориальной схемы субъекта в обязательном порядке согласовывается с публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор», только после получения положительного заключения Министерство природопользования и экологии может приступить к процедуре принятия территориальной схемы.

Между тем, соответствующих требований к надлежащим ответчикам истцом не заявлялось.

Проанализировав материалы дела, исходя из фактических обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводам, что вышеуказанные заявленные исковые требования не подлежали удовлетворению.

Кроме того, согласно договора аренды №...-ПЗ/23 от дата, заключенного между ООО «Табигат» (арендодателем) и ООО «СПК Рециклинг» (арендатором), арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование: нежилое сооружение: полигон твердых бытовых отходов с кадастровым номером 02:29:000000:1246, площадью 17928,30 кв.м., расположенный по адресу: адрес, 2 км. юго-восточнее адрес. Полигон ТБО предоставляется в целях размещения отходов IV, V класса опасности; земельный участок с кадастровым номером 02:29:120702:18, общей площадью 36018 +/- 66 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, район Калтасинский. Земельный участок передается в целях: для размещения полигона твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды №...-ПЗ/23 от дата настоящий договор действует с даты подписания сторонами по дата включительно.

Согласно выписке из ЕГРН от дата вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 02:29:120702:18 принадлежит на праве аренды ООО «СПК Рециклинг» в период с дата по дата

Согласно акту приема-передачи от дата арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование (аренду), а арендатор принял вышеуказанное недвижимое имущество.

Таким образом, по состоянию на дата вышеуказанное недвижимое имущество находится в аренде во владении и пользовании у ООО «СПК Рециклинг».

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Башкирской природоохранной межрайонный прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Табигат» об обязании принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления, необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2023 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Башкирской природоохранной межрайонный прокуратуры к обществу с ограниченной ответственностью «Табигат» об обязании принять меры по исключению фактов захоронения отходов производства и потребления - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2024 г.

33-15885/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью Табигат
Другие
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан
Администрация муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан
Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральное службы по надзору в сфере природопользования
Общество с ограниченной ответственностью Дюртюлимелиоводстой
ООО РО Эко-Сити
Газизов Радик Фаатович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Лазарев Роман Николаевич
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.07.2024Передача дела судье
19.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее