Судья Соцердотова Т.А.-1 инст № 12-58/2019
Дело №7-4/2020
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2020 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Тхагапсова Е.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «Эко Групп» по доверенности Ненадик Н.В. на решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО «Эко Групп»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) Андрющенко В.С. от 09.09.2019 №00135-04 ООО «Эко Групп» привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано ООО «Эко Групп» в Красногвардейский районный суд Республики Адыгея.
Решением судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года постановление заместителя начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) Андрющенко В.С. от 09.09.2019 о привлечении ООО «Эко Групп» к административной ответственности по ч. 10 ст.12.21.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей оставлено без изменения, а жалоба ООО «Эко Групп» - без удовлетворения.
В жалобе на указанное решение суда представитель ООО «Эко Групп» по доверенности Ненадик Н.В. просит его отменить, и принять новое решение об отмене постановления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 09.09.2019 №00135-04. В жалобе ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств вины ООО «Эко Групп» во вмененном правонарушении. При этом товарно-транспортную накладную, принятую должностным лицом и судом в качестве подтверждения вины юридического лица, заявитель жалобы полагает недопустимым доказательством. Считает, что у должностных лиц Ространснадзора отсутствуют полномочия требовать документы, в том числе, товарно-транспортную накладную. Также, по мнению представителя, в деле отсутствуют доказательства законности осуществления сотрудниками МУГАДН по снятию копий с документов, находящихся у АО «Зерновой терминал «КСК». Кроме того, заявитель жалобы ссылается на не уведомление Общества о месте и времени рассмотрения вопроса о привлечении ООО «Эко Групп» к административной ответственности, поскольку извещение было направлено органом по надзору в сфере транспорта по неверному адресу, в связи с чем, Общество было лишено возможности защищать свои интересы при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В отзыве на жалобу представитель МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Дамницкая Д.В. полагает ее не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Дамницкой Д.В., поддержавшей возражения на жалобу, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие надлежаще извещенного представителя ООО «Эко Групп» Ненадик Н.В., действующей по доверенности от 27.08.2019 (срок действия до 31 декабря 2020 года) – л.д. 77, 142, проверив материалы дела, прихожу к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой масс транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.07.2019 в с. Преображенское при погрузке груза (пшеница) в автотранспортное средство марки «КАМАЗ», государственный регистрационный знак С975СС01, юридическим лицом обществом с ограниченной ответственностью «Эко Групп» было допущено превышение допустимой массы транспортного средства, согласно товарно-транспортной накладной (пшеница) №0013 от 09 июля 2019 года, масса брутто составила 60080кг, нетто 46180 кг (при разрешенной допустимой массе груза 44 000 кг).
Из товарно-транспортной накладной (пшеница) №0013 от 09.07.2019 следует, что грузоотправителем является ООО «Эко Групп». На момент принятия груза грузополучателем – акционерным обществом «Зерновой терминал «КСК», масса брутто составила 54980 кг, нетто 46130 кг.
При таких обстоятельствах постановлением от 09.09.2019 № 00135-04 заместителя начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) Андрющенко В.С. ООО «Эко Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Оставляя обжалованное ООО «Эко Групп» постановление по делу об административном правонарушении без изменения, суд первой инстанции исходил из доказанности факта погрузки груза (пшеницы) Обществом 09.07.2019 на автомобиль марки «КАМАЗ» с превышением допустимой предельной массы транспортного средства, ссылаясь на наличие товарно-транспортной накладной №0013 от 09.07.2019.
Прихожу к выводу об обоснованности решения судьи первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с Приказом Ространсадзора от 01.02.2013 №АК-140фс (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта», Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Краснодарского края и Республики Адыгея.
Управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта, городско наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- взаимодействует в установленном порядке со структурными подразделениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ассоциациями, общественными организациями в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 №409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия:
- запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для
выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию (подп. «в» пункта 4);
- составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления (подп. «о» пункта 4).
В силу с ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как усматривается из представленных доказательств, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило сообщение АО «Зерновой терминал «КСК» о том, что грузоотправителем ООО «Эко Групп» допущено превышение допустимой массы транспортного средства в соответствии согласно товарно-транспортной накладной №0013 от 09.07.2019.
При этом информация в адрес Управления с копией товарно-транспортной накладной №0013 от 09.07.2019 были направлены акционерным обществом «Зерновой терминал «КСК» на основании протокольного совещания по вопросу проведения совместной работы, направленной на выявление транспортных средств, движущихся по дорогам Краснодарского края с превышением установленных весовых параметров.
Пунктом 23.1 Правил дорожного движения РФ масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Согласно п.23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу п.5 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272, тяжеловесный груз – груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению №1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №2.
В соответствии с приложением №1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272, допустимая масса транспортного средства для автопоезда с грузом или без, не должна превышать 44 тонны.
Установлено, что грузоотправителем ООО «Эко групп» была осуществлена погрузка пшеницы массой 54980 кг в транспортное средство «КАМАЗ» с прицепом, то есть ООО «Эко групп» допустило к эксплуатации тяжеловесное транспортное средство с превышением допустимой массы транспортного средства без специального разрешения.
Для обеспечения контроля за качеством зерновой продукции введены отраслевые формы учетных документов, в том числе и документов, касающихся покупки, продажи и перевозки зерна. Одной из таких форм является товарно-транспортная накладная СП-31, применяемая при отгрузке и транспортировке зерна. Бланк указанного первичного документа относится к унифицированным, утвержден постановлением Госкомитета статистики от 29.09.1997 №68.
Товарно-транспортная накладная формы СП-31 оформляется при транспортировке зерновой продукции к пунктам ее приемки. Запись в товарно-транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем.
Согласно статье 2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Пунктом 50 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон.
Таким образом, факт совершения грузоотправителем ООО «Эко Групп» правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ подтверждается совокупностью допустимых доказательств, в том числе, товарно-транспортной накладной №0013 от 09.07.2019. Доказательств недостоверности сведений, указанных в товарно-транспортной накладной, либо ее фальсификации, не представлено. При этом установлено, что ООО «Эко Групп» не предприняло каких-либо зависящих от него мер по обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства в области дорожного движения.
В силу ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Доводы представителя ООО «Эко Групп» о незаконности постановления от 09.09.2019 №00135-04 в виду составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, нельзя признать состоятельными.
Так, в соответствии с представленным в дело почтовым идентификатором, 15.08.2019 ООО «Эко Групп» получено уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ. Как видно из доверенности, выданной директором ООО «Эко Групп» Юхименко А.Н., с 27.08.2019 интересы общества представляла Ненадик Н.В. При этом неявка представителя надлежаще извещенного юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не являлась препятствием к рассмотрению настоящего дела.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа представленных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия ООО «Эко Групп» правильно квалифицированы по ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Эко Групп» в пределах санкции ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые могли повлечь изменение либо отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ :
решение судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Эко Групп» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Эко Групп» по доверенности Ненадик Н.В. – без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Тхагапсова Е.А.