12-593-18
Р Е Ш Е Н И Е
19 ноября 2018 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., с участием защитника ФИО2,
рассмотрев жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, администрации МО Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> на постановление № АД-13-059/2018 от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № АД-13-059/2018 от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Сертолово признана виновной по ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 400 000 рублей.
С данным решением юридическое лицо не согласилось, принесена жалоба, в которой администрация МО Сертолово просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, ввиду якобы отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, ходатайства об отложении дела слушанием не заявил.
Защитник поддержал жалобу. Настаивал на том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения. Считает, что по делу не доказана причинно- следственная связь между действиями администрации и обнаружением в почве опасных веществ, поскольку участок, куда ссыпался снег находится возле воинской части, рядом с полигоном. Более того, не доказано, что автомобиль, который выгрузил снег, арендован администрацией МО. Вместе с тем просил в суд в случае несогласия с позицией юридического лица снизить размере штрафа до 200 000 рублей ввиду финансового и имущественного положения юридического лица, ввиду того, что бюджет администрации МО Сертолово дотационный.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит изменению, жалоба – частичному удовлетворению, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент) ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом № ПР-52/13 от ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр территории по адресу: <адрес>.
В ходе осмотра установлено и зафиксировано в Акте №ПР-52/13 от ДД.ММ.ГГГГ, что по адресу: <адрес> (напротив въездных ворот строительной площадки КВС-Сертолово) осуществляется складирование снега с примесью отходов. Снежные массы размещены на почве. Водонепроницаемое покрытие отсутствует, не имеет дренирующего грунтового слоя. Отсутствуют какие-либо сооружения (ливневые стоки) для отвода талых вод, а также очистные сооружения. Отсутствует ограждение по периметру территории. Отсутствует обваловка с устройством отвода талых вод в дренирующую систему или канализацию.
По имеющейся в Департаменте информации, указанная территория находится в ведении Администрации Муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес>.
Земельный участок под складирование снега выделен на основании постановления администрации МО Сертолово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении места складирования снега, убранного с улично-дорожной сети <адрес>», действующего в зимний период 2017-2018г.
Срок хранения снежных масс, размещённых на временном снегоприемном пункте, не определен.
Правоустанавливающие документы на земельный участок, определенный постановлением администрации МО Сертолово от 27.10.2017г. № в качестве места складирования снега, у администрации МО Сертолово отсутствуют. Данное место согласно сведениям ФГИС ЕГРН расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Вывоз снега на территории <адрес> в зимний период 2017-2018г.г. осуществлялся в рамках заключенных Сертоловским муниципальным учреждением «Оказание услуг «Развитие», действующим в интересах МО Сертолово, муниципальных контрактов:
№-к от 28.12.2016г. с ООО «СОВЭКС» (ИНН 78015291102) на выполнение работ по организации санитарного содержания улично-дорожной сети <адрес> в 2017 году, срок действия - 31.12.2017г.;
№-к от 19.12.2017г. с ООО «Леноблстрой» (ИНН 7841479401) на выполнение работ по механизированной уборке автомобильных дорог, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов с элементами ручной уборки в зимнее и летнее время, срок действия - по ДД.ММ.ГГГГ.
Вывоз снега и объем складированных снежных масс в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой ООО «Леноблстрой» в адрес ООО «СОВЭКС», составленной в рамках исполнения заключенного между указанными организациями контракта № от ДД.ММ.ГГГГ об организации работ по санитарному содержанию дорожной сети <адрес> в 2017 и составляет 416,3 т.
Вывоз снега и объем складированных снежных масс в период с января по март месяцы 2018г. подтверждается представленными документами администрацией МО Сертолово и составляет 3780 т.
Определением № АД-13-059/2018 от ДД.ММ.ГГГГ назначена и проведена ДД.ММ.ГГГГ аналитическая экспертиза на земельном участке, выделенном под складирование загрязненных снежных масс (Протокол отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам отбора проб заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» №-Э-18 от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышение установленных предельно допустимых концентраций бенз(а)пирена, который является наиболее типичным химическим канцерогеном окружающей среды, он опасен для человека даже при минимальной концентрации, вызывающей в том числе онкозаболевания. В случае поступления талой воды в грунтовые воды бенз(а)пирен будет загрязнять их, может вызвать гибель животных, растительности и т.д.
Кроме того, выявлено ухудшение состояния почвы по сравнению с фоном, что подтверждает, что складирование загрязненных снежных масс, оказывает негативное воздействие на почву, ухудшающих качественное состояние земель, что создает угрозу причинения вреда объекту охраны- почве.
По мнению должностного лица, производившего административное расследование, в нарушение требований в области охраны окружающей среды, а именно: ч.1 ст.13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ; ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ; ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. I ст. 34 Федерального закона № "Об охране окружающей среды"; статей 35, 37, 38, 39, 40 Федерального закона № «Об охране окружающей среды»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53 "О введении в действие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03" (вместе с "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ); п. 4.11 и п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88); 6.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», Администрация МО Сертолово не выполнила установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, охране почв и допустила складирование загрязненных снежных масс на необорудованном в соответствии с требованиями законодательства земельном участке, что привело к ухудшению качественного состояния земель, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ.
Суд не может согласиться с доводами жалобы относительно того, что в постановлении не отражены нормы закона, которые якобы нарушила администрация муниципального образования и соответственно отсутствуют таковые.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 ч.1 ст. 13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ в целях охраны земель установлены обязательства по проведению мероприятий по защите земель от уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия для собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из статьи 12 Земельного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Администрация МО Сертолово является ответственным и уполномоченным органом по осуществлению контроля за состоянием земель, находящихся в ее ведении.
согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № "Об охране окружающей среды" размещение, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 35 Федерального закона № "Об охране окружающей среды" установлено, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно статьям 37, 38, 39, 40 Федерального закона № «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением технических регламентов в области охраны окружающей среды; при осуществлении строительства и реконструкции, зданий, сооружений и иных объектов должны приниматься меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации; ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды; запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений и иных сооружений без завершения мер по восстановлению природной среды, благоустройству территорий; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Правилами благоустройства, предусматриваются, в том числе операции по уборке снега в населенных пунктах организациями городского хозяйства, на временные снегоприёмные пункты.
Снежные массы, собираемые и вывозимые с территорий населенных пунктов при уборке проезжей части, как правило, содержат в своем составе твердые остатки различного происхождения и вредные химические вещества, наличие которых вызвано применяемыми при обработке улиц, объектов обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В результате осуществления работ по уборке снега в населенных пунктах организациями городского хозяйства, осуществляется сбор смеси, содержащей отходы и снег.
В процессе снеготаяния, остаточные вещества в виде противогололедных реагентов, горюче-смазочных материалы, отходы от уборки дорог, дворовых территорий и внутриквартальных проездов, образуют «отход от зимней уборки улиц» (код ФККО 73121000000), что ведет к необходимости соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также требований ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 53 "О введении в действие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03" (вместе с "СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ) установлены требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв. Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
В соответствии с п. 4.11 и п. 4.12 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88)в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается. Все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
В силу пункта 6.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», сброс сточных и дренажных
вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-эпидемиологическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного использования.
Требования, установленные в вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, требуется учитывать при устройстве эксплуатации не только стационарных снегоплавильных пунктов, шахт, коллекторов глубокого залегания, мобильных снегоплавильных установок, но и мест временного складирования снега.
Пунктом 1.1 и 1.2 Положения об администрации муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> (далее - Положение) установлено, что Администрация МО Сертолово, является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Сертолово, и наделяется Уставом муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО Сертолово федеральными законами и законами <адрес>.
В своей деятельности администрация руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и другими нормативными актами РФ, областными законами и иными правовыми актами губернатора и правительства <адрес>, Уставом МО Сертолово, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления МО Сертолово, настоящим Положением.
Пунктом 2 Положения, установлены Полномочия Администрации МО Сертолово, из которых следует, что в части исполнения полномочий в области земельных отношений («3», «10», «11» п.п. 2.2.5.) обязаны:
- разрабатывать и реализовывать местные программы использования и
охраны земель;
- осуществлять муниципальный земельный контроль в отношении
расположенных в границах городских поселений МО Сертолово объектов
земельных отношений;
- осуществлять иные полномочия на решение вопросов местного значения
в области использования и охраны земель.
П.п. 9.1, 9.2, 9.3 Положения, установлена ответственность администрации.
Так, согласно Положению, Администрация несет ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Основания наступления ответственности администрации перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются действующим законодательством Российской Федерации.
Ответственность администрации перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава и законов <адрес>, Устава МО Сертолово, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
На основании изложенного, должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, достоверно установлено, что Администрация МО Сертолово, являясь исполнительно - распорядительным и уполномоченным органом по осуществлению муниципального земельного контроля, не приняло мер по поддержанию в надлежащем состоянии земельного участка, не оборудовало его в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, не осуществляло контроль за состоянием территории, что привело к ухудшению состояния почвы.
В соответствии со статьей 75 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Каких-либо доказательств тому, что у Администрации МО Сертолово, не имелось возможности для соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, или того, что им были приняты все зависящие от него меры для его соблюдения, не представлено.
Таким образом, как правильно сделан вывод должностным лицом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении Администрации МО Сертолово является доказанным.
Доводы жалобы суд находит несостоятельными, направленными на уход от административной ответсвенности.
Наказание юридическому лицу назначено с учетом характера совершенного им административного правонарушения.
Вместе с тем тяжелое имущественное и финансовое положение юридического лица в полной мере при назначении не учтены. Указанные обстоятельства судья городского суда признает исключительными и считает возможным применить ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Оснований для прекращения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица не имеется.
Нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления, не установлено.
С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление № АД-13-059/2018 от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо- Западному федеральному округу в отношении администрации Муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ изменить.
Назначить администрации Муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес> по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ административный штраф в размере 200 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: