Решение от 17.01.2019 по делу № 2-48/2019 от 09.11.2018

Дело № 2-48/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань                             17 января 2019 года

    Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Абубакировой М.В.

при секретере Колясниковой М.А.,

с участием истца Черненко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черненко Алексея Александровича к филиалу № 2 Федерального казенного учреждения "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю, Федеральному казанному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", войсковой части 25030-18, о взыскании оплаты дополнительного отпуска, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Черненко А.А. обратился в суд с иском к филиалу № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю о взыскании оплаты дополнительного отпуска, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что с января 2007 года по настоящее время, работает в войсковой части 25030-18 п.Заветы Ильича в должности стрелка команды ВОХР-3. Так как, он имеет льготы в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодно, по его заявлению, ему предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней. 4 июля 2018 г. командиром в/ч 25030-18 был издан приказ о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней за период с 23.01.2017г. по 22.01.2018г. Данный приказ был направлен в Филиал № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» для производства оплаты, однако оплачен не был. В отделе кадров войсковой части ему была вручена выписка из приказа командира о предоставлении дополнительного отпуска и заявлено, что данный вид отпуска должен оплачиваться КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району». 10.08.2018г. он обратился в КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» с заявлением об оплате дополнительного отпуска, приложив к заявлению все необходимые документы. Из КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» им было получено уведомление об отказе в назначении оплаты дополнительного отпуска в связи с тем, что данный вид отпуска должен оплачиваться федеральным органом исполнительной власти в котором законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. 07.09.2018г. на имя руководителя Филиала № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» им было подано заявление, с просьбой оплатить предоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск сроком 14 календарный дней на основании Постановления Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 п. 6 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, им было получено уведомление № 3527 от 18.09.2018г. подписанное начальником Филиала № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о том, что в постановлении Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 не поименовано Министерство Обороны РФ, а следовательно функция по оплате дополнительного отпуска возложено на орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства получателя. Полагает, что отказ ответчика противоречит законодательству Российской Федерации, в связи с чем, просит взыскать с филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" оплату за дополнительный отпуск в размере 19 212 рублей 34 копейки, а также компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Определением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 13.11.2018 года к участию в деле в качестве соответчиком привлечены ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", ФКУ "ОСК ВВО", войсковая часть 25030-18.

Представитель ответчика филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", будучи надлежащим образом, извещенным и времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно возражений, относительно исковых требований, считает доводы истца несостоятельными, поскольку согласно Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска для отдельных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются мерой социальной поддержки (ст. 14, 18, 19, 20 Закона) и предоставляются ежегодно. Предоставление указанного отпуска непосредственно не связано с выполнением трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в трудовом договоре или нет. Данный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не имеет трудовой природы и его предоставление обусловлено не особыми условиями труда у работодателя, а необходимостью ежегодного обеспечения отдыха лиц, оказавшихся в зоне влияния радиационных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, с целью снижения влияния этих факторов на здоровье человека. Истец не является военнослужащим, в связи чем, расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, не могут быть произведены ему Министерством обороны Российской Федерации, которое в свою очередь является самостоятельным юридическим лицом.

Представитель ответчика ФКУ "ОСК ВВО" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, согласно возражений на исковое заявление, с требованиями истца не согласен, на основании следующего. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец обладает правом на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы. При этом, положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст.ст. 77, 78, 127 Трудового кодекса РФ, разъяснения, изложенные в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не возлагают обязанность на работодателя по предоставлению и оплате работнику, обладающему вышеуказанным статусом, дополнительного отпуска. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой" утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно которых оплата дополнительного оплачиваемого отпуска производится органом социальной защиты населения, и к заработной плате не относятся. В связи с чем просит в удовлетворении исковых требований Черненко А.А. отказать в полном объеме.

Представитель ответчика войсковой части 25030-18 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, в возражениях на исковое заявление указал, что является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, считает отказ филиала ФКУ "УФО МО Р<адрес>" в оплате дополнительного ежегодного отпуска Черненко А.А. незаконным, так как он противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела по существу.

Истец Черненко А.А. в судебном заседании исковые требований поддержал, по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

Выслушав доводы истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела, Черненко А.А. относится к числу лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и имеет право на меры социальной поддержки, установленные для данной категории граждан Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней (п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного Закона).

Материалами дела подтверждено, что истцу Черненко А.А., работающему стрелком ВОХР-3 в/ч 25030-18, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа от ДД.ММ.ГГГГ, о приеме на работу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск.

Согласно справки-расчета, составленной филиалом ФКУ "УФО МО РФ по <адрес>", истцу начислена оплата за дополнительный отпуск в размере 19 212 рублей 31 копейка, однако по месту работы такие выплаты произведены не были со ссылкой на то, что их производит орган социальной поддержки населения по месту жительства заявителя.

10.08.2018г. Черненко А.А. обратился в КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» с заявлением об оплате дополнительного отпуска, приложив к заявлению все необходимые документы. Из КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» им было получено уведомление об отказе в назначении оплаты дополнительного отпуска в связи с тем, что данный вид отпуска должен оплачиваться федеральным органом исполнительной власти в котором законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

07.09.2018г. на имя руководителя Филиала № 2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Черненко А.А. было подано заявление, с просьбой оплатить предоставленный дополнительный оплачиваемый отпуск сроком 14 календарный дней на основании Постановления Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 п. 6 «Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако, из ответа филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому ркаю" № 3527 от 18.09.2018г. следует, что в постановлении Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 не поименовано Министерство Обороны РФ, следовательно функция по оплате дополнительного отпуска возложено на орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства получателя. В связи с чем в выплате истцу было отказано.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Трудового кодекса РФ на работодателя возлагается обязанность по своевременной и полной выплате работнику заработной платы, которая согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, к числу которых относится и истец, гарантируется, в том числе, использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Из ст. 5 Закона № 1244-1 следует, что предусмотренные им меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, выплаты, связанные с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, дополнительного отпуска в соответствии с Законом № 1244-1, к их заработной плате (оплате труда) не относятся и обязанность по выплате этих сумм законом на работодателя не возложена.

Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 года № 542 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Согласно п. 6 данного Постановления, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона № 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления таких выплат, включая порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 1244-1, установлен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 3 марта 2007 года № 136, которым утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Правила).

В соответствии с п. 2 названных Правил получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы: копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы.

Согласно п. п. 4 и 5 Правил по месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.

Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, которые предоставляются в территориальный орган Федерального казначейства (п. 6).

Пунктом 7 Правил определено, что территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на действующие Правила финансового обеспечения расходных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, Правительством Российской Федерации 3 марта 2007 года определены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и единовременной компенсации на оздоровление, установившие конкретный порядок оплаты.

При этом Правила оплаты дополнительного отпуска, с учетом более поздней даты их издания, не предусматривает возможность оплаты дополнительного отпуска каким-либо иным органом, кроме указанного в п. 2 Правил.

Правила финансового обеспечения расходных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542, определяют только порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, т.е. регулируют правоотношения в области бюджетных отношений, в которых граждане не участвуют.

Правила же оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 136, прямо устанавливают порядок обращения граждан за получением указанных выплат и порядок осуществления данных выплат, т.е. регулируют правоотношения с участием самих граждан. Поэтому именно данные Правила подлежат применению при определении органа, обязанного производить выплаты, предусмотренные Законом № 1244-1.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные истцом исковые требования о взыскании с филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" оплаты за дополнительный отпуск в размере 19 212 рублей 34 копейки, удовлетворению не подлежат, при этом истец не лишен возможности в соответствии с приведенными выше Правилами оплаты дополнительного отпуска обратиться с заявлением о его оплате в установленном законом порядке в орган социальной защиты населения, а в случае отказа в выплате - обжаловать такой отказ.

Поскольку требования истца о взыскании с филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" оплаты за дополнительный отпуск в размере 19 212 рублей 34 копейки, удовлетворению не подлежат, суд не находит оснований и для удовлетворения требований истца о взыскании с филиала № 2 ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:    

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░", ░░░░░░░░░ ░░░░░ 25030-18 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:    ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-48/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черненко Алексей Александрович
Ответчики
Филиал № 2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю"
Суд
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края
Судья
Абубакирова Марина Викторовна
Дело на сайте суда
s-gavansky.hbr.sudrf.ru
09.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2018Передача материалов судье
13.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2018Судебное заседание
17.01.2019Судебное заседание
22.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019Дело оформлено
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
21.12.2019Дело передано в архив
17.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее