Дело № 2-118/2023
Строка 2.211
УИД 75RS0009-01-2023-000189-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Газимурский Завод 05 июня 2023 года
Газимуро - Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Намнановой А.Г.
при секретаре Шадрина К.А.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Газимуро-Заводского района Бочкова Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитету образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитету по финансам администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» об обязании оборудовать вход в здание МОУ Кактолгинская СОШ, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, пандусом с поручнями для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотренных СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2020), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815,
установил:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения в деятельности МОУ Кактолгинская СОШ. В нарушение норм федерального законодательства в МОУ Кактолгинская СОШ установлено нарушение требований об обеспечении доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социально значимой инфраструктуры, а именно вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом с поручнями или подъёмными устройствами. Поскольку МОУ Кактолгинская СОШ является бюджетным общеобразовательным учреждением, которое создано в целях реализации конституционного права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего образования в пределах единого федерального государственного образовательного стандарта и ориентировано на обучение и воспитание детей, то здание МОУ Кактолгинская СОШ является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования, предусмотренные ст.15 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, в том числе создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание детского сада. На основании изложенного, просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение Кактолгинская средняя общеобразовательная школа оборудовать вход в здание МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 40 ГПК РФ по инициативе процессуального истца привлечены к участию в деле в качестве соответчиков – Администрация МР «Газимуро-Заводский район», Комитет образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», Комитет по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район».
В ходе судебного разбирательства процессуальный истец уточнил иск и просил обязать МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитет образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», Комитет по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район» оборудовать вход в здание МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Газимуро-Заводского района Бочков Д.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд возложить обязанность по возведению пандуса на всех ответчиков.
Представитель ответчика МОУ Кактолгинская СОШ директор Агапова О.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, исковые требования прокурора района признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
Представители соответчиков - Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитета образовании администрации МР «Газимуро-Заводский район», Комитета по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район» на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, исковые требования прокурора района признали в полном объеме, о чем представили письменные заявления.
Судом разъяснены последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Закона № 181-ФЗ, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Организации должны обеспечить удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии со ст. 19 Закона № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с абз. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Как следует из п. 6.1.1 и п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985», в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.
В соответствии с п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, в здании МОУ Кактолгинская СОШ, расположенном по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, отсутствует пандус для инвалидов.
Доказательств, свидетельствующих об установке пандуса в образовательном учреждении, суду не представлено, следовательно, мероприятия по осуществлению доступности детского сада для маломобильных групп населения ответчиками не выполнены.
Несоблюдение требований законодательства о социальной защите инвалидов существенно нарушает право на доступность объектов и услуг в приоритетной сфере жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, что недопустимо.
Здание МОУ Кактолгинская СОШ, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, находится в собственности администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район».
Согласно п. 1.2 Устава МОУ Кактолгинская СОШ учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края.
В соответствии с п. 2 статьи 2 Положения о Комитете образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», утвержденного Постановлением администрации МР «Газимуро-Заводский район» от 31.01.2012 года № 67, Комитет образования в соответствии с возложенными на него задачами в пределах компетенции Комитета организует предоставление дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях реализации государственной политики в области образования.
Согласно нормам действующего законодательства на органы местного самоуправления возлагается ответственность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций. Поскольку здание МОУ Кактолгинская СОШ как объект социальной инфраструктуры является муниципальной собственностью, то вопросы по обеспечению выделения финансовых средств на выполнение муниципальных нужд по возведению пандуса в здании МОУ Кактолгинская СОШ решаются через Комитет образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», а Комитет по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район» непосредственно финансирует работы, которые проводит детский сад.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ответчика МОУ Кактолгинская СОШ директор Агапова О.В., реализуя свое процессуальное распорядительное право, признала иск в форме отдельного заявления приобщенного к материалам дела. Правовые последствия признания иска представителю ответчика ясны и понятны.
Признание иска является процессуальным правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Рассмотрев заявление ответчика о признании исковых требований, выслушав мнение процессуального истца, считавшего возможным принять признание ответчиком иска, суд считает необходимым его принять, так как данное заявление сделано добровольно, с осознанием его последствий.
Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая, что до настоящего времени установка пандуса в здании детского сада не произведена, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, а также необходимости временных и финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как усматривается из иска, требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – маломобильных групп населения Газимуро-Заводского района Забайкальского края, в связи с чем, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с пп. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение удовлетворенных неимущественных исковых требований в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика - МОУ Кактогинская средняя общеобразовательная школа в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края к МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитету образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», Комитету по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район» о понуждении к исполнению обязанностей, предусмотренных федеральным законом - удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, Администрацию муниципального района «Газимуро-Заводский район», Комитет образования администрации МР «Газимуро-Заводский район», Комитет по финансам администрации МР «Газимуро-Заводский район» оборудовать вход в здание МОУ Кактолгинская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: Забайкальский край, Газимуро-Заводский район, с. Кактолга, ул. Школьная, д. 1, пандусом с поручнями с учетом технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предусмотренных СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения Кактолгинская средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета «Газимуро-Заводский район».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд.
Председательствующий Намнанова А.Г.
Решение изготовлено в окончательной форме 5 июня 2023 года.