Дело № 2а-5501/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,
при секретаре Андреасян К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Леонтьеву В.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция ФНС по Октябрьскому району г. Красноярска обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Леонтьеву В.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени, мотивируя требования тем, что 21 февраля 2017 года и 11 февраля 2018 года в налоговый орган поступила информация от ООО «Траст» о суммах полученного дохода за 2016-2017 годы. В справке 2-НДФЛ за 2016 год, сумма дохода составляет 2452 рубля 10 коп., в справке 2-НДФЛ за 2017 год, сумма дохода составляет 6959 рублей 63 коп.. Административному ответчику необходимо было уплатить налог на доходы за 2016 год в сумме 858 рублей, за 2017 год в сумме 2439 рублей. Налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, однако задолженность не была оплачена, впоследствии направлено требование № 20804 от 11.12.2018 года об уплате налога на доходы физического лица, со сроком исполнения до 29 декабря 2018 год, однако в установленный требованием срок, задолженность по требованию налогоплательщиком не погашена. 24 сентября 2019 года ИФНС подано заявление на выдачу судебного приказа на взыскание с Леонтьева В.А. налога на доходы и пени. 25 сентября 2019 года мировым судьей судебного участка № 68 вынесен судебный приказ на взыскание недоимки по налогу на доходы физического лица и пени с ответчика. 07 февраля 2020 года судьей судебного участка № 68 вынесено определение об отмене судебного приказа, на основании заявления Леонтьева В.А.. Просят взыскать с ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц и пени за 2016-2017 годы в размере 2962 рубля 39 коп., в том числе налог в размере 2573 рубля 02 коп., пени в размере 389 рублей 37 коп..
В судебное заседание представитель административного истца инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещена заказанной корреспонденцией, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Леонтьев В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен заказанной корреспонденцией, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств не заявлял.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 3 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии с положениями ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
Согласно ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
На основании ст. 52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.п. 4 п.1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 397 Налогового кодекса РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Исходя из п.1 ст. 72 Налогового кодекса РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе, пеней.
В силу ч. 3 и 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В абз. 2 данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как установлено судом, 21 февраля 2017 года и 11 февраля 2018 года от ООО «Траст» в инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска направлена информация о суммах полученного за 2016-2017 годы дохода Леонтьевым В.А. по форме 2-НДФЛ за 2016 год, с суммой дохода 2452 рубля 10 коп., за 2017 год, с суммой дохода 6959 рублей 63 коп (л.д.13, 14).
Административному ответчику налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 50952660 от 24.08.2018 года об уплате налога на доходы физического лица за 2016-2017 годы в размере 3297 рублей (л.д. 5).
Однако указанный налог, в установленный законодательством срок ответчиком не оплачен, ввиду чего, начислены пени, направлено требование № 20804 по состоянию на 11 декабря 2018 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2016-2017 годы в размере 3297 рублей, пени 6,59 рублей, со сроком исполнения до 29 декабря 2018 года (л.д. 7).
Поскольку в добровольном порядке задолженность по налогу на доходы и пени административным ответчиком погашена не была, 24 сентября 2019 года налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 68 в Октябрьском районе г. Красноярска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Леонтьева В.А. недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц, который был вынесен 25 сентября 2019 года.
07 февраля 2020 года мировым судьей судебного участка № 68 в Октябрьском районе г. Красноярска, в связи с несогласием Леонтьева В.А. с вынесенным судебным приказом, определением судебный приказ был отменен.
С указанным административным исковым заявлением истец обратился 15 июня 2020 года, то есть в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, несмотря на то, что настоящее административное исковое заявление поступило в суд в течение шестимесячного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации после отмены судебного приказа, однако, как установлено в судебном заседании, само заявление о выдаче судебного приказа было предъявлено в суд по истечении шестимесячного срока.
Как следует из материалов дела, требованием № 20804 налоговым органом Леонтьеву В.А. был установлен срок для исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц до 29 декабря 2018 года, соответственно, шестимесячный срок для обращения истца с заявлением о взыскании с ответчика налога и пени в суд истек 29 июня 2019 года. Однако заявление Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика недоимки по налогу и пени поступило мировому судье судебного участка № 68 в Октябрьском районе г.Красноярска 24 сентября 2019 года, то есть, по истечении установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного законом срока на обращение в суд, своевременность обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, налоговым органом не представлено.
Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд при подаче заявления о вынесении судебного приказа административным истцом не представлено, ходатайство о восстановлении указанного срока не заявлено.
Более того, суд учитывает, что административный истец является органом контроля, обладающим властными полномочиями, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей по взысканию обязательных платежей.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Доказательств того, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье, не представлено. Своевременное обращение с настоящим административным иском в суд не является основанием для утверждения о том, что пресекательные сроки, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом не пропущены.
Таким образом, несоблюдение Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска установленных налоговым законодательством сроков взыскания налога на доходы физического лица, является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Леонтьеву В.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Судья (подпись) Л.В. Федоренко
Копия верна: Л.В. Федоренко