Дело № 2-1435/2022 16 июня 2022 года
29RS0014-01-2022-001734-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при помощнике судьи Рудакове И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Колесникова Ивана Ивановича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, военной службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Колесников И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, военной службы.
В обоснование требований указал, что 07 февраля 2022 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ответчика <№> в назначении пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия достаточной продолжительности стажа работы в особых условиях труда. При этом ответчиком не были включены в указанный стаж в льготном (полуторном) исчислении периоды работы в Архангельской базе тралового флота с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года. С таким исчислением специального стажа не согласен, поскольку занимал должность мастера по добыче и обработке рыбы, работа осуществлялась в районах Крайнего Севера. Также не согласен с исключением из специального стажа периода службы в Советской Армии с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года, поскольку его включение в стаж работы с особыми условиями труда было предусмотрено ранее действовавшим законодательством. Просил обязать ответчика включить в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года, с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Коробков М.П. исковые требования увеличил, просил обязать ответчика включить в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года, с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года в льготном (полуторном) исчислении, период с 09 февраля 2022 года по 19 февраля 2022 года в календарном исчислении, назначить истцу страховую пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 20 февраля 2022 года.
Истец Колесников И.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Коробков М.П. исковые требования поддержал с учетом уточнений.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Хабарова М.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Третье лицо ИП Смирнов И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Колесникова И.И. <№>, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 указанного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Ранее достижения возраста, установленного статьей 8, страховая пенсия по старости, назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Как указано в подпункте «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (далее – Список).
В соответствии с разделом XXXIII «Общие процессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право на досрочное назначение пенсии имеют электросварщики ручной сварки (позиция 1010300а-19906).
Согласно подразделу 17 «Добыча и обработка рыбы» раздела XXIV «Пищевая промышленность» Списка № 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, право на досрочное назначение пенсии имеют мастера по добыче и обработке рыбы, морзверя и крабов и их помощники, старшие мастера.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
В силу пунктов 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 20 февраля 2022 года Колесников И.И., родившийся <Дата>, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако пенсия ему не была назначена.
В соответствии с решением об отказе в назначении пенсии <№> страховой стаж истца был определен в календарном исчислении продолжительностью 29 лет 00 месяцев 01 день, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) – 20 лет 11 месяцев 22 дня, стаж работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в календарном исчислении (расчет стажа по Списку № 2 от 22 августа 1956 года с учетом службы в армии, Положение от 03 августа 1972 года № 590 до 01 января 1992 года) – 5 лет 2 месяца 1 день; стаж работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (расчет стажа по Списку № 2 от 22 августа 1956 года с учетом службы в армии, Положение от 03 августа 1972 года № 590 до 01 января 1992 года), с учетом Закона от 20 ноября 1990 года период с 01 января 1992 года по 31 декабря 2001 года и с учетом суммирования периодов работы к пункту 2 пункта 9 согласно Правилам от 11 июля 2002 года) – 07 лет 11 месяцев 08 дней.
Согласно записям в трудовой книжке истца он 08 апреля 1987 года принят на должность мастера обработки после АМУ МРХ в Архангельское производственное объединение рыбной промышленности «Архангельскрыбпром», 11 мая 1987 года уволен в связи с призывом на военную службу, с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года проходил службу в рядах Советской Армии (Афганистан), 02 августа 1989 года принят на должность помощника мастера обработки в Архангельское производственное объединение рыбной промышленности «Архангельскрыбпром», с 05 августа 1989 года - помощник мастера обработки ПСТ-1353, с 19 апреля 1990 года - помощник мастера обработки ПСТ-1345, с 26 сентября 1990 года - мастер обработки БМРТ-456, с 30 июля 1991 года - старший мастер обработки ПСТ-1345, с 30 апреля 1993 года – мастер обработки БМРТ-112, с 18 мая 1993 года – мастер обработки ПСТ-1358, 26 января 1995 года уволен по собственному желанию, 10 февраля 2021 года принят на должность электросварщика ручной работы 4 разряда к ИП Смирнову И.А.
В соответствии с решением ответчика периоды работы истца в Архангельской базе тралового флота с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года при расчете стажа с применением ч. 8 ст. 13) включены в стаж работы с тяжелыми условиями труда в календарном исчислении, поскольку они протекали до 01 января 1992 года в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Частью 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно записям в трудовой книжке в спорные периоды истец работал на судах, приписанных к районам Крайнего Севера.
Доводы стороны истца о том, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев, суд считает обоснованными в силу следующего.
Нормативными правовыми актами, регулирующими порядок исчисления стажа работы для назначения пенсий по старости, действовавшими в спорные периоды работы истца, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления.
Согласно абз. 2 п. 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Данной нормой закона определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, сокращена с пяти до трех лет.
Согласно п. 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 года, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26 сентября 1967 года, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10 февраля 1960 года, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.
На основании подпункта «а» пункта 43 Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из анализа приведенных норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчете стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере. Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера из других местностей, такая льгота предоставлялась дополнительно лишь в случае заключения срочного трудового договора о работе в этих районах.
Как указано в ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж в льготном (полуторном) исчислении периодов работы с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года.
Истцом также заявлены требования о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года в полуторном исчислении.
Пенсионным органом указанный выше период включен в специальный стаж в календарном исчислении.
Оснований для его включения в стаж в льготном (полуторном) исчислении не имеется, поскольку указанное не предусмотрено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период с 11 мая 1987 года по 26 мая 1989 года в льготном (полуторном) исчислении надлежит отказать.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы у ИП Смирнова И.А. с 09 февраля 2022 года по 19 февраля 2022 года, суд приходит к следующему.
Исключая данный период из специального стажа истца, пенсионный орган ссылается на отсутствие сведений на индивидуальном лицевом счете истца на момент рассмотрения заявления о назначении пенсии.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии), в настоящее время работодателем истца за данный период сведения переданы, в том числе с кодом льготной работы, страховые взносы уплачены.
При обращении с заявлением о назначении пенсии истец представил справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии по возрасту и подтверждающую постоянную занятость на льготной работе, от 21 февраля 2022 года № 2022-02, выданную ИП Смирновым И.А., в которой указано, что Колесников И.И. работает у ИП Смирнова И.А. электросварщиком ручной дуговой сварки на инверторном выпрямителе для дуговой сварки <***> с 10 февраля 2022 года по дату выдачи справки постоянно, в течение полного рабочего дня.
Отсутствие сведений в персонифицированном учете на момент обращения за назначением пенсии не опровергает факт работы истца в спорный период. Более того, пенсионным органом при оценке пенсионных прав истцу не предлагалось представить по данному периоду какие-либо дополнительные документы, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела истца.
При таких обстоятельствах, данный период подлежит включению в специальный стаж истца, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения указанных периодов в соответствующие виды стажа стаж работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ составит более требуемых 6 лет 3 месяцев, необходимых для выхода на пенсию по вышеуказанному основанию мужчинам, достигшим возраста 53 года 8 месяцев, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 20 февраля 2022 года подлежат удовлетворению.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Колесникова Ивана Ивановича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, военной службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном (полуторном) исчислении периоды работы с 09 августа 1989 года по 03 января 1990 года, с 02 апреля 1990 года по 31 декабря 1991 года, в календарном исчислении период работы с 09 февраля 2022 года по 19 февраля 2022 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20 февраля 2022 года.
В удовлетворении исковых требований Колесникова Ивана Ивановича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Колесникова Ивана Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина