Дело № 33-2561 судья Курченко И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 сентября 2020 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Алдошиной В.В.,
судей Сергун Л.А., Копаневой И.Н.,
при секретаре Чебан К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1188/2020 по апелляционной жалобе государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 9 июля 2020 года по иску Волковой В.В. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить ежемесячную денежную выплату.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Волкова В.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – ГУ ТО УСЗН Тульской области) об установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить ежемесячную денежную выплату.
В обоснование заявленных требований указала, что состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 и с ДД.ММ.ГГГГ стала нетрудоспособной в связи с достижением пенсионного возраста, однако, продолжала работать до ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени и до смерти супруга находилась на его иждивении, так как он являлся инвалидом <данные изъяты>, участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1987 года.
Ее средний доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти супруга составлял около <данные изъяты> коп., а доход супруга – <данные изъяты>. Они проживали вместе, вели общее хозяйство, имели совместный бюджет. Она получала от супруга помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию.
17.01.2020 обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, как находившейся на иждивении ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, однако решением ответчика ей было отказано в связи отсутствием документа, подтверждающего факт нахождения нетрудоспособного члена семьи на иждивении умершего кормильца.
Просила суд установить факт ее нахождения на иждивении умершего супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить ей ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда, предусмотренную п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» с 17.01.2020.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Волкова В.В. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Малинов В.С. против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что Волковой В.В. было отказано в назначении компенсации в связи с непредставлением необходимых документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении супруга. Кроме того полагал, что выплаты могут быть назначены исключительно с момента подачи полного пакета документов, в том числе и решения об установлении факта нахождения на иждивении.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 9 июля 2020 года исковые требования Волковой В.В. удовлетворены. Суд установил факт нахождения Волковой В.В. на иждивении супруга – ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, обязал ГУ ТО УСЗН Тульской области назначить и выплачивать Волковой В.В. ежемесячную денежную компенсацию по возмещению вреда, предусмотренную п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» с даты первоначального обращения – 17.01.2020.
В апелляционной жалобе представитель ГУ ТО УСЗН Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного в части обязания назначения выплаты Волковой В.В. ежемесячной денежной компенсации с даты первоначального обращения (17.01.2020).
В возражениях на апелляционную жалобу Волкова В.В. просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения истца Волковой В.В. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Волкова В.В. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 - инвалида <данные изъяты> вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Супруги состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, проживали совместно по адресу: <адрес>, и вели общее хозяйство до дня смерти ФИО1
При жизни ФИО1 являлся получателем выплат и компенсаций, предусмотренных нормами действующего законодательства, а также получал выплаты, начисленные ГУ ТО УСЗН Тульской области.
Волкова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не работает с ДД.ММ.ГГГГ и является пенсионером по старости.
Судом установлено, что на момент смерти супруга среднемесячный доход истца составлял <данные изъяты>., доход ее супруга ФИО1 – <данные изъяты>., что подтверждается соответствующими справками, находящимися в материалах дела и ответчиком не оспаривалось.
17.01.2020 Волкова В.В. обратилась в ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ей выплат, как находившейся на иждивении супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № 210 от 28.01.2020 ГУ ТО УСЗН Тульской области Волковой В.В. отказано в назначении выплат в связи с непредставлением в полном объеме документов (отсутствует документ, подтверждающий нахождение нетрудоспособного члена семьи на иждивении кормильца, заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти кормильца с последствиями чернобыльской катастрофы).
Не согласившись с вышеуказанным отказом, Волкова В.В. обратилась с настоящим иском.
В соответствии с положениями ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов и при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч.3 ст.263 ГПК РФ).
Согласно п.15 ч.2 ст.14 Закона РФ 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется в том числе, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» члены семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в ст.ст.39 и 41 Закона, прилагают к заявлению с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации, следующие документы, дающие право на меры социальной поддержки, в том числе документы, содержащие сведения, подтверждающие факт нахождения нетрудоспособных членов семьи на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Достижение общеустановленного пенсионного возраста (п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего на момент назначения истцу пенсии) является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности; инвалиды I, II или III группы.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (п.3 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Разрешая спор по существу, установив, что доход ФИО1 на момент его смерти более чем в 3 раза превышал доход Волковой В.В., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец находилась на полном иждивении своего супруга, получая от него помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию, а, следовательно, имеет право на ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда, предусмотренную п.15 ч.1 ст.14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», правомерно обязав ответчика назначить и выплачивать данную выплату с даты первоначального обращения – с 17.01.2020.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Решение суда обжаловано ответчиком в части обязания назначения выплаты Волковой В.В. ежемесячной денежной компенсации с даты первоначального обращения (17.01.2020).
Определяя дату назначения выплаты, суд первой инстанции обоснованно руководствовался Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607.
Для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие) (п. 6 Порядка). Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (п. 7 Порядка).
Назначение указанной выплаты носит заявительный характер, соответственно, учитывая факт обращения истца к ответчику со всеми необходимыми документами, указанными выше, право истца наступает с момента подачи заявления в орган социальной защиты населения, т.е. с 17 января 2020 года.
Доводы ответчика о том, что право на выплату может возникнуть после получения заявителем решения суда об установлении факта иждивения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 указания на необходимость предоставления именно решении суда не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О указал на то, что факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию; по смыслу оспариваемых норм в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.
При этом судебная коллегия учитывает, что документы, представленные истцом в обоснование настоящих исковых требований, аналогичны документам, представленным Волковой В.В. в ГУ ТО УСЗН Тульской области при обращении с заявлением.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 9 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ТО УСЗН Тульской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи