Судья Скусинец Е.В. дело № 7-61/2020
РЕШЕНИЕ
г. Салехард 17 марта 2020 года
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Евсевьев С.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» Тычковой Е.И. на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Плисова К.С. от 08 ноября 2019 года № 620, вынесенное в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2020 года, которым указанное постановление должностного лица оставлено без изменения,
у с т а н о в и л :
Постановлением № 620 от 08 ноября 2019 года главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Плисова К.С. (далее по тексту госинспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды) Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее по тексту - АО «Ямалкоммунэнерго» или «Общество») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе представитель АО «Ямалкоммунэнерго» Тычкова Е.И. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 года № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» и другие нормативные акты, в обоснование доводов жалобы указывает, что осуществляя деятельность по сбросу сточных вод, Общество принимало необходимые и достаточные меры для снижения концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах и действовало в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости, что было оставлено судом без должной оценки. Кроме этого автор обращает внимание на то, что Обществом были приняты все необходимые меры для очистки сточных вод, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав мнение представителя АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедова Э.Н., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы жалобы, выступление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Плисова К.С., полагавшего возможным оставить обжалуемые решения без изменения, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ).
Согласно ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (ч. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно п. 5 «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2016 года № 79, мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Как следует из материалов дела, решением Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 16 мая 2019 года АО «Ямалкоммунэнерго» в срок по 15 апреля 2024 года предоставлен в водопользование водный объект - река Пякапур (бассейн реки Пур) с забором (изъятием) из него водных ресурсов при условии возврата воды,с целью сброса сточных вод от очистных сооружений, расположенных в муниципальном образовании г. Губкинский Ямало-Ненецкий автономный округ. Пунктом 13 данного решения установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах, при этом показатели определены согласно нормативам допустимого воздействия на водохозяйственный участок.
Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 2 квартал 2019 года департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, выявлены факты превышения установленных нормативов по следующим показателям: нитрит ион в 12 раз, азот аммонийный в 38,28 раз, железо общее в 3,3 раза, фосфаты в 36 раз, БПК полн в 2,4 раза, взв.вещества в 2,2 раза.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Ямалкоммунэнерго» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 110-01 от 01 ноября 2019 года; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 16 мая 2019 года; сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод за 2 квартал 2019 года.
Общество, обязанное при осуществлении сброса сточных вод соблюдать пределы установленных нормативов и не допускать превышения загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, указанные обязанности не выполнило.
Из материалов дела усматривается, что АО «Ямалкоммунэнерго» само установило факт наличия загрязнения в месте осуществления водопользования и предоставило соответствующие отчёты в контролирующий орган.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о виновности Общества в совершении административного правонарушения, сомнений не вызывает, поскольку они основаны на совокупности собранных доказательств, отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности - достаточности для правильного разрешении дела.
Действия АО «Ямалкоммунэнерго» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.7 КоАП РФ не имеется, поскольку материалы дела не содержат доказательств, того что Общество действовало в состоянии крайней необходимости.
Доводы жалобы о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» действовало в состоянии крайней необходимости, было предметом оценки судьи районного суда и с приведением соответствующих мотивов обоснованно отвергнуты.
Простое несогласие Общества с выводами суда и решением должностного лица и желание дать иную оценку фактическим обстоятельствам дела, не являются правовым основанием для отмены, либо изменения обжалуемых решений.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных, свидетельствующих о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» не имело возможности соблюдать нормативы допустимого воздействия на водный объект, предоставленный в пользование, в представленных материалах дела не содержится.
Вид и размер назначенного Обществу наказания является справедливым, поскольку определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и назначен в минимальных пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Таким образом, нарушений закона, влекущих отмену либо изменение обжалуемых постановления должностного лица по делу об административном правонарушении и решения судьи, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды Романова А.В. от 08 ноября 2019 года № 620, вынесенное в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 января 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья С.А. Евсевьев