Дело № 2-162/2023
УИД 58RS0004-01-2023-000203-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 г р.п. Беково
Бековский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Смысловой М.В.,
при секретаре Тараевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бековского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности провести работы по укомплектованию оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия,
установил:
Прокурор Бековского района Пензенской области обратился в Бековский районный суд Пензенской области с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности провести работы по укомплектованию оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, указав, что прокуратурой Бековского района Пензенской области проведена проверка соблюдения образовательным учреждением требований законодательства об обеспечении безопасности и охраны здоровья, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства, а именно в здании МБОУ СОШ с. Вертуновка 14 оконных блока не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Просит обязать МБОУ СОШ с. Вертуновка провести работы по укомплектованию 14 оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании пом. прокурора Бековского района Пензенской области Овчарова М.В. иск поддержала, доводы, изложенные в иске, подтвердила.
Ответчик - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области, извещенное о времени и месте предварительного судебного заседания, не явилось, в телефонограмме, адресованной суду, представитель МБОУ СОШ с. Вертуновка Агафонов И.В. просил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя МБОУ СОШ с. Вертуновка.
Третье лицо Управления образования администрации Бековского района Пензенской области извещенное о времени и месте предварительного судебного заседания, не явилось, в телефонограмме, адресованной суду, представитель Управления образования администрации Бековского района Пензенской Борисова О.П. просила о рассмотрении дела в отсутствии представителя управления.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав пом. прокурора Бековского района Пензенской области Овчарову М.В., исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г № 1559-1 закреплено, что государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В соответствии с пунктами 8,10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.8 ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке. Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
Из материалов дела, в частности устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области следует, что МБОУ СОШ с. Вертуновка является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности. Тип образовательного учреждения – общеобразовательная организация. Вид деятельности: образование среднее общее, образование начальное общее, образование основное общее, образование дополнительное детей и взрослых.
Из материалов дела, в частности свидетельства о государственной регистрации права от 26 января 2006 г следует, что Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области на праве оперативного управления принадлежит здание, назначение: нежилое, адрес: <адрес>А.
В судебном заседании было установлено, что в здании МБОУ СОШ с. Вертуновка по адресу: Пензенская область, Бековский район, с. Вертуновка, ул. Школьная, д. 1А четырнадцать оконных блока не оборудованы замками безопасности, что подтверждается данными информации Управления образования администрации Бековского района Пензенской области от 25 июня 2023 г № 153.
Не оборудование оконных блоков замками безопасности в здании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
При указанных обстоятельствах суд находит иск прокурора Бековского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области о возложении обязанности провести работы по укомплектованию оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия подлежащим удовлетворению.
Исходя из характера возложенной на ответчика Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области обязанности – провести работы по укомплектованию оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, комплекса мероприятий, которые необходимо провести для исполнения данной обязанности, суд считает возможным установить срок для исполнения – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Срок для выполнения возложенной на ответчика обязанности, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пунктом 9 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области в размере 300 рублей с перечислением в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет Бековского района Пензенской области.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление прокурора Бековского района Пензенской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области (<данные изъяты>) о возложении обязанности провести работы по укомплектованию оконных блоков замками безопасности в здании школы в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по укомплектованию четырнадцати оконных блоков замками безопасности в здании школы по адресу: Пензенская область, Бековский район, с. Вертуновка, ул. Школьная, д. 1А в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка Бековского района Пензенской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход Бековского района Пензенской области, с перечислением: получатель Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ //УФК по Тульской области, г. Тула, ИНН 7727406020, КПП 770801001, БИК 017003983, № счета 40102810445370000059, номер казначейского счета 03100643000000018500, КБК 182 01 06 12 01 01 0000 510.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено 24 августа 2023 г.
Судья