Судья Изотенко Д.А. Дело№33а-215/2017 (33а-9976/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2017 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Кураповой З.И.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Сергеевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Алушты на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Алушты, Главе администрации г. Алушты о признании постановления незаконным, обязании устранить указанное нарушение.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Кучеба В.Н. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации г. Алушты, Главе администрации г. Алушты, в котором просит признать незаконным и недействительным постановление Администрации г. Алушты от 14 июля 2015 года №595 «О рассмотрении заявления гражданина Кучебы В.Н.», которым ему отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № площадью 1000 кв.м., обязать Администрацию г. Алушты восстановить нарушенное право на завершение оформления прав на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер № площадью 1000 кв.м. путем принятия постановления о предоставлении бесплатно указанного земельного участка в собственность Кучебе В.Н., ссылаясь на то, что решением Маломаякского сельского совета от 05.03.2014 года № 33-99 ему было разрешено подготовить проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,1000 га по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства, за счет земель Маломаякского сельского совета рекреационного назначения. 14.07.2015 года Администрацией города Алушты издано постановление № 595 «О рассмотрении заявления гражданина Кучебы В.Н.», которым ему отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что указанный земельный участок не соответствует Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 года № 24-77. Считает постановление незаконным, поскольку при принятии решения 05.03.2014 года Маломаякский сельский совет руководствовался нормами Земельного кодекса Украины. Решением Маломаякского сельского совета от 03.08.2010 года № 40-12 «Об отнесении земель к категориям» территории под зелеными насаждениями общего пользования, не предоставленные в собственность или пользование, отнесены в соответствие с Генеральным планом к категории земель запаса рекреационного назначения. Полагает, что в вид разрешенного использования и категория земельного участка площадью 0,1000 га по адресу: <адрес>, приравнивается к видам разрешенного использования «Малоэтажная жилая застройка» и земельный участок относится к категории земель «Земли населенных пунктов». С учетом изложенного полагает, что расположение земельного участка в соответствии с градостроительной документацией на территории зеленых насаждений общего пользования, отнесенных к категории земель рекреационного назначения не является препятствием для передачи его бесплатно в собственность.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года административный иск Кучеба В.Н. к Администрации г. Алушты, Главе администрации г. Алушты о признании постановления незаконным, обязании устранить указанное нарушение- удовлетворен частично. Признано незаконным постановление Администрации г. Алушты от 14.07.2015 года № 595. Суд обязал Администрацию г. Алушты рассмотреть вопрос о предоставлении Кучеба Н.В. земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № площадью 1000 кв.м. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Алушты обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года полностью и принять по административному делу новое решение, отказав в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что из управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты поступило заключение № 1078/1738/10 от 08.04.2015 с отказом, в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенный со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 года № 24-77, после чего на основании заключения № 514/815/10 было принято постановление об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, поскольку на территории зеленых насаждений общего пользования предусмотрено обустройство парков, садов, скверов, бульваров, а не размещение земельных участков для индивидуального дачного строительства. Полагают, что истцом был пропущен срок по обжалованию постановления
Кучеба В.Н., представитель Администрации г. Алушты, Глава администрации г. Алушты в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статья 58 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" устанавливает, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
В силу предписаний п. 6 той же статьи земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 той же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Кучеба В.Н. же испрашивается вид разрешенного использования земельного участка для индивидуального дачного строительства.
В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона, а именно:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Судом первой инстанции установлено, что Решением Маломаякского сельского совета № 33-99 от 05.03.2014 года «О разрешении подготовки проекта землеустройства по передаче земельного участка в собственность гр. Кучебе В.Н.» разрешено ФИО1 подготовку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,10 га по адресу: <адрес>, для индивидуального дачного строительства, за счет земель Маломаякского сельского совета рекреационного назначения, не предоставленных в собственность и пользование.
Согласно справки № 929 от 13 марта 2014 года Маломаякскского сельского совета, земельный участок площадью 0.1000 га по адресу: <адрес>, на который решением Маломаякского сельского совета от 05.03.2014 года № 33-99 дано разрешение на подготовку проекта землеустройства, согласно генерального плана пос. Бондаренково расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования, которая решением Маломаякского сельского совета от 03.08.2010 года № 40-12 «Об отнесении земель к категориям» отнесена к категории земель рекреационного назначения.
07 февраля 2014 года Кучеба В.Н. обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв. м, по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления права.
Из письма Управления градостроительства и архитектуры от 30.04.2015 года № 514/815/10 следует, что согласно Схемы генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденным решением сессии Маломаякского сельского совета от 25 июня 2004 года № 24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генплана населенных пунктов совета», испрашиваемый Кучеба В.Н. земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования.
Постановлением Администрации города Алушты от 14 июля 2015 года № 595 «О рассмотрении заявления гражданина Кучеба В.Н.» Кучеба В.Н. отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер № площадью 1000 кв.м., в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует Схеме генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 № 24-77 «О утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета совмещенной со схемами генплана населенных пунктов совета».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что расположение испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией на территории зеленых насаждений общего пользования, отнесенных к категории земель рекреационного назначения, не является препятствием для передачи бесплатно в собственность.
С данным выводом не может согласиться судебная коллегия.
Суд правильно определил, что правоотношения сторон возникли до 18 марта 2014 года, соответственно правомерно применять к ним соответствующие нормы материального права Украины, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 1 КАС РФ и ст. 4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» генеральный план населённого пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планировки и застройки территории населённого пункта. Неотъемлемой частью генерального плана населённого пункта является план земельнохозяйственного устройства этого населённого пункта. В составе генерального плана населённого пункта может разрабатываться план зонирования территории этого населённого пункта. План зонирования территории может разрабатываться и как отдельная градостроительная документация после утверждения генерального плана.
В соответствии с п. п. 2,3 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», генеральный план населённого пункта - градостроительная документация, которая определяет принципиальные решения развития, планировки, застройки и иного использования территории населённого пункта; детальный план территории - градостроительная документация, которая определяет планировочную организацию и развитие территории.
В соответствии со Схемой генерального плана Маломаякского сельского совета, совмещенный со схемами генеральных планов населенных пунктов совета, утвержденной решением сессии Маломаякского сельского совета от 25.06.2004 года № 24-77 «Об утверждении схемы генплана Маломаякского сельского совета совмещенной со схемами генеральных планов населенных пунктов совета» испрашиваемый земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования, где предусмотрено обустройство парков, садов, скверов, бульваров, а не размещение земельных участков для индивидуального дачного строительства.
При таких обстоятельствах, Администрацией города Алушты Республики Крым правомерно отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 1000 кв.м.
Согласно ст. 51 ЗК Украины к землям рекреационного назначения относятся земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристических и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЗК Украины на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что вывод суда о признании оспариваемого ненормативного правового акта незаконным, нельзя признать правомерным и основанным на представленных в материалы дела доказательствах, что в силу пункта 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 июня 2016 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Алушты, Главе администрации г. Алушты о признании постановления незаконным, обязании устранить указанное нарушение- отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации г. Алушты, Главе администрации г. Алушты о признании постановления незаконным, обязании устранить указанное нарушение- отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: подпись Курапова З.И.
Судья: подпись Терентьева Н.А.
Судья: подпись Юсупова Л.А-В.