Судья: Петлюра В.В. дело № 2173
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 августа 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Наместниковой Л.А., Жидковой Е.В.
при секретаре Цыгикало М.В.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску прокурора <...> района Орловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области о понуждении к совершению действия,
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области на решение Малоархангельского районного суда Орловской области от 20.06.2017, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., прокурора <...> района Орловской области, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> обратился в Малоархангельский районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - ТУ Росимущества) о понуждении к совершению действия.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что на территории <адрес> имеется противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: <адрес>, введено в эксплуатацию в 1989 году, расположено в здании, которое принадлежит ООО «<...>».
Информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны №, отсутствует в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылаясь, что отсутствие регистрации права собственности на защитное сооружение гражданской обороны не отвечает интересам государства, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, находящемся в собственности Российской Федерации, использованию его без оснований иными лицами, просил суд обязать ТУ Росимущества в <адрес> зарегистрировать право собственности на объект недвижимости защитное сооружение гражданской обороны – убежище, расположенное по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в настоящее время осуществляется работа по разграничению права собственности на защитные сооружения гражданской обороны, в рамках мероприятий по выполнению поручений Правительства Российской Федерации, предусмотренного пп. «в» п. 1 перечня поручений Президента РФ от 27.11.2014 № ПР-2751, в связи с чем, регистрировать право на указанный объект гражданской обороны не целесообразно, так как он подлежит списанию.
Ссылается, что в настоящее время <адрес> не нуждается в указанном объекте гражданской обороны, поскольку на территории субъекта отсутствуют предприятия атомной энергетики, химически опасные объекты, в связи с чем, на него не следует регистрировать право собственности РФ, так как это требует материальных затрат.
Приводит довод, что в настоящее время находится в стадии реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу, в связи с чем, целевые денежные средства на изготовление технической документации для последующей регистрации права собственности отсутствуют.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По правилам ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу ст. 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Исходя из п. 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 1.2).
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании п. 3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Статьей 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимать нормативные акты в области гражданской обороны, доводить их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролировать их выполнение; разрабатывать и реализовывать планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
По правилам ч. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права собственности и иные вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.
В п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
Пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11. 2008 № 374, предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Судом установлено, что помещение, расположенное по адресу: <адрес> является частью подвального помещения здания, которое введено в эксплуатацию в 1989 году и эксплуатируется ООО <...>». Указанное помещение не вошло в состав приватизированного имущества ООО «<...>».
Данное помещение представляет собой противорадиационное укрытие, предназначенное для укрытия 100 человек, имеет класс П-4.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны № имеющее площадь 61,28 кв.м. и расположенное по адресу <адрес> отсутствует в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от <дата> (л.д. 29).
Указанное защитное сооружение не числится в реестре муниципального имущества <адрес> и не является собственностью <адрес>.
Из информации ТУ Росимущества в <адрес> от <дата> следует, что в реестре федерального имущества имеется запись об учёте защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно пришел к выводу о том, что защитное сооружение № в силу закона является федеральной собственностью, в связи с чем, ТУ Росимущества в <адрес> обязано обеспечить учёт защитного сооружения №, как объекта федеральной собственности.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения иска не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Малоархангельского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: