Решение по делу № 2а-756/2020 от 26.02.2020

УИД № 57RS0022-01-2020-000517-95 Производство № 2а-756/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2020 г.                                      г. Орёл

Заводской районный суд г. Орла в составе

председательствующего судьи Агибалова В.С.,

при секретаре судебного заседания Шляхто Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Парушкиной Валентины Михайловны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов,

установил:

Парушкина В.М. обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее – ОПФР, пенсионный орган), Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

В обоснование требований указала, что с 1993 года является нотариусом Орловской областной нотариальной палаты и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд. В декабре 2019 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017.

Уведомлением от 25.12.2019 № 15-43/2249 административный ответчик известил административного истца о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 18 510,48 руб.

Полагая данное решение ОПФР незаконным и необоснованным, административный истец просила суд признать недействительным решение административного ответчика от 23.12.2019 № 067F07190001242 об отказе в проведении возврата излишне уплаченных административным истцом страховых взносов и пени и обязать его вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017 в размере 18 510,48 руб. и направить его в ИФНС России по г. Орлу, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству стороны административного истца ИФНС России по г. Орлу исключена из числа административных ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В судебное заседание административный истец Парушкина В.М., ее представитель ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Ранее в судебном заседании представитель Парушкиной В.М. – ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила также взыскать расходы на оплату услуг адвоката в размере 7000 руб.

Представитель административного ответчика – ФИО4, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика. Ранее в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на пропуск заявителем срока давности обращения за возвратом излишне уплаченных страховых взносов. В письменных возражениях полагала заявленный размер расходов на представителя чрезмерно завышенным и не соответствующим объему выполненной адвокатом работы и сложности спора.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Орлу – ФИО5, надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, об отложении слушания дела не заявляла, ранее в судебном заседании полагалась на усмотрение суда, указывая, что со стороны ИФНС права административного истца нарушены не были, при этом налоговым органом будет исполнено решение пенсионного органа о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Как установлено частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-Ф3 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 составлял 5554 рублей, а с 01.01.2015 – 5965 рублей (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как установлено частью 3 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

В настоящее время, в связи с утратой силы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250ФЗ), решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В силу положений части 4 статьи 21 приведенного выше Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

При разрешении административного искового заявления судом установлено, что административный истец Парушкина В.М. с 1993 года является нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области и в силу своего статуса является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.Из материалов дела следует, что сумма страховых взносов, подлежащая уплате нотариусом ФИО1, без учета понесенных расходов за 2014 год, была исчислена исходя из данных о доходе в размере 3 264 399,95 руб., представленных УФНС России по Орловской области и составила 46 972,48 руб. (фиксированный размер 17 328,48 руб., + от дохода свыше 300 000 руб. – 29 644 руб.).

Сумма страховых взносов за 2015 год исчислена исходя из данных о доходе в размере (информация скрыта) руб. и составила (информация скрыта) руб. (фиксированный размер (информация скрыта) руб., + от дохода свыше 300 000 руб. – (информация скрыта) руб.).

Как установлено судом, 22.12.2014 административный истец оплатила страховые взносы в размере (информация скрыта) руб. 31.03.2015 Парушкина В.М. также оплатила (информация скрыта) руб. взносов, из которых (информация скрыта) руб. были отнесены к страховым взносам, исчисленным из величины дохода плательщика за 2014 год.

В связи с излишней уплатой сумм страховых взносов 31.03.2015 стороной административного ответчика ОПФР был произведен зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей, то есть в счет платежей 2015 и 2016 гг.

Несмотря на это, административным истцом были уплачены страховые взносы 03.12.2015 в размере (информация скрыта) руб.; 10.03.2016 в размере (информация скрыта) руб.; 16.12.2016 в размере (информация скрыта) руб.; 21.03.2017 в размере (информация скрыта) руб.

13.12.2019 Парушкина В.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 18 510,48 руб.

23.12.2019 административным ответчиком вынесено оспариваемое решения № 067F07190001242 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 18 510,48 руб.

Размер излишне уплаченных страховых взносов в размере 18 510,48 руб. в ходе судебного разбирательства стороной административного ответчика не оспаривался.

Оценив приведенные сторонами по административному спору доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также принимая во внимание правовую позицию, сформированную Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №-27-П, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и необходимости их удовлетворения, признав незаконным решение административного ответчика об отказе в возврате излишне уплаченных административным истцом страховых взносов в размере 18 510,48 руб.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу названной статьи основанием для признания решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, является несоответствие его решения нормативному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются нормами главы 34 части 2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а вопросы возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов – главой 12 части 1 НК РФ.

В силу нормы пункта 3 статьи 79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О, следует, что содержащаяся в пункте 7 статьи 78 НК РФ норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (часть 1 статьи 200 ГК РФ).

Следовательно, в случае пропуска плательщиком трехлетнего срока с момента уплаты страховых взносов, он вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета переплаченной суммы страховых взносов, при рассмотрении которого подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности.

В данном случае суд считает, что, уплачивая страховые взносы 31.03.2015, 03.12.2015, а также 10.03.2016, административный истец Парушкина В.М. не знала, что вносит их в излишнем размере.

В свою очередь, орган контроля за уплатой страховых взносов в нарушение нормы части 3 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ не сообщил административному истцу в установленном законом порядке о ставшем известным ему факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов, что не оспаривалось представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, суд считает установленным, что административному истцу стало известно о наличии излишне уплаченных страховых взносов 22.07.2019, когда ОПФР по Орловской области были представлены ей справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам от 19.07.2019 № 067Р01190000367, № 067Р01190000268.

Следовательно, на день подачи административным истцом заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов 13.12.2019 установленный пунктом 3 статьи 79 НК РФ срок давности не истек, а значит излишне уплаченные Парушкиной В.М. страховые взносы подлежали возврату.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также руководствуясь нормами пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ и части 4 статьи 21 Федерального закона № 250-ФЗ, суд считает необходимым признать незаконным решение № 067F07190001242 от 23.12.2019 административного ответчика об отказе в возврате административному истцу излишне уплаченных страховых взносов, а также обязать административного ответчика принять решение о возврате административному истцу излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 18 510,48 руб., а также обязать административного ответчика не позднее следующего дня после принятия направить данное решение в ИФНС России по г. Орлу.

Как следует из части 1 статьи 103, статьи 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к числу которых относятся и расходы на оплату услуг представителя.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Положения статьи 112 КАС РФ закрепляют, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. п. 12, 13 вышеуказанного Постановления Пленума расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ).

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Для оказания юридической помощи при обращении в суд с настоящим административным иском Парушкина В.М. обратилась к адвокату ФИО3, с которой заключила соглашение об оказании юридической помощи от 09.02.2020. Стоимость услуг адвоката определена сторонами в размере 7000 руб., которая оплачена административным истцом по квитанции от 17.03.2020 № 927198.

Интересы административного истца по указанному соглашению адвокат ФИО3 представляла в судебном заседании 17.03.2020. Также адвокатом подготовлено и подано в суд настоящее административное исковое заявление.

Принимая во внимание требования разумности и справедливости, удовлетворение требований административного истца об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в полном объеме, учитывая категорию дела, объем оказанных юридических услуг, затраченное представителем административного истца время на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика понесенных административным истцом расходов по оплате услуг представителя в заявленной сумме 7000 руб.

Суд считает, что указанная сумма является разумной при тех обстоятельствах, при которых происходило рассмотрение административного дела, и соответствует объему выполненной адвокатом работы.

С учетом положений ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Парушкиной Валентины Михайловны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области об отказе Парушкиной Валентине Михайловне в возврате излишне уплаченных страховых взносов № 067F07190001242 от 23.12.2019 в размере 18 510,48 руб.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области принять решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов Парушкиной Валентине Михайловне в размере 18 510,48 руб., которые не позднее следующего дня после принятия направить в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Орлу.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в пользу Парушкиной Валентины Михайловны судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб., а также по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня составления его судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 26 марта 2020 г.

Судья В.С. Агибалов

2а-756/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Парушкина Валентина Михайловна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
ИФНС России по г.Орлу
ИФНС России по г.Орлу, исключен
Другие
ИФНС России по г. Орлу
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Агибалов Владимир Сергеевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020(Вид производства изменен на "административное")
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее