Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ашева М.М.,
при секретаре Шегушевой З.А.,
с участием административного истца - Фисюк С.Д.,
заинтересованного лица - Михайловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское делу по административному исковому заявлению Фисюк Сергея Дмитриевича к администрации МО «Гиагинский район» о признании действий (бездействий) администрации МО «Гиагинский район» незаконными, признании распоряжения главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 01:01:3502000:149, предварительном согласовании земельного участка – незаконными, его отмене и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Фисюк С.Д. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Гиагинский район» о признании действий администрации МО «Гиагинский район» незаконными, признании распоряжения главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предварительном согласовании земельного участка», незаконным и его отмене.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Фисюк С.Д. обратился к администрации МО «<адрес>» с заявлением: об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> о согласовании акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 01:01:3502 000:149.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в утверждении схемы на основании подпункта 2 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с указанной нормой Закона основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
При этом согласно п.20.ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Однако, на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, сведения, содержащиеся в решении, предусматривающем утверждение схемы расположения земельного участка и схема, не отображены.
На сайте администрации соответствующее распоряжение отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию МО «Гиагинский район» с заявлением:
- о предоставлении ранее принято решения, предусматривающего утверждение схемы расположения земельного участка и утвержденную схему;
-о проведении межевания и постановки на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка;
- о предоставлении документов, подтверждающих постановку на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, с указанием кадастрового номера.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация МО «Гиагинский район» сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано распоряжение главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка». Также сообщено, что на данный момент земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> проходил процедуру уточнения границ.
При этом, на официальном сайте администрации МО «Гиагинский район» отсутствует распоряжение главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка».
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № администрации МО «Гиагинский район» следует, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ уточняются границы земельного участка, что в свою очередь препятствует введению участка в гражданский оборот и получения бюджетом арендной платы.
Кроме того, ввиду длительного не использования земельного участка, по вине администрации МО «Гиагинский район», вышеуказанный земельный участок с кадастровым <данные изъяты> не может быть использован по его целевому назначению -сенокошение, там растет лес.
Просит суд:
- признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в не
предоставлении распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и
предварительном согласовании земельного участка», незаконными;
- признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в не размещении на официальном сайте распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка», незаконными;
- признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в принятии распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка», незаконными и отменить;
- признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в неэффективном и нерациональном использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, незаконными;
- обязать администрацию МО «Гиагинский район» привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (сенокошение) земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец Фисюк С.Д. поддержал административные исковые требования в полном объеме, согласно доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить иск.
Представитель административного ответчика администрация МО «Гиагинский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В представленном возражении на административное исковое заявление, администрация считает требования административного истца необоснованными, поскольку своими действиями администрация МО «Гиагинский район» не нарушала права и законные интересы заинтересованных лиц. А также законодательство РФ. Распоряжение главы МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрировано законно с соблюдением всех норм, после заявления гр. ФИО4 Просит отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.4 КАС РФкаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п.1 ст. 11 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениямст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух или более земельных участков, указываются условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст. 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 данного Кодекса;
3) Земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 ст. 39.16 данного Кодекса.
Представленным в материалах дела заявлении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Фисюк С.Д. просит администрацию МО «Гиагинский район» утвердить схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, р-н Гиагинский, <адрес>, кадастровый №, согласовать акт согласования местоположения границ земельного участка по адресу: <адрес>, р-н Гиагинский, <адрес>, ориентировочной площадью 269457 кв.м., с разрешенным видом использования - сенокошение, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый №(л/<адрес>).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Гиагинский район» Фисюк С.Д. отказано в удовлетворении указанного выше заявления в соответствии с п.п.2 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, ими являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение место положения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания.
Вместе с тем, отказ администрации МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления в Фисюк С.Д., является не мотивированным, в нем не отражены причины невозможности разрешенного использования указанного участка в случае утверждения предлагаемой схемы, следовательно не доказана обоснованность отказа.
Согласно п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
На официальном сайте администрации МО «Гиагинский район» отсутствует распоряжение главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка».
Таким образом, прямо предусмотренная законом обязанность, органом местного самоуправления, в данном случае не выполнена.
Административным ответчиком, доказательств обратного, суду не представлено.
Материалами дела подтверждается, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просит администрацию МО «Гиагинский район» предоставить ему ранее принятое решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка и утвержденную схему; провести межевание и постановку на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка; предоставить документы, подтверждающие постановку на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, с указанием кадастрового номера.
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ № администрации МО «Гиагинский район» на указанное выше заявление усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано распоряжение главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 01:01:3502000:149 и предварительном согласовании земельного участка». Также сообщено, что на данный момент земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> проходил процедуру уточнения границ.
В соответствии с ч.1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территории городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) Решения органов государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) Договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) Договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) Договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 настоящего Кодекс.
В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты- плана территории, обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории посредством отправления в электронной форме.
Согласно ч.4 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации недвижимости» за непредставление указанных в настоящей статье документов соответственно орган государственной власти, орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица, указанные в настоящей статье, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действия( бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственным или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган и должностное лицо, Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В отзыве на административное исковое заявление административный ответчик указал, что ответ на заявление Фисюк С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ дан в установленные законом сроки, и что распоряжение главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ и на данный момент земельный участок проходит процедуру уточнения границ, и что оспариваемое распоряжение зарегистрировано законно с соблюдением всех норм, после заявления гр. ФИО4
В материалах дела представлена копия указанного распоряжения главы МО «Гиагинский район» ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка».
Между тем, какие либо документы, на основании которых была составлена схема, утверждаемая оспариваемым распоряжением, с учетом которых было установлено конкретное местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 01:01:3502000:149 в материалы дела представлены не были, как не представлено и нормативное обоснование определения границ земельного участка без предоставления проекта межевания на основании схемы, не имеющей под собой какого -либо основания.
Суд, на основе исследованных представленных доказательств, пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлено допустимых, достоверных, достаточных доказательств законности и обоснованности вынесения оспариваемого административным истцом распоряжения главы МО «Гиагинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка».
Как не представлено административным ответчиком по требованию суда и оригиналов документов, опровергающих доводы административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности нарушения распоряжением главы МО «Гиагинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительное согласование земельного участка, права административного истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжения главы МО «Гиагинский район» ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка», является незаконным в связи, с чем подлежит отмене.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание МО «Сергиевское с/п». Участок находится примерно в 7900 м по направлению на юго-запад от ориентира: РА, р-н Гиагинский <адрес>, ул. <адрес>ю 269457 кв.м, категории: земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: пастбище( выписка из ЕГРН л/<адрес>).
В процессе судебного разбирательства дела, использование указанного спорного участка не по целевому назначению, не установлены.
В связи с чем, в удовлетворении административных исковые требований Фисюк С.Д. в части признания действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в неэффективном и нерациональном использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, незаконными и обязании администрации МО «Гиагинский район» привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (сенокошение) земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты> - отказать за необоснованностью и недоказанностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Фисюк Сергея Дмитриевича к администрации МО «Гиагинский район» о признании действий (бездействий) администрации МО «Гиагинский район» незаконными, признании распоряжения главы МО «<адрес>» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, предварительном согласовании земельного участка - незаконным, его отмене и возложении обязанности, удовлетворить, частично.
Признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в не предоставлении распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и
предварительном согласовании земельного участка», незаконными.
Признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в не размещении на официальном сайте распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 01:01:3502 000:149 и предварительном согласовании земельного участка», незаконными.
Признать действия администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в принятии распоряжения Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и предварительном согласовании земельного участка», незаконными.
Признать распоряжение Главы МО «Гиагинский район» № «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и
предварительном согласовании земельного участка» незаконным и отменить его.
В удовлетворении требований Фисюк Сергея Дмитриевича к администрации МО «Гиагинский район» о признании действий администрации МО «Гиагинский район» выразившееся в неэффективном и нерациональном использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> незаконными, отказать.
В удовлетворении требований Фисюк Сергея Дмитриевича к администрации МО «Гиагинский район» об обязании администрацию МО «Гиагинский район» привести в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (сенокошение) земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.М. Ашев
УИД <данные изъяты>
Подлинник находится в материалах дела № 2а-447/2021
В Гиагинском районном суде РА