Решение по делу № 2а-510/2021 от 29.07.2021

Дело № 2а-510/2021

11RS0009-01-2021-001107-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Закидальского Д.Е.,

при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,

с участием Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Соколова А.С.,

представителя ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми Манова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 24 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,

установил:

Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее - ФКУ ИК-42) о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести условия содержания осужденных в карантинном отделении ФКУ ИК-42 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения ФКУ ИК-42 требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных надлежащими условиями содержания в карантинном отделении ФКУ ИК-42 выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Для приведения карантинного отделения в соответствие с требованиями действующего законодательства необходимо произвести общестроительные и отделочные работы в умывальной комнате, комнате приема пищи, душевой, коридоре карантинного отделения в целях устранения дефектов стен и покрытия полов. Нарушения санитарно-эпидемиологических требований в исправительном учреждении нарушают права и законные интересы отбывающих наказание в ФКУ ИК-42 лиц, создают препятствия для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение, создают угрозу жизни и здоровью осужденных, и должны быть устранены учреждением в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России.

В судебном заседании прокурор Соколов А.С. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске, полагал возможным возложить обязанность по устранению нарушений на административных соответчиков, принимая во внимание установленную уставом учреждения ответственность при недостаточности финансирования.

Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-42 и УФСИН России по Республике Коми Манов А.И. в судебном заседании признал исковые требования, нарушения, указанные в административном иске, не оспаривал, поддержав доводы, изложенные в отзыве на административный иск. Пояснил, что в настоящее время карантинное отделение ФКУ ИК-42 временно переведено в общежитие № 1, в бывшем карантинном отделении планируется проведение ремонтных работ и размещение в нем помещения со строгими условиями содержания осужденных. Ремонтные работы в карантинном помещении ФКУ ИК-42 будут проведены, если на эти цели ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми будут выделены денежные средства, на что будет указано в судебном решении. В настоящее время из-за недостаточного финансирования исправительного учреждения отсутствует возможность проведения капитального ремонта.

ФСИН России представителя в суд не направило, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения административного дела.

Суд на основании части 6 статьи 226 КАС РФ определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика ФСИН России.

Выслушав представителя административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца или права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, а также если действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявленных требований суд выносит решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) установлено, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Указанные санитарные правила и нормы введены в действие с 01.03.2021.

В силу пункта 136 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, инженерное оборудование и коммуникации, должны обеспечить соблюдение гигиенических нормативов.

Также в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Пунктом 4.3 этих правил установлено, что при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее - Свод правил).

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Согласно пункту 19.3.4 Свода правил, трубопроводы отопления следует прокладывать по чердакам, подвалам, техническим этажам. Допускается прокладка трубопроводов отопления за подшивными потолками (фальш-потолками), в вертикальных шахтах с поэтажным замоноличиванием.

В силу пункта 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением. Магистральный воздуховод механической системы вентиляции следует прокладывать по общему коридору. Удаление воздуха естественным путем следует предусматривать через внутристенные, пристенные вытяжные каналы (устраиваемые согласно требованиям 19.1.1), самостоятельные для каждого помещения. Внутристенные каналы следует располагать в стенах, разделяющих помещение камеры. Приточные и вытяжные отверстия следует располагать под потолком.

В соответствии с пунктом 19.2.1 Свода правил здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно пунктам 16.1, 18.1 «СП 30.13330.2020 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 920/пр, в зависимости от назначения здания и предъявляемых требований к сбору и отведению сточных вод следует предусматривать, в том числе бытовую систему внутренней канализации - для отведения сточных вод от санитарных приборов и бытовой техники (унитазов умывальников, ванн, душей, стиральных и посудомоечных машин). Отведение сточных вод следует предусматривать самотеком по закрытым трубопроводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФКУ ИК-42 является учреждением уголовно-исполнительной системы с особыми условиями хозяйственной деятельности, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, федеральным государственным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения (пункты 1.1, 1.6 Устава ФКУ ИК-42, утвержденного приказом ФСИН России от 13.04.2018 № 315).

Предметом деятельности Учреждения является, в том числе, обеспечение охраны права, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ (пункт 2.1 Устава).

Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, в том числе, условия содержания осужденных (пункт 2.5.1 Устава).

Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведения проверки исполнения ФКУ ИК-42 требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения осужденных надлежащими условиями содержания в карантинном отделении ФКУ ИК-42 выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Прокурором при проведении проверки установлены следующие нарушения: в умывальной, комнате приема пищи карантинного отделения имеют место сколы плитки, на стенах осыпается штукатурка, целостность покраски нарушена. В умывальной на потолке имеются следы потеков воды из-за нарушения целостность кровли. В коридоре на стенах имеются трещины и отслоение штукатурки. Душевые карантинного отделения в антисанитарных условиях: на стенах и полу местами отсутствует плитка, сколы плитки. Покрытие стен и полов не пригодны для санитарной обработки, целостность напольного покрытия из линолеума в коридоре и трех спальных помещениях нарушена и требует замены. В спальных помещениях карантинного отделения ФКУ ИК-42 на оконных рамах имеются дефекты окрасочного покрытия, черные пятна, свидетельствующие о загрязнении и деформации конструкций и окрасочного материала.

В карантинном отделении ФКУ ИК-42 батареи отопления забиты, теплоноситель нормально не циркулирует, система отопления не обеспечивает заданную нормативную температуру воздуха в помещениях карантинного отделения, прокладка трубопроводов отопления выполнена с нарушением пунктов 19.3.4, 19.3.6, 19.2.1 Свода правил, вентиляционные каналы с выводом в спальные помещения отсутствуют, трубопровод канализации забит и не обеспечивает отведение сточных вод самотеком.

Данные нарушения также подтверждаются фотоматериалом, представленным представителем административного истца, и подтверждены представителем административного ответчика и соответчика в судебном заседании.

Административным ответчиком в нарушение требований части 11 статьи 226 КАС РФ (обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ) доказательств обратного не представлено. При этом представитель административного ответчика заявленные требования признал, пояснив, что из-за недостаточного финансирования Учреждения отсутствует возможность проведения капитального ремонта в карантинном отделении ФКУ ИК-42.

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу части 5 статьи 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» при недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Из пунктов 1.2, 1.3 Устава ФКУ ИК-42 следует, что функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказания. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение находится в ведении ФСИН России.

ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми в отношении Учреждения осуществляют контроль деятельности Учреждения и использования закрепленного за ним имущества. УФСИН России по Республике Коми осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений (пункты 4.2, 4.3 Устава).

В силу пункта 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Поскольку несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в исправительном учреждении нарушает права и законные интересы отбывающих наказание в ФКУ ИК-42 лиц, создает угрозу жизни и здоровью осужденных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении обязанности на ФКУ ИК-42 устранить нарушения и привести условия содержания осужденных в карантинном отделении ФКУ ИК-42 в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Поскольку ФСИН России является главным распорядителем бюджетных средств, собственником имущества ФКУ ИК-42, а УФСИН России по Республике Коми осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений, то при недостаточности у Учреждения денежных средств суд считает необходимым возложить обязанность на ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми организовать финансирование мероприятий по проведению ремонта в карантинном отделении ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми.

С учетом требований статей 10, 227 КАС РФ и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств суд находит разумным срок для исполнения возложенной на административных ответчиков обязанности 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при отсутствии обоснованных возражений со стороны административных ответчиков.

Административные ответчики ФКУ ИК-42, ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми, как государственные органы, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 227-228 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Возложить на ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований:

части 3 статьи 101 УИК РФ, части 1 статьи 11, статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 136 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, пункту 4.3 Санитарных правил и норм «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65, пункта 16.2.8 свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр путем проведения общестроительных и отделочных работ в умывальной, комнате приема пищи, трех спальных секциях, душевой карантинного отделения для осужденных, прибывших в ИК-42 для отбывания наказания, в целях устранения дефектов стен, потолков и покрытия полов (заменить сколотую плитку на стенах и полу, установить настенную плитку в местах ее отсутствия, восстановить деформированные штукатурные покрытия и окрасочного материала стен, восстановить целостность напольного покрытия, устранить следы потеков на потолках путем ремонта кровли), произвести замену оконных блоков;

части 3 статьи 99 УИК РФ, пунктов 19.3.4, 19.3.6, 19.2.1 свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, пунктов 16.1, 18.1 «СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП 2.04.01-85*», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 920/пр путем замены системы отопления, установки вентиляционных каналов в карантинном отделении ИК-42 в соответствии с установленными требованиями, обеспечения отведения сточных вод самотеком по закрытым трубопроводам.

При недостаточности у Учреждения денежных средств возложить обязанность на ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми организовать финансирование мероприятий по проведению ремонта в карантинном отделении ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 31 августа 2021 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья Д.Е. Закидальский

2а-510/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Закидальский Дмитрий Евгеньевич
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
29.07.2021Передача материалов судье
02.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее