Решение по делу № 2а-232/2020 от 16.01.2020

дело № 2а-232/2020

УИД 16RS0031-01-2020-000063-65

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года                                          город Набережные Челны

Тукаевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Э.Ф.,

при секретаре Ахметовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Бабина М.В. к административным ответчикам администрации Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в лице Главы Тукаевского муниципального района, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и обязании устранить указанные нарушения путем подготовки и направления проекта договора земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Бабин М.В. обратился в Тукаевский районный суд Республики Татарстан с вышеуказанным иском к администрации <адрес> в лице Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, указав в обоснование исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в селе Шильнебаш, что подтверждается постановлением исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ Бабин М.В. заключил с ООО «Меридиан» договор подряда на выполнение кадастровых работ . ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера

ДД.ММ.ГГГГ Бабиным М.В. посредством ФГУП «Почта России» в адрес Главы Тукаевского муниципального района направлено заявление о предоставлении указанного земельного участка ему на праве аренды. Согласно сведениям из официального сайта ФГУП «Почта России», заявление получено ДД.ММ.ГГГГ.

Указывая на то, что его заявление по существу не рассмотрено, ответ им не получен, Бабин М.В. просит суд признать бездействие администрации Тукаевского муниципального района Республики Татарстан незаконными, обязать администрацию Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить нарушения его законных прав и интересов, обязав в срок 30 дней осуществить подготовку и направления в его адрес проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:39:120202:715.

Определением судьи ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

В судебное заседание стороны не явились, в суд от представителя исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Сафаргалиной Р.Р. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, исковые требования не признает, к ходатайству приложен ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ.

В суд, через электронную почту поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, подписанное представителем административного истца Бабина М.В. Мухаммадиевым И.Г. Однако к ходатайству не приложены надлежащим образом оформленная доверенность на представителя Мухаммадиева И.Г., а также диплом о наличии у Мухаммадиева И.Г. высшего юридического образования. В связи с этим, поступившее ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте ходатайство, суд считает не соответствующим требованиям к оформлению электронной подписи, предусмотренным Федеральным законом «Об электронной подписи» от ДД.ММ.ГГГГ №63-ФЗ, в связи с изложенным, ходатайство судом отклонено. Кроме того, судебное заседание ранее уже было отложено по просьбе истца, в повторном отложении дела разбирательством суд оснований не находит и считает возможным рассмотреть в отсутствии неявившейся стороны.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела усматривается, что на основании заявления Бабина М.В., постановлением исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Бабину М.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка из категории земель «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Шильнебашское сельское поселение, <адрес>, кадастровый номер квартала , площадью 1558 кв.м.; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, предоставляемого из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Шильнебашское сельское поселение, <адрес>, кадастровый номер квартала , площадью 1558 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Бабин М.В. заключил с ООО «Меридиан» договор подряда на выполнение кадастровых работ .

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадью 1558 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Шильнебашское сельское поселение, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Бабин М.В. обратился в адрес <адрес> Республики Татарстан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16 в аренду, согласно сведениям из отчета об отслеживании отправления, заявление получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем административных ответчиков в материалы дела предоставлен ответ , датированный ДД.ММ.ГГГГ, адресатом указан Бабин М.В. в котором указано, что в ответ на заявление Бабина М.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:39:120202:715, площадью 1558 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Тукаевский муниципальный район, Шильнебашское сельское поселение, <адрес> для индивидуального жилищного строительства, Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан сообщает, что вышеуказанный земельный участок согласно данным из ЕГРН обременен в пользу третьих лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования. На основании изложенного, палатой имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципальный района Республики Татарстан в предоставлении испрашиваемого земельного участка Бабину М.В. отказано.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования в суд действий (или бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий (или бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации акты государственных органов и органов местного самоуправления являются одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Частью 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 19 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с ч. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ: 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В силу ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Нормами статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрен порядок предоставления земельного участка путем предварительного согласования.

Согласно ч.1. статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4. статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно ч.5. статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Согласно ч.6 указанной статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

Согласно ч.7 указанной статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно административному регламенту по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утвержденному постановлением исполнительного комитета Тукаевского района от ДД.ММ.ГГГГ, п. 2.2. установлено, что услугу непосредственно предоставляет исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в лице палаты имущественных и земельных отношений <адрес>, п. 2.4 установлен срок предоставления муниципальной услуги не более 30 дней с момента регистрации заявления.

Разрешая спор, проанализировав и оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Бабина М.В., а именно в части признания незаконным бездействия административных ответчиков по не рассмотрению заявления, поданного Бабиным М.В. ДД.ММ.ГГГГ, и обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Подпунктом «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В ходе изучения материалов дела, судом установлено, что административными ответчиками нарушены нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации и административного регламента по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утвержденного постановлением исполнительного комитета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен 30-дневный срок для принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.

Ответ, представленный представителем ПИиЗО и исполнительного комитета Тукаевского муниципального района в суд, в виде письма за , датированного ДД.ММ.ГГГГ, при обжаловании административным истцом бездействия по не рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть оценен судом как доказательство надлежащего рассмотрения и предоставления ответа на заявление Бабина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, предметом настоящего рассмотрения являются действия ответчиков по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а не от ДД.ММ.ГГГГ, однако отсутствие ответа по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии сведений о рассмотрении заявления Бабина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, указывает на наличие в действиях ответчиков нарушений вышеприведенных норм и установленных законом сроков, в связи с чем, суд полагает необходимым признать указанные действия незаконными.

В целях устранения допущенных нарушений административным ответчикам надлежит устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Бабина М.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

В части требований Бабина М.В. об обязании устранить указанные нарушения путем подготовки и направления в его адрес проекта договора аренды спорного земельного участка, суд считает указанные требования не подлежащими удовлетворению в силу наличия процедурного порядка предоставления земельных участков, определенного Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе путем предварительного согласования схемы расположения земельного участка, порядка заключения договора аренды земельного участка, в соответствии с чем, избранный административным истцом способ обязания устранить указанные нарушения путем подготовки и направления в его адрес проекта договора аренды спорного земельного участка, предполагает предоставление безоговорочного приоритета истцу без учета процедуры предоставления земельного участка, что будет являться прямым вмешательством суда в деятельность органов местного самоуправления, тогда как в силу ст. 10 Конституции Российской Федерации указанное является недопустимым и приведет к нарушению принципа разделения властей, соответственно, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, и в указанной части административному истцу следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования административного истца Бабина М.В. к административным ответчикам администрации Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в лице Главы Тукаевского муниципального района, исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и обязании устранить указанные нарушения путем подготовки и направления проекта договора аренды земельного участка, удовлетворить частично.

Признать бездействия исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в части не рассмотрения в установленный законом срок заявления о предоставлении в аренду земельного участка, незаконными.

Обязать исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, палату имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть заявление Бабина М.В. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Бабину М.В., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Тукаевский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:                 Ибрагимова Э. Ф.

2а-232/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Админимстрация Тукаевского муниципального района РТ
Бабин М.В.
ПИиЗО Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Суд
Тукаевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Ибрагимова Э. Ф.
Дело на странице суда
tukaevsky.tat.sudrf.ru
16.01.2020Регистрация административного искового заявления
16.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее