Решение по делу № 2-359/2023 от 26.10.2023

Дело № 2-359/2023

УИД 29RS0020-01-2023-000699-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2023 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жук О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

с участием представителя ответчика администрации Пинежского муниципального района Архангельской области Зубовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, и устранению нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (далее – ООО «АльянсТеплоЭнерго») о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, и устранению нарушений санитарного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно схеме водоснабжения и водоотведения МО «Карпогорское» источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории МО «Карпогорское» являются:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, (участок <...>);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***, у <...>);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, центральная);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, центральная);

6. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***);

7. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>);

8. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>);

9. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, у <...>);

10. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***);

11. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***).

Собственником перечисленных источников централизованного питьевого водоснабжения является администрация Пинежского муниципального района Архангельской области.

Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» №***-па от 01.06.2023 «О порядке использования имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район» и передаваемых в эксплуатацию и обслуживание в период повышенной готовности ООО «МТК», ООО «АльянсТеплоЭнерго» вышеуказанное муниципальное имущество (объекты водоснабжения) передано ООО «АльянсТеплоЭнерго». Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» №***-па от 15.08.2023 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и установления зон ее деятельности на территории МО «Карпогорское» статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Карпогорское» Пинежского муниципального района Архангельской области с 31.07.2023 наделено ООО «АльянсТеплоЭнерго».

Ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2, ст. 11, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ч. 1 ст. 55, п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6, ч. 1, ч. 2 ст. 10, ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения Санитарные правила и нормы», считает, что администрация Пинежского муниципального района обязана обеспечить условия, необходимые для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, осуществлять меры по охране водных объектов источников питьевого водоснабжения, а также размещать информацию о качестве питьевой воды на своем официальном сайте в сети «Интернет».

В настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области для ООО «АльянсТеплоЭнерго», осуществляющего эксплуатацию артезианских скважин и водопроводных сооружений, либо для собственника объектов централизованного питьевого водоснабжения - администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, а также для иных лиц – МУП «Пинежское ПЖКХ», ранее эксплуатировавших вышеуказанное муниципальное имущество, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось и в наличии не имеется.

Ответчиками не исполняются требования ч.3 и ч. 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования ч.10 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а именно, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения <адрес> МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области санитарным правилам; в нарушение действующего законодательства водные объекты используются как источники централизованного питьевого водоснабжения без санитарно-эпидемиологических заключений; в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Пинежского района Архангельской области в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам <адрес> Пинежского района Архангельской области с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В связи с чем, просит обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области, ООО «АльянсТеплоЭнерго» провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 01.01.2025 получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков, в границах таких зон санитарным правилам в отношении вышеназванных артезианских скважин.

Определением Пинежского районного суда от 30.11.2023, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – КУМИ и ЖКХ администрации Пинежского муниципального района).

В судебное заседание представитель истца Олейников Ю.Н., представитель ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго», представители третьих лиц МУП «Пинежское ПЖКХ», КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго» указал, что общество владеет объектами водоснабжения МО «Карпогорское» на основании постановления администрации Пинежского муниципального района от 01.06.2023 №***-па о введении режима повышенной готовности. Полагает, что непосредственное осуществление обществом деятельности по водоснабжению холодной водой и водоотведению не освобождает администрацию от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на заявленной территории; на общество не возложена обязанность по установлению границы ЗСО и составляющих ее поясов источников водоснабжения, по разработке проектов ЗСО источников питьевого водоснабжения; оснований для самостоятельной разработки за свой счет проектов ЗСО у общества не имеется. Также в соответствии с постановлением от 07.11.2023 №***-па указанные объекты будут возращены не позднее 03.06.2024, то есть до 01.01.2025, и переданы иному лицу, ввиду чего фактически отпадут основания исполнения решения. В связи с чем, полагает, что исковые требования к ООО «АльянсТеплоЭнерго» удовлетворению не подлежат. Кроме того, полагает необходимым уточнить количество рабочих скважин, поскольку скважина на <адрес>, находится во дворе частного дома, а скважина на <адрес>, находится у закрытой котельной №*** и была пробурена для технических нужд (для подпитки котельной). Они не обслуживались ни ООО «АльянсТеплоЭнерго», ни иной организацией для нужд водоснабжения населения (л.д.99-100).

В судебном заседании представитель ответчика администрации Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – администрация Пинежского муниципального района, администрация) Зубова Н.В., поддержав ранее представленный отзыв на исковое заявление, пояснила, что удовлетворение первого требования истца (о размещении информации) оставляет на усмотрение суда. По второму требованию истца пояснила, что не оспаривает нахождение объектов водоснабжения в МО «Карпогорское» в собственности администрации, при этом полагала, что согласно требованиям Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 все мероприятия, которые предшествуют разработке проектов ЗСО и получению заключений, должна проводить ресурсоснабжающая организация, которая также обязана проводить постоянный анализ качества воды. Администрацией подготовлен перечень мероприятий, необходимых для улучшения состояния объектов водоснабжения в МО «Карпогорское», рассчитана стоимость проведения этих мероприятий, исходя из информации специализированных организаций, которые могут разработать такие проекты. Указала на необходимость увеличения срока для исполнения требований, считают разумным срок для исполнения второго требования, в случае его удовлетворения, 2,5 года. Также пояснила, что преобразование Пинежского муниципального района в муниципальный округ в соответствии с Законом Архангельской области от 09.06.2023 № 719-внеоч.-ОЗ до настоящего времени не завершено, переходный период продолжится до 01.01.2024.

Суд согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя ответчика - администрации Пинежского муниципального района Зубову Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее – Закон №52-ФЗ от 30.03.1999) главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В Архангельской области Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области и его территориальными отделами, в их числе Пинежский территориальный отдел. Согласно положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (л.д.32-41).

Из положения о Пинежском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области следует, что начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам (п.16) (л.д.22, 42-54).

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к вопросам местного значения муниципальных районов относится, в частности, организация водоснабжения населения и водоотведения (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 4 ч.1 ст. 14, ч. 4 ст. 14); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, объекты питьевого водоснабжения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится, в том числе, осуществление мер по охране таких водных объектов.

Как предусмотрено ст. 6 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ от 07.12.2011), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

-организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1);

-определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации (пункт 2 части 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

На основании ч.2 ст.23 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ст.11 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных настоящим Законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Согласно ч. 5 ст. 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч.5).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.п.1.11, 1.12, 1.12.1, 1.12.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ч.ч.1, 3 ст. 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1).

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч. 3).

Судом установлено, что объекты водоснабжения: артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, (участок <...>); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***, у <...>); артезианская скважина, адрес: <адрес>, сооружение №***, центральная); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, центральная); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, у <...>); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***) относятся к источникам централизованного водоснабжения на территории <адрес> Пинежского района Архангельской области и состоят в муниципальной собственности МО «Пинежский район».

Данные обстоятельства подтверждаются схемой водоснабжения и водоотведения МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области (далее – схема водоснабжения и водоотведения), выпиской из реестра объектов муниципальной собственности МО «Пинежский район» (л.д. 23-31, 94).

Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается, что указанные объекты водоснабжения числятся в муниципальной собственности как источники питьевого водоснабжения для решения вопроса организации водоснабжения населения в границах <адрес> муниципального образования «Карпогорское»; до 01.06.2023 эксплуатировались МУП «Пинежское ПЖКХ».

01.06.2023 постановлением администрации Пинежского муниципального района №***-па на территориях МО «Карпогорское» и МО «Междуреченское» Пинежского муниципального района Архангельской области, в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с невозможностью МУП «Пинежское ПЖКХ» осуществлять подготовку объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях МО «Карпогорское» и МО «Междуреченское», к отопительному периоду 2023/2024 годов, недопущения нарушения прав граждан на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение и обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на социально-значимых объектах на территории МО «Карпогорское» и МО «Междуреченское», введен режим «Повышенной готовности» функционирования муниципального звена ТП РСЧС. Постановлено, в частности, приостановить деятельность МУП «Пинежское ПЖКХ», организовать передачу объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Карпогорское» – обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» с целью последующей эксплуатации (л.д.102-106).

Постановлением администрации Пинежского муниципального района №***-па от 01.06.2023 утвержден перечень имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район» и передаваемых в эксплуатацию и обслуживание в период повышенной готовности ООО «АльянсТеплоЭнерго» (л.д.110-113).

Постановлением администрации Пинежского муниципального района №***-па от 01.06.2023 установлен порядок использования имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район» и передаваемых в эксплуатацию и обслуживание в период повышенной готовности ООО «АльянсТеплоЭнерго», постановлено, в том числе ООО «АльянсТеплоЭнерго» заключить договоры по водоснабжению с потребителями на территории МО «Карпогорское», КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» подготовить проекты соглашений о передаче имущества в эксплуатацию и обслуживание объектов водоснабжения с ООО «АльянсТеплоЭнерго» (п.п.2.4, 3 постановления) (л.д.10-12).

21.06.2023, во исполнение постановлений от 01.06.2023 №***-па, №***-па, №***-па, а также постановления от 01.06.2023 №***-па «Об определении гарантирующих организаций в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и установлении зон их деятельности на территориях МО «Карпогорское» и МО «Междуреченское»», между КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» и ООО «АльянсТеплоЭнерго» заключено соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район», в эксплуатацию ООО «АльянсТеплоЭнерго» для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования «Карпогорское», сроком действия с момента подписания актов приема-передачи имущества (являются неотъемлемой частью соглашения), принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район», на период режима «Повышенной готовности» и до момента устранения причин, послуживших введению режима «Повышенной готовности». Акт приема -передачи имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), являющийся приложением к соглашению, подписан МУП «Пинежское ПЖКХ» (прежней эксплуатирующей организацией) и ООО «АльянсТеплоЭнерго» 31.07.2023, тем самым собственник передал во владение и пользование ООО «АльянсТеплоЭнерго» имущество, указанное в приложении к соглашению, в том числе вышеуказанные объекты водоснабжения, для эксплуатации и обслуживания (л.д. 13-19, 92-93).

На основании постановления администрации Пинежского муниципального района №***-па от 15.08.2023 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зон ее деятельности на территории муниципального образования «Карпогорское» ООО «АльянсТеплоЭнерго» наделено статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Карпогорское», установлена зона деятельности гарантирующей организации – территория МО «Карпогорское» (л.д.20-21).

Таким образом, установлено и не оспорено ответчиками, что полномочия собственника системы водоснабжения и водоотведения в МО «Карпогорское» в настоящее время осуществляет администрация Пинежского муниципального района, а использует данное имущество ООО «АльянсТеплоЭнерго», осуществляющее на территории МО «Карпогорское» деятельность по водоснабжению и водоотведению, поскольку именно этому юридическому лицу переданы спорные объекты водоснабжения.

Как следует из искового заявления, объяснений лиц, участвующих в деле, содержания отзыва ООО «АльянсТеплоЭнерго» на исковое заявление, и не оспорено ответчиками, в отношении всех вышеуказанных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны.

Указанное подтверждается также разработанным администрацией перечнем мероприятий, необходимых для улучшения санитарного состояния объектов водоснабжения и устранении нарушений санитарного законодательства для источников водоснабжения, расположенных на территории <адрес>. Из данного перечня действительно следует, что необходимо провести следующие мероприятия: восстановление паспортов для подземных источников водоснабжения, в том числе предварительная обработка заказа, ведение заказа: <адрес>, 11 подземных источников; получение гидрогеологических заключений на каждый источник водоснабжения; разработка, утверждение и согласование «Рабочей программы производственного контроля качества воды»; заключение договора на исследование качества воды с аккредитованной лабораторией; выполнение анализа качества воды аккредитованной лабораторией в соответствии с «Рабочей программой производственного контроля качества воды»; предоставление правоустанавливающих документов на водозаборные и водопроводные сооружения (объекты) и земельные участки, на которых они расположены; разработка проекта ЗСО (зон санитарной охраны) для подземных источников водоснабжения путем заключения договора или контракта; получение экспертного заключения на соответствие проекта ЗСО требованиям санитарного законодательства в любой аккредитованной в данной области экспертной организации; получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора на проект ЗСО; установление координат границы ЗСО; утверждение проекта ЗСО в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; выполнение работ в соответствии с утвержденным проектом ЗСО и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; получение экспертного заключения на материалы «Использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» на каждый водоисточник; получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Архангельской области (л.д.87-88).

Таким образом, факт того, что в отношении всех вышеперечисленных централизованных источников водоснабжения, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии названных выше объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны, является установленным.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд считает, что обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, получению санитарно-эпидемиологические заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов лежит на администрации Пинежского муниципального района, которая действует от имени собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Между тем разработать проект ЗСО без анализов качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами в соответствии с производственной программой контроля качества питьевой воды невозможно, поскольку анализ качества питьевой воды является одной из составляющих для получения проекта ЗСО и санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно положениям ст.25 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (п. 2).

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (п. 3).

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (п. 4).

Производственная программа контроля качества воды должна содержать, в том числе, перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные санитарными нормами и правилами: микробиологические и паразитологические, органолептические, радиологические, обобщенные, остаточные количества реагентов, химические вещества, выбранные для постоянного контроля; план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода; количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды; календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

В программе также должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды, и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, органам Роспотребнадзора и органу местного самоуправления. Рабочая программа согласовывается с органами Роспотребнадзора.

Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает: для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды; для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Из содержания п. 5.4-5.6 соглашения о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район», в эксплуатацию ООО «АльянсТеплоЭнерго» для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования «Карпогорское» от 21.06.2023 следует, что эксплуатирующая организация должна обеспечить надлежащее предоставление услуг в соответствии с действующим законодательством в сфере предоставления указанных услуг; вправе обратиться в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области для установления тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение потребителям; имеет право на предоставление коммунальных услуг, производить начисление, сбор финансовых средств за предоставленные услуги, а также производить работу с недобросовестными потребителями, согласно действующего законодательства (л.д.15).

По сообщению руководителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.11.2023 №*** ООО «АльянсТеплоЭнерго» с заявлением об установлении на 2023-2026 тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую на территории сельского поселения «Карпогорское», обратилось в агентство 23.10.2023. Распоряжением от 07.11.2023 №*** открыто дело об установлении на 2023-2026 долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую на территории сельского поселения «Карпогорское» (л.д.77).

Установлено, что ООО «АльянсТеплоЭнерго» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и водоотведению в МО «Карпогорское» в <адрес> посредством эксплуатации водоисточников, собирает плату за предоставленные услуги, однако, это осуществляется в нарушение вышеперечисленных требований закона, без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

Таким образом, ООО «АльянсТеплоЭнерго» как юридическое лицо, пользующееся объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, а также к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в части подготовки производственной программы контроля качества воды и проверки качества воды в объеме (анализы), предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами.

В данном случае суд соглашается с истцом в части возложения на обоих ответчиков - на администрацию Пинежского муниципального района и на ООО «АльянсТеплоЭнерго» обязанности по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов и разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, то есть требование истца в этой части подлежит удовлетворению к двум ответчикам одновременно.

Истец в исковом заявлении просит возложить обязанность по проведению указанных мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории <адрес> муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области в отношении одиннадцати артезианских скважин, распложенных в <адрес>.

Между тем, справкой КУМИ и ЖКХ администрации Пинежского муниципального района от 25.12.2023 подтверждается, что артезианская скважина (Арт. <...>., сооружение №***), расположенная по адресу: <адрес>, была пробурена на территории котельной для ее подпитки (для технических целей) и для целей питьевого водоснабжения не используется (л.д.117).

Таким образом, необходимость проведения мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, о которых просит истец, в отношении указанной скважины отсутствует, поскольку материалами дела опровергается, что данная скважина относится к источникам питьевого водоснабжения.

Вместе с тем, вопреки доводам ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго», доказательств того, что скважина на <адрес>, поименованная в исковом заявлении (Арт. <...>., строение №***, у <...>), находится в частной собственности, суду не представлено. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации Пинежского муниципального района Зубова Н.В., несмотря на то, что во дворе дома №*** по <адрес> действительно имеется частная скважина, также имеется и поименованная в исковом заявлении скважина на <адрес> (Арт. <...>., строение №***, у <...>), т.е. это две разные скважины, последняя является источником централизованного питьевого водоснабжения и состоит в собственности МО «Пинежский район».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, исходя из представленных материалов дела, к источникам централизованного питьевого водоснабжения, расположенным на территории <адрес> муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, в отношении которых ответчикам надлежит провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния, а именно, получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, относятся:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, (участок <...>);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***, у <...>);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, центральная);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, центральная);

6. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>);

7. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>. №***, сооружение №***, у <...>);

8. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***, у <...>);

9. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., строение №***);

10. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. <...>., сооружение №***).

Вместе с тем, представитель администрации Пинежского муниципального района Зубова Н.В. пояснила, что требуемые истцом мероприятия необходимо будет провести в отношении всех объектов централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории МО «Карпогорское», поскольку санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов являются единым документом в отношении всех таких объектов, расположенных на территории поселения.

Доводы ООО «АльянсТеплоЭнерго» о том, что исковые требования к данному ответчику удовлетворению не подлежат, судом отклоняются по следующим основаниям. В обоснование ответчик ссылается на постановление администрации Пинежского муниципального района от 07.11.2023 №***-па, согласно которому после окончания отопительного периода 2023/2024, но не позднее 03.06.2024 следует признать утратившим силу постановления от 01.06.2023 №***-па, №***-па, №***-па, КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» не позднее 03.06.2023 следует подготовить проекты соглашения о расторжении соглашения от 21.06.2023, которым имущество, принадлежащее на праве собственности МО «Пинежский район», передано ответчику в эксплуатацию для оказания коммунальных услуг на территории МО «Карпогорское». По мнению ответчика, спорные объекты будут возращены не позднее 03.06.2023, то есть до 01.01.2025, и переданы иному лицу, следовательно, фактически отпадут основания исполнения решения.

Отклоняя указанные доводы, суд учитывает, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела соглашение от 21.06.2023 не расторгнуто, продолжает действовать, срок его действия не истек, спорные объекты находятся в пользовании ООО «АльянсТеплоЭнерго».

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный истцом для устранения нарушений до 01.01.2025, исходя из объема подлежащих исполнению мероприятий, представленных ответчиками доказательств относительно срока выполнения работ и их стоимости, принимая во внимание положения Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно планирования расходных обязательств, суд считает недостаточным, поэтому руководствуясь общеправовыми принципами разумности и справедливости, необходимостью соблюдения баланса между интересами истца и ответчиков, а также интересами неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для устранения названных нарушений до 25.12.2025.

При разрешении исковых требований, заявленных к администрации Пинежского муниципального района о возложении обязанности размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> муниципального образования «Карпогорское», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.10 ст.23 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011, органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, муниципального округа, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Согласно ст. 19 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Применительно к настоящему случаю обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствии с установленными требованиями возлагается на администрацию Пинежского муниципального района, в адрес которой в соответствии с требованиями производственной программы проверки качества воды эксплуатирующая организация обязана направлять сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Судом установлено и не оспаривается администрацией Пинежского муниципального района, что обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории МО «Карпогорское» Пинежского района, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, ею в предусмотренном законом объеме не исполняется.

На основании изложенного, данное исковое требование территориального органа Роспотребнадзора следует удовлетворить, поскольку обязанность органа местного самоуправления по ежегодному информированию населения о качестве питьевой воды в муниципальном образовании прямо предусмотрена законом.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с учетом определенного судом срока, в течение которого должно быть исполнено судебное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц (ИНН <...>, ОГРН <...>) к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения и устранению нарушений санитарного законодательства, удовлетворить.

Возложить на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области (ИНН <...>, ОГРН <...>) обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории <адрес> муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложить на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области и на общество с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (ИНН <...>, ОГРН <...>) обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории <адрес> муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 25.12.2025 года:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2023 года.

Судья          О.Ю. Жук

2-359/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Пинежского территориального отдела
Ответчики
ООО "АльянсТеплоЭнерго"
Администрация Пинежского муниципального района
Другие
КУМИ и ЖКХ администрации МО "Пинежский район"
МУП Пинежское МП ЖКХ
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Жук Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
pinegasud.arh.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2023Предварительное судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее