Судья: Александрова Е.А. Дело №33-12877/2018
Докладчик: Крейс В.Р. Дело №33 - 480/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.
судей Крейса В.Р., Выскубовой И.А.
при секретаре Немченко О.О.
с участием прокурора Козловой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 18 декабря 2018 года гражданское дело
по иску В.В.И. к отделу пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска об индексации сумм компенсации вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществлении перерасчета размера компенсации,
по апелляционным жалобам В.В.И. и его представителя Т.П.Г. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 02 октября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Крейса В.Р., объяснения В. и его представителей Т.П.Г. и В.Т.А., представителей: отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска - К.Н.А.., Министерства труда и социального развития Новосибирской области – С.К.С., заключение прокурора, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В.В.И. обратился в суд с иском к отделу пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска.
В обоснование требований указал, что является инвалидом 2 группы, участником ликвидации аварии в 1986-1987 годах на Чернобыльской атомной электростанции.
Утрата трудоспособности установлена в размере 80% от среднемесячного заработка; на дату установления инвалидности с 10.11.1997 года установлена ежемесячная денежная компенсация возмещения вреда в размере 1.338,28 рублей.
Он фактически отработал в зоне ЧАЭС 21 день в период времени с 13.06 по 03.07.1986 и ему начислена заработная плата 861,49 рублей.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 года №180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» полагает, что ответчиком был неверно произведен расчет для назначения компенсационной выплаты, а также не производилась индексация ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью.
Истец, с учетом уточнений требований, просил суд обязать ответчика осуществить индексацию размеров сумм компенсации вреда здоровью с 01.07.2000 с применением коэффициента 1.581; с 01.01.2001 с применением коэффициента 1.515, обязав ответчика произвести перерасчет размера компенсации вреда здоровью с 01.07.2000 года с учетом всех индексаций; взыскать с ответчика недоплаченную ежемесячную денежную компенсацию за период с 01.07.2000 г. по 14.02.2001 г. в размере 7 068,55 рублей; недоплаченную ежемесячную денежную компенсацию за период с 15.02.2001 по 30.11.2002 - 59 691,32 рублей, недоплаченную ежемесячную денежную компенсацию за период с 01.12.2002 по 31.12.2017 - 1 142 999.73 рублей.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 02 октября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционных жалобах В.В.И. и его представитель указывают, что вывод суда о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с заявленными требованиями не правомерен, поскольку к правоотношениям по выплате компенсации возмещения вреда здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не применяется не только общий срок исковой давности, но и ограничение взыскания за прошлое время, установленное ч.4 ст. 208 ГК РФ.
Вывод суда о том, что назначенная первоначально сумма выплаты не должна была индексироваться до 2001г., не согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении: дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 11.05.2007).
Поскольку такая индексация ответчиком не производилась, то суд должен был определить размер компенсационной выплаты по состоянию на 15.02.2001г. с учетом индексации с применением коэффициентов 1,581 и 1,515.
Вывод суда об отсутствии нарушения прав при изменении в феврале 2001г. порядка выплат в возмещение вреда исходя из среднего заработка на выплату в твердой сумме 2500 руб. ввиду того, что такое изменение было произведено на основании собственноручного заявления истца от 15.02.2001г., неправомерен, так как данное заявление явилось следствием неправильного расчета размера ежемесячно выплаты, ранее произведенного ответчиком.
Поскольку ранее размер выплат был неправильно определен и не проиндексирован в соответствии с нормами закона и составлял к февралю 2001 г. 1 603,26 рублей, истец был вынужден согласиться на ежемесячную выплату в размере 2 500 рублей. А в случае правильного расчета и своевременной индексации, он должен был составлять 3 205,47 руб.
Исходя из этого, является неверным вывод суда о том, что закон не предоставляет инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС на неоднократный выбор вида выплаты в возмещение вреда, так как предоставленное ему законом право выбора способа определения размера выплат было нарушено ввиду действий ответчика, не производившего своевременную индексацию и не предоставившего ему объективных данных для сравнения размера выплат при разных способах их определения.
Таким образом, исковые требования были направлены не на изменение ранее сделанного выбора, а на восстановление этого нарушенного права.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, базовый Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные базовым Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые было установлено пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 г.
Данной нормой гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 базового Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного Закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого Закона, исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения этих норм закона в части перехода на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий. Также признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации положения указанных норм закона в системной связи с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в части, не предоставляющей инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ была изменена и изложена в следующей редакции: "гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год".
В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в указанном выше пункте 25 статьи 14 названного Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.
Из приведенных нормативных положений следует, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 г. введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Данным Федеральным законом с 15 февраля 2001 г. осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции федеральных законов от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу этого Закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является инвалидом второй группы со степенью утраты профессиональной трудоспособности 80 % по причине увечья, связанного с устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС
В.В.И. производилась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью с 10.11.1997 г. по 31.12.2000 г. в сумме 1 338,28 руб.; с 01.01.2001 г. по 14.02.2001 г. в сумме 1603,26 руб.
На основании заявления В.В.И. решением отдела пособий и компенсаций от 15.02.2001 года истцу порядок выплаты в возмещения вреда здоровью изменен на твердую денежную сумму в размере 2 500 рублей, которая впоследствии неоднократно индексировалась.
В. уже обращался в суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы по труду и занятости, Министерству Финансов РФ, Отделу пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска о взыскании единовременно задолженности по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 10.11.97 г. по 31.02.98 г.; задолженности по ежемесячным выплатам денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в период с 1.071.2000 г. по 31.03.08 г.; суммы индексации в связи с инфляцией, возложения обязанности на Федеральной службы по труду и занятости по выплате ему ежемесячно, начиная с 1.04.2008 г. в счет возмещения вреда здоровью денежной суммы с последующей индексацией данной суммы в установленном законом порядке; установлению размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение непродовольственных товаров, начиная с 01.04.2008 с последующей индексации суммы; возложения обязанности на Отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска включения истца в реестр граждан, имеющих право на компенсационные выплаты, с указанием присужденных размеров денежных компенсаций, а также судебные расходы.
30.10.2008 г. решением Центрального районного суда г. Новосибирска исковые требования В.В.И. были оставлены без удовлетворения.
29.01.2009 г. кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда решение суда в части отказа во взыскании единовременно задолженности по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 10.11.97 г. по 31.02.98 г. и ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, начиная с 1.04.2008 а также возложения обязанности на Отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска по включению истца в реестр граждан, имеющих право на компенсационные выплаты с указанием присужденных размеров денежных компенсаций, а также во взыскании судебных расходов было отменено, в остальной части оставлено без изменения.
30.04.2009 г. дополнительным кассационным определением резолютивная часть кассационного определения от 29.01.2009 дополнена указанием о направлении дела в отмененной части на новое рассмотрение в тот же суд.
17.11.2009 г. решением Центрального районного суда г. Новосибирска исковые требования В.В.И. были удовлетворены: в пользу В.В.И. взысканы за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе по труду и занятости на выплату денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС задолженность по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 10.11.97 по 31.03.08 в сумме 987 725.62 руб. и сумма индексации в связи инфляцией в размере 323 633.76 руб. Федеральная служба по труду и занятости была обязана выплачивать В.В.И. ежемесячно, начиная с 1.04.2008 г. в счет возмещения вреда здоровью 19.964.04 руб. с последующей индексацией указанной суммы в установленном законом порядке. Отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска обязан включить В.В.И. в реестр граждан, имеющих право на компенсационные выплаты в соответствии с законом с указанием размера компенсации в счет возмещения вреда здоровью в размере 19964.04, начиная с 1.04.2008 с последующей индексацией данной суммы в установленном законодательством порядке и указанием суммы задолженности по выплате в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 10.11.97 г. по 31.03.2008 г. в сумме 987 726.62 руб. и суммы индексации в связи с инфляцией в размере 323 633.76 руб.; обязана выплачивать В.В.И. ежемесячно, начиная с 1.04.2008 в счет возмещения вреда здоровью 19 964.04 руб. с последующей индексацией указанной суммы в установленном законом порядке.
30.03.2010 г. кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда решение суда отменено и постановлено новое решение, которым В.В.И. отказано в удовлетворении иска к Отделу пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска: в перерасчете сумм возмещения вреда здоровью, исходя из условного заработка и взыскании единовременно задолженности по ежемесячным выплатам в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 10.11.1997 г. по 31.03.2008 г. в сумме 987 726.62 руб.; индексации в связи с инфляцией за этот же период в размере 335 668.07 руб.
Как усматривается из уточненного искового заявления, В.В.И. просит осуществить индексацию размеров сумм компенсации с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001 г. с применением соответствующих коэффициентов и как следствие взыскать недоплаченную денежную компенсацию за периоды с 01.07.2000 г. по 14.02.2001 г., с 15.02.2001 г. по 30.11.2002 г.; с 01.12.2002 г. по 31.12.2017 г.
Судом было отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку в настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, не устанавливают права граждан – инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС каких либо изменений (перерасчетов) размеров компенсации (сохраненных размеров сумм компенсации), кроме ежегодной индексации в установленном законом порядке.
Отказывая в удовлетворении требований об индексации сумм компенсации вреда здоровью за период с 2000 г. по 21.12.2017 г., суд первой инстанции также исходил из того, что о нарушенном праве истец узнал еще в 2005 году, что является основанием для вывода суда о пропуске истцом срока обращения в суд с требованиями о возмещении понесенных убытков.
Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции в части отказа в иске по пропуску срока исковой давности основанными на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по следующим основаниям.
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда, подлежит возмещению в более полном объеме, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1, положениями которого предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат данным гражданам, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
Суд первой инстанции применил нормы гражданского законодательства, в частности положения ст. 15 ГК РФ, предусматривающей такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков, а также ст. 196 ГК РФ, устанавливающей срок исковой давности.
Между тем названная индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а действующим в рамках конституционно-правовых отношений, возникших между государством и гражданами, пострадавшими от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, механизмом приведения в соответствие суммы возмещения вреда уровню цен и стоимости жизни, сложившимся на день фактического получения взыскателем причитающихся ему денежных средств.
Таким образом, выводы суда о возможности прямого применения норм гражданского законодательства и последствий пропуска установленного срока исковой давности судебная коллегия признает не соответствующими закону, поскольку они сделаны без учета характера и специфики правового регулирования возникших правоотношений.
Спор о перерасчете В.В.И. сумм в возмещение вреда здоровью, исходя из условного заработка, с учетом степени утраты трудоспособности, уже был разрешен в судебном порядке.
Так, В.В.И. обращался с иском к Отделу пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, Министерству социального развития Новосибирской области о восстановлении права на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом условного заработка, перерасчете ежемесячной денежной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, о взыскании недополученных сумм.
3.11.2017 года решением Центрального районного суда г.Новосибирска исковые требования В.В.И. оставлены без удовлетворения.
Судом было установлено, что истец получал выплату в возмещение вреда здоровью с ноября 1997 года, размер которой был определен исходя из денежного довольствия с учетом утраты трудоспособности, в связи с чем у истца отсутствуют основания для повторного обращения в отдел пособий и социальных выплат за перерасчетом компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из условного заработка с учетом утраты трудоспособности.
Суд пришел к выводу, что доводы иска основаны на ошибочном толковании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 20 декабря 2010 г. N 21-П, от 7 февраля 2012 г. N 1-П, от 18 сентября 2014 г. N 23-П, поскольку кассационное определение об отказе истцу назначении выплаты в возмещении вреда было принято до 10.12.2010 г.
Данное решение согласуется с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 20 декабря 2010 г. N 21-П, от 7 февраля 2012 г. N 1-П и подтвержденной в постановлениях от 7 ноября 2012 г. N 23-П, от 18 сентября 2014 г. N 23-П, согласно которой право на перерасчет сумм в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты трудоспособности имеют только те инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ возмещение вреда здоровью не получали и которым произведена выплата недополученной денежной компенсации в соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. N 455.
Как усматривается из материалов дела, В.В.И. получает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме на основании пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и его право на возмещение вреда здоровью подтверждено вступившими в законную силу решениями Центрального районного суда г. Новосибирска и кассационными определениями Новосибирского областного суда.
В.В.И. выплачиваются ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из твердой денежной суммы в соответствии с действовавшим на момент назначения указанных сумм правовым регулированием.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о необходимости индексации выплачиваемых сумм с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581, а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515, в силу следующего.
Разъяснения порядка индексации даны в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как указано в названном Постановлении, в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581, а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515, при условии, что в период с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года.
Из материалов дела следует, что суммы возмещения вреда, выплачиваемые истцу, не индексировались на коэффициенты 1,581 и 1,515, что не оспаривается отделом пособий и социальных выплат; у суда имелись основания для индексации выплат за период с 1 июля 2000 года с применением коэффициентов.
На основании изложенного, данные суммы подлежат индексации с применением коэффициентов роста МРОТ (1,581 - с 1 июля 2000 года, 1,515 - с 1 января 2001 года).
Истцу производилась выплата в возмещение вреда:
с 10.11.1997 по 31.12.2000 - 1 338,28 руб.;
с 01.01.2001 по 14.02.2001 - 1 603,26 руб. через коэффициент 1,198).
с 15.02.2001- 2 500 руб. (твердая денежная сумма).
Согласно расчету стороны истца (л.д.146), размер компенсации с 01.01.2001 должен составлять 2.115.82 (1.338,28*1.581) и по 31.12.2000 составит 12 694.92 (2.115.82*6).
С 01.01.2001 размер компенсации – 3.205.47 (2.115.82 *1.515) и по 14.02.2001 составит 4.808.21 (3.205.47 *14), итого 17.503.12 руб.
Поскольку выплачено за указанный период 10434.58, недоплата суммы ежемесячной денежной компенсации (с применением коэффициентов 1,581 и 1,515) за период с 01.07.2000 по 14.02.2001 составляет 7 068.55 руб.
Данный расчет согласуется с расчетом, произведенным отделом пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35, в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить и принять новое решение о взыскании данной задолженности с отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, с доводами апелляционной жалобы о необходимости перерасчета ежемесячной денежной компенсации с 15.01.2001 по 31.12.2017 и взыскании недоплаченных сумм, судебная коллегия согласиться не может.
Ежемесячное возмещение В.В.И. вреда, причиненного здоровью, осуществлялось в твердой сумме на основании пункта 25 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (с 1 января 2005 г. - пункт 15 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-I).
Для категорий граждан, получающих ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью в твердой сумме, при индексации устанавливается новая твердая денежная сумма, определенная в зависимости от группы инвалидности и с учетом установленных в Постановлениях Правительства Российской Федерации коэффициентов индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеров денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Как следует из материалов дела, истец реализовал свое право выбора механизма расчета ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой ему с 1997 г. в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установленная В. с 15.02.2001 г., как инвалиду II группы, на основании его заявления ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в твердой денежной сумме (2500 руб.) была избрана, как наиболее выгодный для получателя, поскольку назначаемая в зависимости от степени утраты здоровья компенсация превышала ранее получаемую сумму возмещения вреда, исчисленную из заработка.
Изменения в законодательстве, регулирующем порядок индексации сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно: об индексации данных выплат с 1 июля 2000 года и с 1 января 2001 года с учетом увеличения минимального размера оплаты труда с применением коэффициентов 1,581 и 1,515 соответственно, произошли после подачи В.В.И. заявления от 15.02.2001 года об изменении порядка выплаты.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35, в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Компенсация в твердой денежной сумме выплачивалась Ворошилову В.И. в соответствии с действовавшим на момент ее назначения правовым регулированием; впоследствии неоднократно индексировалась в установленном законом порядке; оснований производить перерасчет указанной суммы в ином порядке не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 02 октября 2018 года в части отказа во взыскании недоплаченной ежемесячной денежной компенсации за период с 01.07.2000 г. по 14.02.2001г. в размере 7068,55 рублей отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым взыскать с Отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска в пользу В.В.И. за счет федерального бюджета с недоплаченную ежемесячную денежную компенсацию за период с 01.07.2000 г. по 14.02.2001г. в размере 7068,55 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения; апелляционные жалобы В.В.И. и его представителя удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: