Решение по делу № 33-1448/2018 от 31.01.2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-1448

Строка № 070г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 февраля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего – Кузнецовой Л.В.,

судей - Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Курякиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н. гражданское дело по иску Волвенкиной Галины Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Воронеже о признании решения от 20.02.2017 г. неправомерным, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию с 27.12.2016 г., взыскании расходов по оплате госпошлины

по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Воронеже

на решение Центрального районного суда г.Воронежа

от 15 ноября 2017 года

(судья райсуда Клочкова Е.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Волвенкина Г.И. обратилась в суд с названным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Воронеже, указав, что 16.11.2006 г. была принята на работу на должность сестры-хозяйки в отделение гнойной хирургии стационарного подразделения № 1 НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Воронеж-1» ОАО «РЖД». В соответствии с трудовым договором помимо тарифной ставки по 4 разряду ЕТС, ей была установлена надбавка за вредность в размере 25%, а также дополнительный отпуск за работу во вредных условиях 14 календарных дней. Ее работа в должности сестры-хозяйки отделения гнойной хирургии была связана с непосредственным обслуживанием больных в течение полного рабочего дня, что подтверждается должностной инструкцией сестры-хозяйки, в соответствии с которой она обязана была руководить работой санитарок по содержанию в порядке и чистоте отделения, качество проведения уборок, своевременное проведение санитарной обработки пациентов, своевременную смену нательного и постельного белья, осуществляла принятие грязного белья от санитарок, сортировала его по видам, сдавала в дезинфекционную камеру и в стирку, при необходимости помогала медсестре и санитарке. Помимо обязанностей сестры-хозяйки она постоянно выполняла в порядке совмещения обязанности санитарки-ванщицы и санитарки отделения гнойной хирургии, за что ей была установлена доплата. Работа в указанных должностях также была связана с непосредственным обслуживанием больных в течение полного рабочего дня.

Истец, полагая, что ей положена досрочная страховая пенсия в соответствии с позицией 2260000е раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, обратилась 27.12.2016 г. в УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 20.02.2017 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ. При этом в специальный стаж истца не был включен периоды работы с 16.11.2006 г. по 30.09.2009 г. и с 03.10.2009 г. по 30.11.2015 г. в должности сестры-хозяйки в отделении гнойной хирургии в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД», поскольку документально не подтверждено непосредственное обслуживание больных, что предусмотрено вышеуказанным кодом позиции Списка №2. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно п.2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Также страхователем не производилось начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а периоды работы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Считая действия ответчика незаконными, Волвенкина Г.И. просила признать решение УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже от 20.02.2017 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости неправомерным; обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» периоды работы с 16.11.2006 г. по 30.09.2009 г., с 03.10.2009 г. по 30.11.2015 г. в должности сестры-хозяйки в отделении гнойной хирургии в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД»; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.12.2016 г.; обязать ответчика назначить и выплатить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27.12.2016 г.; взыскать с расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.

Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 15 ноября 2017 года исковые требования Волвенкиной Г.И. удовлетворены частично. На УПФ РФ (ГУ) в г.Вронеже возложена обязанность включить Волвенкиной Г.И. в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 16.11.2006 по 30.09.2009гг., с 03.10.2009 по 30.11.2015гг. в должности сестры-хозяйки в отделении гнойной хирургии в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД». За Волвенкиной Г.И. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.12.2016 г. На УПФ РФ (ГУ) в г.Вронеже возложена обязанность назначить и выплачивать Волвенкиной Г.И. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.12.2016 г. Также с УПФ РФ (ГУ) в г.Вронеже в пользу Волвенкиной Г.И. взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения (т.2 л.д. 29, 30-41).

В апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Воронеже ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований, как постановленного с нарушением норм материального права, а также в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.2 л.д. 48-51).

В письменном возражении на апелляционную жалобу Волвенкина Г.И., выражая несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. При этом указывает, что ее работа в должности сестры-хозяйки отделения гнойной хирургии была связана с непосредственным обслуживанием больных в течение полного рабочего дня. Условия труда на рабочем месте «сестра-хозяйка» отделения гнойной хирургии отнесены по степени вредности и опасности к классу 3.3., ей были установлены такие виды компенсаций за работу в тяжелых и опасных условиях труда как сокращенная продолжительность рабочего времени, повышение оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Полагает, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию (т.2 л.д. 58-65).

В письменном отзыве на возражения истца представитель УПФ РФ (ГУ) г.Воронежа указывает на несостоятельность приведенных доводов истца.

Представитель Департамента труда и занятости населения Воронежской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. Учитывая, что участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия в порядке ст.167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, выслушав представителя УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже по доверенности Калинину О.И., поддержавшую доводы жалобы, истца Волвенкину Г.И. и ее представителя Павлову В.Н., возражавших против жалобы, представителя НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Воронеж-1 ОАО «РЖД» по доверенности Супрунову Ю.Н., согласившуюся с апелляционной жалобой, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.

Как установлено судом, Волвенкина Галина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 16.11.2006 г. по 30.11.2015 г. работала в должности сестры-хозяйки в отделении гнойной хирургии в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД», что подтверждается ее трудовой книжкой. В соответствии с трудовым договором от 16.11.2006 года помимо тарифной ставки по 4 разряду ETC, истцу была установлена надбавка за вредность в размере 25 %, а также дополнительный отпуск за работу во вредных условиях - 14 календарных дней.

27.12.2016 г. Волвенкина Г.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.1.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 20.02.2017 г. истцу было отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа. Периоды работы с 16.11.2007 г. по 30.09.2009 г. (2 года 10 мес. 15 дней), с 03.10.2009 г. по 30.11.2015 г. (6 лет 1 мес. 28 дней) не были включены в специальный стаж истца, поскольку правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с кодом позиции 2260000е раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 пользуются врачи, средний и младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающие больных в ожоговых и гнойных отделениях. Документально не подтвержден непосредственный контакт с больными, что предусмотрено кодом позиции Списка №2. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о специальном стаже. Страхователем не производилось начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, в том время как периоды работы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Кроме того, решением пенсионного органа в специальный стаж истца не включены донорские дни с 01.10.2009 г. по 02.10.2009 г. (2 дня), так как указанные периоды не предусмотрены п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Разрешая дело, удовлетворяя исковые требования Волвенкиной Г.Н. и включая в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно периоды работы истца с 16.11.2006г. по 30.09.2009г., с 03.10.2009г. по 30.11.2015 г. суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности занятости истца непосредственным обслуживанием больных в гнойном отделении в течение полного рабочего дня. Кроме того, суд указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим порядок назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации".

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 названного закона.

В силу пункта 2 части 1, части 2 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам на один год за каждые 2 года такой работы.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Пунктом "е" раздела XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" указанного Списка N 2 предусмотрены врачи, младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных, в ожоговых и гнойных отделениях (код 2260000е).

В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение по настоящему делу, является выполнение работы истцом в спорные периоды при непосредственном обслуживании больных в ожоговом или гнойном отделении постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п.1 Указания Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, следует руководствоваться следующим:

непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента; выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов (проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.).

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных.

В примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, являющийся приложением N 2 Указаний Минсоцзащиты РФ от 26 апреля 1993 года N 1-31-У, включена сестра-хозяйка. При этом пунктом 1 Указаний предусмотрено, что окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 526 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

В пункте 3 Порядка указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В пункте 13 Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) Персонифицированного учета.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Таким образом, как законодательством в период действия Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и законодательством в период действия Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен аналогичный порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости.

Исходя из вышеизложенного, стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 данного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Из выписки из индивидуального лицевого счета Волвенкиной Г.И. следует, что она зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 11 сентября 1998 года, спорные периоды ее трудовой деятельности имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования, при этом в индивидуальном лицевом счете истца не содержится сведений о ее особых условиях труда в спорные периоды с 16.11.2006 г. по 30.09.2009 г. и с 03.10.2009 г. по 30.11.2015 г., что делает невозможным включение данных спорных периодов в специальный стаж истца.

Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца не может влиять на пенсионные права застрахованного лица, поскольку представление таких сведений и кода особых условий труда является обязанностью работодателя, судебная коллегия находит ошибочным.

Из выписки из лицевого счета следует, что в отношении Волвенкиной Г.И. работодателем НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Воронеж-1» в пенсионный орган предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности. Истцом достоверность таких сведений, представленных работодателем, в установленном порядке не оспорена, к работодателю никаких требований, в том числе о корректировке сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета, не предъявлено.

Справку, подтверждающую особый характер работы Волвенкиной Г.И., работодатель не выдал. Представитель работодателя в ходе судебного разбирательства против заявленных исковых требований возражал, ссылаясь на то, что у истца отсутствовал непосредственный контакт с больными, а также занятость не менее 80% рабочего времени по непосредственному обслуживанию больных.

Тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минсоцразвития РФ от 23.07.2010 года № 541н предусмотрено, что сестра-хозяйка руководит работой санитарок и уборщиц по содержанию в чистоте и порядке помещений учреждения, обеспечивает обслуживаемое подразделение хозяйственным инвентарем, спецодеждой, предметами гигиены, канцелярскими принадлежностями, моющими средствами, постельным и нательным бельем для больных.

В должностной инструкции сестры-хозяйки отделения гнойной хирургии НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД», представленной в материалы дела (т.1 л.д. 36-37), отсутствуют обязанности по непосредственному обслуживанию больных, должностные обязанности в основном связаны с осуществлением организационно-хозяйственной деятельности.

Судом установлено, что истец помимо основной работы в должности сестры-хозяйки отделения гнойной хирургии, совмещала свою деятельность с работой в должности санитарки (ванщицы) и работу в должности санитарки отделения гнойной хирургии, за что ей производились доплаты, однако, доказательств того, что данную деятельность, непосредственно связанную с обслуживанием больных, истец осуществляла большую часть рабочего времени (80%) в материалах дела не имеется. Не свидетельствуют об этом и представленные в материалы дела лицевые счета, расчетные листки.

Как пояснил в судебном заседании представитель работодателя - НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Воронеж-1» истцу не была выдана справка уточняющего характера, поскольку истец не была непосредственно занята при осуществлении трудовой деятельности с больными пациентами на протяжении полного рабочего дня.

Из представленных в материалах дела документов следует, что в целях оценки условий труда на рабочем месте «сестра - хозяйка» отделения гнойной хирургии НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Воронеж-1» была проведена аттестация рабочего места в 2013 году в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

Результаты оценки условий труда на рабочем месте «сестры-хозяйки» отражены в Карте аттестации рабочего места по условиям труда № 22 от 16.04.2014 г. (т.1 л.д. 240-242). Условия труда на рабочем месте «сестра-хозяйка» отнесены к классу 3.3 (вредные) (строка 030 Карты). Право на пенсионное обеспечение согласно строке 041 Карты установлено в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-Ф3.

Суд обосновал свое решение в том числе и указанной картой аттестации рабочего места, однако суд не учел, что данная карта аттестации не распространяется на периоды работы истца до 2013 года, а также требования пенсионного законодательства, действующие с 1 января 2013 года.

Часть 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с 1 января 2017 года – статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017 г., с 1 января 2013 года в отношении плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, были установлены дополнительные тарифы, исходя из которых начисляются дополнительные суммы страховых взносов для физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Таким образом, приведенные нормы права прямо устанавливают, что для включения в специальный стаж периода работы после 1 января 2013 года требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц, занятых на работах, которые указаны в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Определением от 28 февраля 2017 г. N 315-О Конституционный Суд РФ дал оценку конституционности приведенных выше положений, указал, что такое правовое регулирование, в том числе правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов, направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда, а потому не может рассматриваться как нарушающее права лиц, не относящихся к указанной категории.

Из обстоятельств дела следует, что страхователем начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу за истца не производилось, что исключает возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы после 1 января 2013 года.

На основании приведенных норм права и при изложенных обстоятельствах, поскольку особый характер работы истца работодателем не подтвержден, соответствующие сведения об особых условиях труда страхователь – НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст.Воронеж-1 ОАО «РЖД» в отношении истца в спорные периоды работы в пенсионный орган не представлял, допустимых доказательств, свидетельствующих о непосредственном обслуживании истцом больных отделения гнойной хирургии в течение полного рабочего дня не представлено, дополнительные страховые взносы за истца работодателем в пенсионный орган с 01.01.2013 года не уплачивались, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Волвенкиной Г.И. исковых требований.

Также является ошибочной ссылка суда первой инстанции на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П, поскольку в данном Постановлении изложена правовая позиция Конституционного Суда РФ о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, а не в специальный.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в удовлетворенной части требований в связи с нарушением норм пенсионного законодательства, приведенных выше, и недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (п.2, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).

В части отказа в удовлетворении исковых требований Волвенкиной Г.И. о признании решения УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от 20.02.2017 г. незаконным решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Воронежа от 15 ноября 2017 года отменить в части удовлетворения исковых требований Волвенкиной Галины Ивановны о включении в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 16.11.2006 г. по 30.09.2009 г., с 03.10.2009 г. по 30.11.2015 г. в должности сестры-хозяйки в отделении гнойной хирургии в НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Воронеж-1 ОАО «РЖД», признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.12.2016 г., возложении обязанности на ГУ УПФ РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать пенсию с 27.12.2016 г.

В отмененной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении вышеназванных исковых требований Волвенкиной Галины Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Воронеже – отказать.

В остальной части решения суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-1448/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Волвенкина Г.И.
Ответчики
ГУ УПФ
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Авдеева Светлана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
02.02.2018Передача дела судье
20.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее