САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-1930/2019 |
Судья: Емельяненко Е.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Ильичевой Е.В. |
судей |
Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В. |
при секретаре |
Зимиревой И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 февраля 2019 года апелляционную жалобу администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2018 года по административному делу №2а-4741/2018 по административному исковому заявлению Очтовой Е. А., Анпилогова С. А., Анпилогова А. С. к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
Выслушав объяснения представителя административных истцов Очтовой Е.А., Анпилогова С.А., Анпилогова А.С. – Фишер Е.К., представителя административного ответчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга – Михаськиной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Очтова Е.А., Анпилогов С.А., Анпилогов А.С., обратились в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным:
- распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года №988-р в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях Очтовой Е.А., Анпилогова С.А., Анпилогова А.С.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права административные истцы просили возложить на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга обязанность восстановить их на учете нуждающихся в жилых помещениях с сохранением даты постановки на учет.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением суда признано незаконным распоряжение администрации Калининского района Санкт-Петербурга №988-р от 30 декабря 2014 года в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Очтовой Е.А., Анпилогова С.А., Анпилогова А.С., на администрацию Калининского района Санкт-Петербурга возложена обязанность по их восстановлению на учете с сохранением даты принятия их на данный учет и номера очередности.
В пользу истцов с административного ответчика взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административные истцы – Очтова Е.А., Анпилогов С.А., Анпилогов А.С. не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, представление своих интересов доверили представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 апреля 1995 года Очтова Е.А., Анпилогов С.А., Анпилогов А.С. были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, номер учетного дела 00284/1995, в составе семьи из пяти человек, включая дочерей - Б.О.А., О.Е.П. (после смены фамилии – К.Е.П.).
Административные истцы приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма на основании решения Исполкома Калининского района от 17 апреля 1995 года №406, как проживающие в общежитии и не имеющие другой жилой площади, пригодной для постоянного проживания.
Нуждаемость истцов в улучшении жилищных условий была определена в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6.
23 июля 2014 года в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга поступили заявления Очтовой Е.А. и Анпилова С.А., 23 августа 2014 года поступило заявление Анпилова А.С. о снятии их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании их личных заявлений.
На основании решения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга истцам предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 57,3 кв.м по договору коммерческого найма от 19 сентября 2014 года N 928/1835 сроком на 5 лет.
Распоряжением администрации Калининского района Санкт-Петербурга N 988-р от 30 декабря 2014 года административные истцы сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с оказанием содействия в улучшении жилищных условий путем предоставления жилья жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга.
Полагая названное распоряжение незаконным, административные истцы ссылались на отсутствие у администрации района оснований для снятия их с учета, поскольку их жилищная обеспеченность не изменилась.
Также истцы ссылались на то, что подача заявлений о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, являлась необходимым условием предоставления жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что фактические обстоятельства дела подтверждают, что подача истцами заявления о снятие с учета нуждающихся была обусловлена предоставлением им жилого помещения по договору коммерческого найма, при этом такое предоставление является временным и не может быть расценено как надлежащее исполнения администрацией района своих обязательств по обеспечению истцов жилым помещением по договору социального найма. Соответственно, такое временное предоставление жилого помещения не могло являться основанием для снятия с учета нуждающихся.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 5, части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», пунктов 29.1, 12 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных Решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года N 712/6, пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", пунктов 1, 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 2 пункта 1 статьи 2, части 2 статьи 1, частей 1, 3 статьи 9, пункта 1 части 1 статьи 13 Закона Санкт-Петербурга №409-61 от 28 июля 2004 года «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2007 года №125-27 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербург», Закона Санкт-Петербург от 5 апреля 2006 года №169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», что подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии с требованиями статей 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, из материалов дела следует, что договор найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года заключен сроком на 5 лет, то есть до 19 сентября 2019 года.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные до 1 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, подлежали снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года № 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади – 9 квадратных метров жилой площади на человека.
Вместе с тем, в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена другая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, норма предоставления жилых помещений по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение от 18 января 2005 года № 7-О).
На основании приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации судебная коллегия полагает, что с учетом принципа равенства административные истцы, не обеспеченные по норме предоставления 18 кв.м, не подлежат снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Оценивая представленные в материалы дела заявления административных истцов о снятии их с учета нуждающихся, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета.
Вместе с тем, принимая во внимание, что заключение с истцами договора коммерческого найма последовало вскоре после подачи истцами заявлений о снятии их с учета нуждающихся, судебная коллегия приходит к выводу, что при совершении юридически значимых действий намерения административных истцов не были направлены на безусловный и безоговорочный отказ от права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, а являлись частью реализации права на временное обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору коммерческого найма. Написание названных заявлений, по мнению административных истцов, было необходимым условием для предоставления жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», содействие в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга. Указанный учет ведется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган).
Статьей 9 приведенного Закона Санкт-Петербурга установлено, что учет нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее - жилищный учет) ведется уполномоченным органом по месту жительства граждан, нуждающихся в содействии (часть 1 статьи 9).
Жилищный учет граждан ведется отдельно от учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях). Принятие граждан на жилищный учет не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 3 статьи 9).
Таким образом, законодателем разграничены понятия жилищного учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий и учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» в качестве одной из форм содействия в улучшении жилищных условий предусмотрено предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2007 года № 125-27 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга» жилые помещения коммерческого использования по договорам найма предоставляются во временное владение и пользование за плату для проживания гражданам следующих категорий:
гражданам, являющимся совместно проживающими в жилых помещениях членами семьи (супруг, супруга, их дети, в том числе совершеннолетние дети, родители, внуки и иные члены семьи) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - граждане, состоящие на учете).
Жилые помещения коммерческого использования в период действия договора найма не подлежат отчуждению, обмену, передаче третьим лицам по договору поднайма или иному договору, за исключением продажи таких жилых помещений на условиях и в порядке, установленных Законом Санкт-Петербурга от 5 апреля 2006 года № 169-27 «О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга».
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административные истцы имели право состоять на учете, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку им не было предоставлено помещение в постоянное пользование по означенному договору.
Таким образом, при рассмотрении настоящего спора судебной коллегией не выявлены такие нарушения материального либо процессуального права, которые могли бы привести к отмене решения суда, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы, что администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем является незаконным вывод суда о взыскании с ответчика судебных расходов, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: