Дело №2-209/2022
УИД 32RS0017-01-2022-000171-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2022 года п. Комаричи Брянская область
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Серенковой Ю.С.,
при секретаре - Токмаковой Ю.В.,
с участием истца ФИО2 и его представителя ФИО5, действующего на основании заявления,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указал, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ является собственником 2/471 (16,4 га) долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Реализуя свое права на выдел земельного участка в счет принадлежащих долей в праве общей долевой собственности, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО6 с целью выполнения кадастровых работ и подготовки проекта межевания земельного участка. Вместе с тем, кадастровым инженером истцу было разъяснено, что выполнение кадастровых работ по заданию истца не представляется возможным, поскольку в границах СПК имени Мичурина отсутствуют свободные паевые земли для выдела земельного участка.
Тем самым истец лишен возможности выделить земельный участок в счет принадлежащих ему долей в СПК имени Мичурина. Однако, в границах Литижского сельского поселения, где находятся земли СПК имени Мичурина, имеются свободные земли сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Кадастровым инженером подготовлена схема расположении земельного участка площадью 16 400 кв.м. в пределах кадастрового квартала №.
По сведениям публичной кадастровой карты и генерального плана Литижского сельского поселения в кадастровом квартале № находятся земли сельскохозяйственных угодий, по сведениям из ЕГРН они не имеют границ и правообладателей.
Ссылаясь на то, что восстановление его прав на приобретение в собственность земельного участка, выделенного в натуре, в счет принадлежащих 2/471 долей, возможно за счет земель, государственная собственность которых не разграничена, а отсутствие государственной регистрации в отношении испрашиваемого земельного участка не является препятствием для его предоставления истцу согласно абз.2 ч.1 ст.3.3 ФЗ от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», истец просит суд утвердить схему расположения земельного участка площадью 16 400 кв.м. на кадастровом плане территории № по представленным координатам; признать за истцом право собственности на указанный земельный участок, с координатами согласно схеме расположения на кадастровом плане территории №.
Определением Комаричского районного суда г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены кадастровый инженер ФИО6, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области.
Истец ФИО2, его представитель ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Комаричского муниципального района в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Просила о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие.
Представители третьих лиц Литижской сельской администрации Комаричского муниципального района Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, кадастровый инженер ФИО6 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В то же время положениями пункта 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ реестровый №, является собственником 2/471 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец реализуя свое право, обратился к кадастровому инженеру с целью выполнения кадастровых работ и подготовки проекта межевания земельных участков, однако как следует из справки, предоставленной кадастровым инженером, выполнение кадастровых работ по подготовке проекта межевания земельных участков в целях выдела в натуре земельного участка площадью 16 400 кв.м., в счет принадлежащих истцу 2/471 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не представляется возможным ввиду отсутствия в исходном земельном участке в границах СПК имени Мичурина свободных паевых земель.
Постановлением администрации Комаричского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка, площадью 164 000 кв.м. на кадастровом плане территории с соответствующими координатами.
Из пояснительной записки кадастрового инженера ФИО6 к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории № следует, что схема расположения земельного участка площадью 16 400 кв.м. на кадастровом плане территории № подготовленная по заданию ФИО2 в целях размещения (выдела в натуре) земельного участка в счет принадлежащих ему 2/471 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Местоположение земельного участка определено по желанию заказчика. Земельные участки с внесенными в ЕГРН сведениями об их границах и зарегистрированных правах по данным Публичной кадастровой карты отсутствуют.
Согласно сообщению администрации Комаричского муниципального района Брянской области следует, что в пределах кадастрового квартала № все земли сельскохозяйственного назначения свободные. Форма собственности: государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № о формировании свободного фонда перераспределения, сформирован свободный фонд перераспределения земель за счет земельных участков фонда перераспределения, в том числе находившихся в пользовании СПК имени Мичурина площадью 753 га., в том числе с/х угодья 708 га.
Истец в иске просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 16 400 кв.м. с установленными координатами согласно схеме на кадастровом плане территории № земель, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании абз. 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 51 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и на который претендует истец, осуществляется администрацией Комаричского муниципального района Брянской области.
Принимая во внимание наличие регистрации права собственности на земельный участок в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, предоставить земельный участок в собственность истцу, площадью 16 400 кв.м. с координатами согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории №, в полномочия администрации Комаричского муниципального района Брянской области не входит.
Довод представителя истца о том, что администрация Комаричского муниципального района Брянской области незаконно включила земли земельного участка с кадастровым номером № в фонд перераспределения не обоснованы, поскольку земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет в 2006 году, право на земельную долю согласно свидетельству о праве на наследство по закону у истца возникло в 2008 году, фонд перераспределения в соответствии с постановлением администрации Комаричского района от ДД.ММ.ГГГГ № сформирован в 2003 году.
На основании изложенных обстоятельств, оснований для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 16 400 кв.м. на кадастровом плане территории № с установленными координатами и признания за истцом право собственности на земельный участок площадью 16 400 кв.м. с координатами согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории № у суда не имеется, в связи с чем, исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.