Решение по делу № 33-8193/2022 от 28.07.2022

Дело № 33-8193/2022 (№2-1247/2022)

59RS0008-01-2022-000474-75

Судья – Бородкина Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Смирновой М.А.,

при секретаре Калмыковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 7 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Тарасова Андрея Николаевича на решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Тарасова Андрея Николаевича к Управлению Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю о признании решения Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в исправлении реестровой ошибки по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2021-41667710/1 от 08.10.2021 незаконным, признании реестровой ошибкой, указанной в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, сведения о нахождении земельного участка полностью в санитарно-защитной зоне технологического комплекса Биологических очистных сооружений на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 № 117 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», возложении обязанности на Управление Росреестра по Пермскому краю по изменению границ санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми, указав координаты на основании заключения кадастрового инженера И. от 15.07.2021, отказать».

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Тарасова А.Н. – Горбунова Ю.В., представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., представителя ответчика ООО «Новогор-Прикамье» - Егоровой Е.А., представителя ответчика Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю - Меркушевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тарасов А.Н. обратился с иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю о признании решения Управления Росреестра по Пермскому краю незаконным; признании внесенных сведений кадастровой ошибкой, возложении обязанности по изменению границ санитарно-защитной зоны.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района находится имущественный комплекс биологических очистных сооружений, эксплуатируемый ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». В отношении данного комплекса постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 № 117 от границы земельного участка с кадастровым номером **:130 установлены размеры санитарно-защитной зоны: - для основной площадки биологических очистных сооружений: - 1000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях; - для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях. В его (истца) собственности находится земельный участок с кадастровым номером **:217 общей площадью 210 000 кв.м., расположенный по адресу: **** на землях населенных пунктов с разрешенным использованием «для жилищного строительства». В настоящее время земельный участок находится полностью в санитарно-защитной зоне технологического комплекса Биологических очистных сооружений, чем ограничивает права собственника, также в связи с установлением санитарно-защитной зоны изменена категория и вид разрешенного использования земельного участка. Указывает, что согласно заключению кадастрового инженера И. земельный участок с кадастровым номером **:217 не может находиться в санитарно-защитной зоне имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми. Полагает, что допущена реестровая ошибка при внесении сведений о санитарно-защитной зоне, которая подлежит исправлению в судебном порядке.

Истец Тарасов А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представители ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебном заседании возражали против иска, поддержали доводы возражений против заявленных требований. Третьи лица филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, МКУ «Управление стратегического развития Пермского района» представителей в судебное заседание направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, в обоснование которого положен вывод о правомерности установления санитарно-защитной зоны и отсутствии оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В апелляционной жалобе Тарасов А.Н. просит отменить решение суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела ответов на запрос и назначении по делу судебной экспертизы. Ссылаясь на обстоятельства дела и нормы материального права, указывает на неправильное определение санитарно-защитной зоны не от границы земельного участка, а от всего имущественного комплекса, что противоречит закрепленному нормативу для СЗЗ. Полагает, что является ошибочным вывод суда об отсутствии предмета рассмотрения иска, решение суда постановлено без учета представляемых доказательств.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчиками Управлением Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.

В судебном заседании представитель истца Тарасова А.Н. настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представители ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поддержали доводы возражений. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером **:130 принадлежит муниципальному образованию г. Пермь, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - комплекс биологических очистных сооружений, под объектами размещения отходов потребления. Участок на основании договора аренды от 25.05.2015 передан ООО «Новогор-Прикамье». Срок действия договора с 19.06.2015 по 22.02.2054.

ООО «Центр экологической информации» подготовлен проект установленной СЗЗ БОС г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», в котором приведены нормативные правовые акты, на основании которых выполнен проект, отражена подробная характеристика предприятия, включающая описание производственных процессов, расположение биологических очистных сооружений. Также отражены предложения по установлению границ СЗЗ с указанием расстояний от основной площадки БОС и для илонакопителя, приведен анализ исследованных показателей. Отражено, что основная площадка биологических очистных сооружений находится на расстоянии 17 км от г. Перми в юго-западном направлении. Площадь занимаемая сооружениями составляет 140 га. На ситуационный план по состоянию на 2014 год нанесены участки земли под ИЖС, часть которых попадает в санитарно-защитную зону. Разрешения на строительство жилых домов на этих участках администрацией Пермского района не выдавались. Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения. В пояснительной записке к нему указывается, что к зонам с особыми условиями использования относятся санитарно-защитные зоны, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности. На Генеральный план нанесены санитарно-защитные зоны двух промплощадок, принадлежащих ООО «Новогор-Прикамье». Нормативная санитарно-защитная зона устанавливается в размере 500 метров от территории илонакопителя, от территории основной площадки в размере 1000 метров. Для биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новогор-Прикамье» предлагается установить следующую санитарно-защитную зону для основной площадки биологических очистных сооружений - 1000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях от территории площадки; 950 метров в северо-восточном направлении; 740 м. в южном направлении; для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях от его территории (т.1 л.д. 109-112).

В санитарно-эпидемиологическом заключении от 19.01.2015, составленного по результатам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 23.12.2014 приведен анализ полученных показателей и ориентировочный размер СЗЗ для основной площадки БОС и для илонакопителя (т.1 л.д.113-117)

Согласно экспертному заключению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 289 от 23.06.2015, проект установленной санитарно-защитной зоны для биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки», СанПин 2.1.6.1.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», Р.2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (л.д. 118-125).

В предварительном заключении Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 02.07.2015 указано, что обоснована возможность принятия для промплощадок биологических очистных сооружений и илонакопителя ООО «Новогор-Прикамье» санитарно-защитной зоны следующих размеров: для основной площадки биологических очистных сооружений: с северо-востока - 950 м., с юга - 740 м., с севера, северо-запада, запада, юго-запада, юго-востока, востока - 1000 м. от площадки биологических очистных сооружений, огибая все выступы территории (л.д. 126-128).

Из текста заключения следует, что на основании результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оценки риска для здоровья населения, данных натурных измерений, оценки градостроительной ситуации обоснована возможность принятия для промплощадок биологических очистных сооружений следующих санитарно-защитных зон: для основной площадки биологических очистных сооружений - 1000 м. от площадки биологических очистных сооружений в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном западном, северо-западном направлениях; 950 м. в северо-восточном направлении; 740 м. в южном направлении; для илонакопителя - 500 м. во всех направлениях.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических и очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми» от 04.08.2016 № 117 для имущественного комплекса биологических и очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми, от границы земельного участка с кадастровым номером **:130 установлена санитарно-защитная зона следующего размера: для основной площадки биологических очистных сооружений – 1 000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях; 950 метров в северо-восточном направлении; 740 метров в южном направлении; для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях (л.д. 32-33).

Тарасов А.Н. с 17.06.2009 является собственником земельного участка площадью 210 000 кв.м., с кадастровым номером **:217, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства (л.д. 13-24).

05.10.2021 Тарасов А.Н. обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером **:217, просил исключить указанный земельный участок из санитарно-защитной зоны (л.д. 48-49).

Управление Росреестра по Пермскому краю уведомило заявителя об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером **:217 в связи с тем, что зона установлена Постановлением «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми», что следует из уведомления № КУВД-001/2021-41667710/1 от 08.10.2021 (л.д. 50).

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером **:217 полностью расположен в санитарно-защитной зоне с реестровым номером № **.

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района от 22.04.2021 на обращение Тарасова А.Н. об отображении в проекте внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермский муниципальный район Пермского края санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми следует, что зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 59:32-6.166 – санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми, внесена в ЕГРН 24.11.2016 на основании п. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по заявлению ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» с приложением описания местоположения зоны с особыми условиями использования территории санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми (л.д. 34).

Решением Пермского краевого суда от 09.10.2019 в рамках административного судопроизводства отказано в удовлетворении требований о признании недействующим решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 №29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.056.2016 №157) и решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 №53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 №158, от 22.12.2016 №181, от 23.03.2017 №212) в части установления санитарно-защитной зоны для предприятия ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», промышленный объект (комплекс биологических очистных сооружений, расположенного на территории Култаевского сельского поселения.

Также предметом судебных разбирательств в рамках общеискового производства являлись требования о взыскании убытков, возникших в связи с наличием обременения в использовании земельного участка, а также требования о признании обременения недействительным. Оснований для вывода об обоснованности исков судами не установлено.

В заключении ООО «ПермГеоПром» от 15.07.2021 специалистом сделан вывод о том, что построение контура санитарно-защитной зоны в соответствии с расстояниями, отраженными в постановлении, по отношению к земельному участку с кадастровым номером 59:32:3250002:130 позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок не может находиться в границах СЗЗ.

В ответе Роспотребнадзора приведены нормативы установления санитарно-защитной зоны от границы земельного участка с кадастровым номером 59:32:3250002:130 (т. 2 л.д.41,42).

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Данный вывод судебная коллегия основывает на том, что согласно п.п.3-4, 6 ст.61 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Частью третьей статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, в том числе собственников земельных участков, создают необходимые гарантии законности и стабильности оборота земли, судебной защиты его участников, а также способствуют ведению имеющего публичный характер Единого государственного реестра недвижимости на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений (определения от 23 июля 2020 года N 1801-О и от 25 ноября 2020 года N 2765-О).

Статьей 56 Земельного кодекса РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

В статье 104 Земельного кодекса РФ в настоящее время отражено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в также целях защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 106 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Статьей 107 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории. Изменение видов разрешенного использования указанных в пункте 2 настоящей статьи земельных участков, иных объектов недвижимости допускается только с учетом ограничений прав на использование земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Пунктами 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработаны Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (абз. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м.

Вместе с тем, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (абз. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (абз. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (абз. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подп. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пп. 4, 5 ч. 7 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции, с применением положений ст. 304 Гражданского кодекса РФ и пунктов 45,47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» обоснованно обращено внимание, что ввод технологического комплекса «Биологические очистные сооружения», находящегося в настоящее время в распоряжении ООО «Новогор-Прикамье», начался в 1967 году. Технологический комплекс биологических очистных сооружений относится в 1 классу опасности. В период строительства комплекса биологических очистных сооружений и ввода его в эксплуатацию действовали СН 245-63 от 05.06.1963, СН 245-71 от 05.11.1971 № 179. По всем указанным нормам и правилам для объектов 1 класса опасности устанавливался размер санитарно-защитной зоны шириной 1 000 метров от источника воздействия, который предусмотрен и действующим в настоящее время СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 3.4 которого закрепил, что в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, установление санитарно-защитной зоны с учетом расположения всего комплекса биологических очистных сооружений и илонакопителя ООО «Новогор-Прикамье», при наличии проекта и санитарно-эпидемиологических заключений, подготовленных на основании данных лабораторных исследований, внесение сведений о санитарно-защитной зоне в сведения Единого государственного реестра недвижимости, не являются реестровой ошибкой, в том смысле какой придает этому ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Вопрос об оспаривании установления санитарно-защитной зоны, обоснованности её установления, либо о наличии оснований для корректировки сведений о санитарно-защитной зоне не может являться предметом настоящего судебного разбирательства с учетом оснований и предмета заявленных требований.

В рамках рассмотрения вопроса о наличии реестровой ошибки, судом обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы для определения правильности установления санитарно-защитной зоны, поскольку в силу ч.2 ст. 56 и ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд наделен полномочиями определять какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также оценивает относимость и допустимость доказательств.

На основании приведенного анализа норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не состоятельны, основаны на ином толковании норм материального права, которое привело к ошибочному мнению истца о наличии в сведениях Единого государственного реестра недвижимости ошибки, подлежащей исправлению в судебном порядке. Решение суда первой инстанции нормам материального права на противоречит, постановлено с соблюдением требований процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова Андрея Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 14.09.2022

Дело № 33-8193/2022 (№2-1247/2022)

59RS0008-01-2022-000474-75

Судья – Бородкина Ю.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе председательствующего Варовой Л.Н.,

судей Братчиковой М.П., Смирновой М.А.,

при секретаре Калмыковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 7 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Тарасова Андрея Николаевича на решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Тарасова Андрея Николаевича к Управлению Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю о признании решения Управления Росреестра по Пермскому краю об отказе в исправлении реестровой ошибки по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2021-41667710/1 от 08.10.2021 незаконным, признании реестровой ошибкой, указанной в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, сведения о нахождении земельного участка полностью в санитарно-защитной зоне технологического комплекса Биологических очистных сооружений на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 № 117 «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», возложении обязанности на Управление Росреестра по Пермскому краю по изменению границ санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми, указав координаты на основании заключения кадастрового инженера И. от 15.07.2021, отказать».

Заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя истца Тарасова А.Н. – Горбунова Ю.В., представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю – Моисеевой Т.А., представителя ответчика ООО «Новогор-Прикамье» - Егоровой Е.А., представителя ответчика Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю - Меркушевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Тарасов А.Н. обратился с иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю о признании решения Управления Росреестра по Пермскому краю незаконным; признании внесенных сведений кадастровой ошибкой, возложении обязанности по изменению границ санитарно-защитной зоны.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района находится имущественный комплекс биологических очистных сооружений, эксплуатируемый ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья». В отношении данного комплекса постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2016 № 117 от границы земельного участка с кадастровым номером **:130 установлены размеры санитарно-защитной зоны: - для основной площадки биологических очистных сооружений: - 1000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях; - для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях. В его (истца) собственности находится земельный участок с кадастровым номером **:217 общей площадью 210 000 кв.м., расположенный по адресу: **** на землях населенных пунктов с разрешенным использованием «для жилищного строительства». В настоящее время земельный участок находится полностью в санитарно-защитной зоне технологического комплекса Биологических очистных сооружений, чем ограничивает права собственника, также в связи с установлением санитарно-защитной зоны изменена категория и вид разрешенного использования земельного участка. Указывает, что согласно заключению кадастрового инженера И. земельный участок с кадастровым номером **:217 не может находиться в санитарно-защитной зоне имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми. Полагает, что допущена реестровая ошибка при внесении сведений о санитарно-защитной зоне, которая подлежит исправлению в судебном порядке.

Истец Тарасов А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, его представитель настаивал на удовлетворении заявленных требований. Представители ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебном заседании возражали против иска, поддержали доводы возражений против заявленных требований. Третьи лица филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, МКУ «Управление стратегического развития Пермского района» представителей в судебное заседание направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, в обоснование которого положен вывод о правомерности установления санитарно-защитной зоны и отсутствии оснований для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

В апелляционной жалобе Тарасов А.Н. просит отменить решение суда. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела ответов на запрос и назначении по делу судебной экспертизы. Ссылаясь на обстоятельства дела и нормы материального права, указывает на неправильное определение санитарно-защитной зоны не от границы земельного участка, а от всего имущественного комплекса, что противоречит закрепленному нормативу для СЗЗ. Полагает, что является ошибочным вывод суда об отсутствии предмета рассмотрения иска, решение суда постановлено без учета представляемых доказательств.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчиками Управлением Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю указано на отсутствие оснований для отмены решения суда.

В судебном заседании представитель истца Тарасова А.Н. настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представители ответчиков Управления Росреестра по Пермскому краю, ООО «Новогор-Прикамья», Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поддержали доводы возражений. Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером **:130 принадлежит муниципальному образованию г. Пермь, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - комплекс биологических очистных сооружений, под объектами размещения отходов потребления. Участок на основании договора аренды от 25.05.2015 передан ООО «Новогор-Прикамье». Срок действия договора с 19.06.2015 по 22.02.2054.

ООО «Центр экологической информации» подготовлен проект установленной СЗЗ БОС г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», в котором приведены нормативные правовые акты, на основании которых выполнен проект, отражена подробная характеристика предприятия, включающая описание производственных процессов, расположение биологических очистных сооружений. Также отражены предложения по установлению границ СЗЗ с указанием расстояний от основной площадки БОС и для илонакопителя, приведен анализ исследованных показателей. Отражено, что основная площадка биологических очистных сооружений находится на расстоянии 17 км от г. Перми в юго-западном направлении. Площадь занимаемая сооружениями составляет 140 га. На ситуационный план по состоянию на 2014 год нанесены участки земли под ИЖС, часть которых попадает в санитарно-защитную зону. Разрешения на строительство жилых домов на этих участках администрацией Пермского района не выдавались. Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения. В пояснительной записке к нему указывается, что к зонам с особыми условиями использования относятся санитарно-защитные зоны, в границах которых устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности. На Генеральный план нанесены санитарно-защитные зоны двух промплощадок, принадлежащих ООО «Новогор-Прикамье». Нормативная санитарно-защитная зона устанавливается в размере 500 метров от территории илонакопителя, от территории основной площадки в размере 1000 метров. Для биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новогор-Прикамье» предлагается установить следующую санитарно-защитную зону для основной площадки биологических очистных сооружений - 1000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях от территории площадки; 950 метров в северо-восточном направлении; 740 м. в южном направлении; для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях от его территории (т.1 л.д. 109-112).

В санитарно-эпидемиологическом заключении от 19.01.2015, составленного по результатам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 23.12.2014 приведен анализ полученных показателей и ориентировочный размер СЗЗ для основной площадки БОС и для илонакопителя (т.1 л.д.113-117)

Согласно экспертному заключению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 289 от 23.06.2015, проект установленной санитарно-защитной зоны для биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки», СанПин 2.1.6.1.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», Р.2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» (л.д. 118-125).

В предварительном заключении Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 02.07.2015 указано, что обоснована возможность принятия для промплощадок биологических очистных сооружений и илонакопителя ООО «Новогор-Прикамье» санитарно-защитной зоны следующих размеров: для основной площадки биологических очистных сооружений: с северо-востока - 950 м., с юга - 740 м., с севера, северо-запада, запада, юго-запада, юго-востока, востока - 1000 м. от площадки биологических очистных сооружений, огибая все выступы территории (л.д. 126-128).

Из текста заключения следует, что на основании результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, оценки риска для здоровья населения, данных натурных измерений, оценки градостроительной ситуации обоснована возможность принятия для промплощадок биологических очистных сооружений следующих санитарно-защитных зон: для основной площадки биологических очистных сооружений - 1000 м. от площадки биологических очистных сооружений в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном западном, северо-западном направлениях; 950 м. в северо-восточном направлении; 740 м. в южном направлении; для илонакопителя - 500 м. во всех направлениях.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических и очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми» от 04.08.2016 № 117 для имущественного комплекса биологических и очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми, от границы земельного участка с кадастровым номером **:130 установлена санитарно-защитная зона следующего размера: для основной площадки биологических очистных сооружений – 1 000 метров в северном, восточном, юго-восточном, юго-западном, западном, северо-западном направлениях; 950 метров в северо-восточном направлении; 740 метров в южном направлении; для илонакопителя - 500 метров во всех направлениях (л.д. 32-33).

Тарасов А.Н. с 17.06.2009 является собственником земельного участка площадью 210 000 кв.м., с кадастровым номером **:217, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства (л.д. 13-24).

05.10.2021 Тарасов А.Н. обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером **:217, просил исключить указанный земельный участок из санитарно-защитной зоны (л.д. 48-49).

Управление Росреестра по Пермскому краю уведомило заявителя об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером **:217 в связи с тем, что зона установлена Постановлением «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для имущественного комплекса биологических очистных сооружений г. Перми ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», расположенного на территории г. Перми», что следует из уведомления № КУВД-001/2021-41667710/1 от 08.10.2021 (л.д. 50).

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером **:217 полностью расположен в санитарно-защитной зоне с реестровым номером № **.

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района от 22.04.2021 на обращение Тарасова А.Н. об отображении в проекте внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермский муниципальный район Пермского края санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми следует, что зона с особыми условиями использования территории с учетным номером 59:32-6.166 – санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми, внесена в ЕГРН 24.11.2016 на основании п. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по заявлению ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» с приложением описания местоположения зоны с особыми условиями использования территории санитарно-защитной зоны имущественного комплекса Биологических очистных сооружений г. Перми (л.д. 34).

Решением Пермского краевого суда от 09.10.2019 в рамках административного судопроизводства отказано в удовлетворении требований о признании недействующим решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 №29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.056.2016 №157) и решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 №53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения» (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 №158, от 22.12.2016 №181, от 23.03.2017 №212) в части установления санитарно-защитной зоны для предприятия ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», промышленный объект (комплекс биологических очистных сооружений, расположенного на территории Култаевского сельского поселения.

Также предметом судебных разбирательств в рамках общеискового производства являлись требования о взыскании убытков, возникших в связи с наличием обременения в использовании земельного участка, а также требования о признании обременения недействительным. Оснований для вывода об обоснованности исков судами не установлено.

В заключении ООО «ПермГеоПром» от 15.07.2021 специалистом сделан вывод о том, что построение контура санитарно-защитной зоны в соответствии с расстояниями, отраженными в постановлении, по отношению к земельному участку с кадастровым номером 59:32:3250002:130 позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый земельный участок не может находиться в границах СЗЗ.

В ответе Роспотребнадзора приведены нормативы установления санитарно-защитной зоны от границы земельного участка с кадастровым номером 59:32:3250002:130 (т. 2 л.д.41,42).

Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Данный вывод судебная коллегия основывает на том, что согласно п.п.3-4, 6 ст.61 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Частью третьей статьи 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что части 3 и 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" обеспечивают учет законных интересов правообладателей объектов недвижимости, в том числе собственников земельных участков, создают необходимые гарантии законности и стабильности оборота земли, судебной защиты его участников, а также способствуют ведению имеющего публичный характер Единого государственного реестра недвижимости на основе принципов непротиворечивости и достоверности содержащихся в нем сведений (определения от 23 июля 2020 года N 1801-О и от 25 ноября 2020 года N 2765-О).

Статьей 56 Земельного кодекса РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

В статье 104 Земельного кодекса РФ в настоящее время отражено, что зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в также целях защиты жизни и здоровья граждан; охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 106 Земельного кодекса РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.

Статьей 107 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории. Изменение видов разрешенного использования указанных в пункте 2 настоящей статьи земельных участков, иных объектов недвижимости допускается только с учетом ограничений прав на использование земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Пунктами 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разработаны Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (абз. 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м.

Вместе с тем, проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (абз. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования (абз. 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (абз. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подп. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пп. 4, 5 ч. 7 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции, с применением положений ст. 304 Гражданского кодекса РФ и пунктов 45,47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» обоснованно обращено внимание, что ввод технологического комплекса «Биологические очистные сооружения», находящегося в настоящее время в распоряжении ООО «Новогор-Прикамье», начался в 1967 году. Технологический комплекс биологических очистных сооружений относится в 1 классу опасности. В период строительства комплекса биологических очистных сооружений и ввода его в эксплуатацию действовали СН 245-63 от 05.06.1963, СН 245-71 от 05.11.1971 № 179. По всем указанным нормам и правилам для объектов 1 класса опасности устанавливался размер санитарно-защитной зоны шириной 1 000 метров от источника воздействия, который предусмотрен и действующим в настоящее время СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 3.4 которого закрепил, что в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.

Таким образом, установление санитарно-защитной зоны с учетом расположения всего комплекса биологических очистных сооружений и илонакопителя ООО «Новогор-Прикамье», при наличии проекта и санитарно-эпидемиологических заключений, подготовленных на основании данных лабораторных исследований, внесение сведений о санитарно-защитной зоне в сведения Единого государственного реестра недвижимости, не являются реестровой ошибкой, в том смысле какой придает этому ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Вопрос об оспаривании установления санитарно-защитной зоны, обоснованности её установления, либо о наличии оснований для корректировки сведений о санитарно-защитной зоне не может являться предметом настоящего судебного разбирательства с учетом оснований и предмета заявленных требований.

В рамках рассмотрения вопроса о наличии реестровой ошибки, судом обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы для определения правильности установления санитарно-защитной зоны, поскольку в силу ч.2 ст. 56 и ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд наделен полномочиями определять какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также оценивает относимость и допустимость доказательств.

На основании приведенного анализа норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не состоятельны, основаны на ином толковании норм материального права, которое привело к ошибочному мнению истца о наличии в сведениях Единого государственного реестра недвижимости ошибки, подлежащей исправлению в судебном порядке. Решение суда первой инстанции нормам материального права на противоречит, постановлено с соблюдением требований процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 31 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарасова Андрея Николаевича – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 14.09.2022

33-8193/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тарасов Андрей Николаевич
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
ООО Новая городская инфраструктура Прикамья
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Горбунов Юрий Васильевич
МКУ Управление стратегического развития Пермского района
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Братчикова Мария Петровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.07.2022Передача дела судье
07.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2022Передано в экспедицию
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее