66RS0051-01-2024-000184-75
Дело №33-18465/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Г. Екатеринбурга 30.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Редозубовой Т.Л., Хрущевой О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Серовским районным судом Свердловской области гражданское дело по иску Кропотиной Марины Михайловны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о сохранении продолжительности трудового стажа, перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе истца на решение Серовского районного суда Свердловской области от 29.05.2024 года.
Заслушав доклад судьи Хрущевой О.В. объяснения истца, судебная коллегия
установила:
Кропотина М.М. обратилась в Серовский районный суд Свердловской области с указанным иском. В обоснование требований указала, что <дата> ей была назначена пенсия по старости досрочно в возрасте 50 лет. Трудовая деятельность началась <дата> и продолжалась без перерыва до назначения пенсии по старости. В период с 1980 года по 1983 года истец обучалась в высшем учебном заведении (УПИ им. Кирова С.М.), который не был учтен при расчете пенсии. Просит обязать ответчика включить в трудовой стаж период обучения, пересчитать стажевый коэффициент, увеличить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии на 6% за каждый год из 11 лет, пересчитать страховую часть трудовой пенсии.
24 мая 2024 года Кропотина М.М. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика сохранить продолжительность трудового стажа на <дата> в размере 24 полных лет для начисления пенсии по п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 года.
Решением Серовского районного суда Свердловской области от 29.05.2024 года в удовлетворении исковых требований Кропотиной М.М. отказано.
Не согласившись с решением, истец подала на него апелляционную жалобу, в которой указала, что при назначении ей пенсии оценка её пенсионных прав производилась по п.3 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом из её страхового стажа исключены периоды обучения с 1980 по 1983 год в высшем учебном заведении, которые были включены в трудовой стаж в соответствии с подп. «и» п. 109 Постановления Совета Министров СССР №590 от 03.08.1972, поскольку этим периодам предшествовала деятельность в качестве рабочего или служащего. Право на включение периода обучения, которым предшествовала трудовая деятельность, приобретено в 1993 году в соответствии с действующим на тот период времени законодательством. При включении периодов обучения, которым предшествовала трудовая деятельность, её трудовой стаж составит полных 24 года, в настоящее время расчет пенсии сделан исходя из 21 года стажа, что значительно повлияет на размер пенсии. Полагает, что доводы ответчика о том, что периоды обучения включаются в трудовой стаж при исчислении пенсии по п. 4 ст. 30 ФЗ №173-ФЗ являются несостоятельными, так как у нее периоды обучения не как указано в п. 4 ст. 30, а «периоды обучения, которым предшествовала трудовая деятельность.». Также указала, что при назначении пенсии её стажевой коэффициент принят 0,56 за 21 год стажа до 01.01.2002 (0,55 за 20 лет и 0,01 за каждый последующий год). Вместе с тем, п.3 ст. 30 определен иной способ подсчета стажевого коэффициента для лиц, имеющих стаж работы для назначения пенсии досрочно: 0,55 – за стаж, дающий право на назначение пенсии по старости (в её случае с учетом периодов обучения: 24 года – 10 лет +14 лет). То есть стажевой коэффициент должен составлять 0, 55 Х 0,01х14=0,69. Указанный довод судом не рассматривался. Пенсия по старости была назначена досрочно в возрасте 50 лет с 01.01.2010. На момент назначения пенсии трудовой стаж с учетом периодов обучения составлял 32 года, на момент достижения 55 лет стаж составлял 36 лет. На основании п.17 ст. 14 ФЗ №173-ФЗ фиксированный размер страховой части трудовой пенсии должен быть увеличен за каждый полный год, превышающий 25 лет стажа для женщин, приобретенного на момент достижения 55 лет на 6% к 01.01.2015 году, то есть к моменту достижения ею 55 лет. Фиксированный базовый размер пенсии не был увеличен, в итоге не учитывается 11 лет стажа, приобретенного ею на момент достижения 55 лет. Указанный довод судом также не рассматривался. Указывает, что ее страховой стаж составляет 36 лет 11 месяцев 24 дня, что на 11 лет больше положенного, и каждый год сверхустановленного должен увеличивать фиксированный размер страховой части пенсии на 6%.
В заседании судебной коллегии истец доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом по электронной почте, а также публично путем размещения соответствующей информации о рассмотрении дела на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов").
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.
Заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Кропотина Марина Михайловна с 01 января 2010 года является получателем пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 271.2 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ за работу в особых условиях (Список №2) (далее ФЗ № 173).
Страховой стаж на день назначения пенсии составил 29 лет 6 месяцев 1 день. При расчете пенсионного капитала учтен стаж работы по состоянию на 01.01.2002, который составил 21 год 7 месяцев 2 дня.
При расчете пенсионного капитала в стаж не включен период обучения истца с 1980 по 1983 год в высшем учебном заведении (УПИ им. Кирова С.М.).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска Кропотиной М.М., суд первой инстанции, учитывая, что иск обоснован несогласием истца именно с размером назначенной ему пенсии, руководствуясь положениями ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N 173-ФЗ) и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о правильности произведенного отделением расчета размера пенсии истца, который произведен по наиболее выгодному для истца варианту, предусмотренному п. 3 ст. 30 названного Закона и не предусматривающему включение в общий трудовой стаж, учитываемый для определения расчетного размера трудовой пенсии, периодов учебы. Оснований же для осуществления перерасчета пенсии с применением формулы, предусмотренной п. 4 ст. 30 указанного Закона и позволяющей учитывать в общем трудовом стаже периоды учебы, не имеется, поскольку такой перерасчет повлечет уменьшение размера назначенной истцу пенсии, т.е. ухудшит его положение, к тому же с соответствующим заявлением, из которого бы прямо следовало волеизъявление истца на перерасчет пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, истец в Управление не обращался.
Судебная коллегия не находит оснований не соглашаться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорных правоотношения, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
Истец настаивает на включении спорных периодов учебы в общий трудовой стаж именно для расчета размера пенсии, однако данное требование не основано на законе.
В силу ч. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона Закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Размеры страховых пенсий, в том числе, страховой пенсии по старости, определяются ст. 15 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Так, согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК x СПК,
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Часть 10 статьи 15 Закона N 400-ФЗ устанавливает формулу для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, согласно которой одним из показателей, используемых для расчета, является размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Закона N 173-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно п. 1 ст. 29.1 Закона N 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, действовавшего до 01 января 1992 года, предусматривал возможность включения периодов обучения в училищах системы профессионально-технического образования в общий стаж работы, а при определенных условиях также засчитывались и в льготный стаж. При этом, в силу абз. 13 пункта 109 названного Положения включение в стаж периода обучения в высшем учебном заведении предусмотрено подпунктом "и" пункта 109 данного Положения только при условии, если периоду обучения в ВУЗе предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к"
Включение в общий трудовой стаж периодов подготовки к профессиональной деятельности было предусмотрено и статьей 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 01 января 1992 года до 01 января 2002 года. Между тем указанные нормы не могут применяться произвольно.
Как верно указано судом первой инстанции, пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено два варианта оценки (конвертации) пенсионных прав.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Формулы расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные как пунктом 3, так и пунктом 4 статьи 30, включают в себя такой показатель как стажевый коэффициент, величина которого зависит от продолжительности общего трудового стажа.
В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.
Так, пункт 3 статьи 30 Закона N 173-ФЗ не предусматривает учета в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).
При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж подлежат включению периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
При этом пунктом 4 статьи 30 названного Федерального закона предусмотрено право включения в трудовой стаж периода обучения в высшем учебном заведении, но указанным пунктом также предусмотрен самостоятельный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 01 января 2002 года, соответствующий Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему на момент введения нового правового регулирования. Пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает календарный порядок исчисления общего трудового стажа, при этом расчетный размер пенсии не подлежит ограничению. В то же время пунктом 4 статьи 30 названного закона предусмотрена возможность исчисления общего трудового стажа с зачетом в него периодов обучения, но при этом размер пенсии ограничивается определенной суммой.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что размер пенсии истца, исчисленный по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2024 составит 23980, 60 руб., что превышает размер пенсии, исчисленный по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который на 01.01.204 составит 19297, 91 руб. (л.д. 64-65). Поскольку одновременное применение положений пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрено, примененный ответчиком подход к исчислению продолжительности общего трудового стажа истца в целях его конвертации по состоянию на 01 января 2002 года по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" без учета периода обучения обоснованно признан судом верным, не нарушающим прав истца, данный вариант является наиболее выгодным для истца.
Возможности смешения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, действующее пенсионное законодательство не предусматривает. Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте (в частности, периодов учебы), невозможно и противоречит закону.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что из двух возможных вариантов оценки пенсионных прав истца по состоянию на 01 января 2002 года в целях определения ИПК (один из необходимых показателей формулы расчета размера страховой пенсии по старости) наиболее выгодным для истца является вариант, предусмотренный п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, ввиду установленного данной нормой ограничения составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный по п. 3 ст. 30 названного Закона. Соответственно, включение в общий трудовой стаж (с целью расчета размера пенсии) спорных периодов учебы истца повлечет уменьшение размера его пенсии.
Таким образом, поскольку требование о включении спорных периодов учебы заявлено истцом исключительно с целью последующего перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости, в то время как произведенный Управлением в отношении истца расчет пенсии является правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку расчетный размер трудовой пенсии истца при оценке его пенсионных прав определен Управлением по наиболее выгодному варианту, в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона N 173-ФЗ, оснований для удовлетворения иска в указанной части у суда первой инстанции не имелось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о перерасчете размера пенсии, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения, указав, что положения пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применению не подлежат.
В обоснование доводов жалобы истец указывает, что право на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости возникло у неё по достижении 55-ти лет). Поскольку Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" начал действовать с 01 января 2015 года, он не имеет никакого отношения к раннее возникшему у истца праву на перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости согласно Федеральному закону N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Пункт 17 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на момент возникновения у неё права на перерасчет действовал.
Судебная коллегия находит указанные доводы истца несостоятельными.
В соответствии с пунктом 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, увеличивается на 6 процентов.
Однако данные законоположения в соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ вступали в силу с 1 января 2015 года, и поэтому при назначении и определении размера трудовых пенсий до указанной даты фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливался без учета продолжительности страхового стажа, имеющегося у гражданина на момент назначения пенсии (день достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Таким образом, положения пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.
Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статья 17 которого устанавливает основания повышения фиксированной выплаты, при этом положениями указанной статьи не предусмотрено повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 года N 217-О "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" закрепляя новый порядок исчисления обязательного страхового обеспечения, в целях сохранения ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц законодатель при определении размера страховой пенсии по старости предусмотрел возможность учета периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до 1 января 2015 года, исходя из исчисленного по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размера страховой части трудовой пенсии по старости (без ее фиксированного базового размера страховой части и накопительной части) и коэффициентов, предусмотренных для иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, а также увеличил размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по сравнению с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии, закреплявшимся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (части 10 и 12 статьи 15 и статья 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Для пенсионеров, получавших на 31 декабря 2014 года трудовые пенсии по старости, в статье 34 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен особый порядок перерасчета их пенсий, который позволяет определять величину их индивидуального пенсионного коэффициента, необходимого для исчисления им страховой пенсии, исходя из размера установленной им ранее пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии); а если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии) не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (1 января 2015 года) размера страховой пенсии трудовой части пенсии (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии), пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.
Следовательно, лицам, получавшим трудовую пенсию по старости, с 1 января 2015 года в результате перерасчета устанавливались страховая пенсия и в размерах, предусмотренных статьями 16 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", фиксированная выплата к ней.
Именно в связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Таким образом, оспариваемые нормы в системе действующего законодательства являются элементами механизма, который при изменении условий и порядка пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования гарантирует разумную стабильность правового регулирования и реализацию пенсионных прав застрахованных лиц, а потому не могут расцениваться как противоречащие конституционным предписаниям.
Исходя из этого, нормы пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав истца не применяются.
Одним из показателей, влияющих на размер пенсии, является стажевый коэффициент, который согласно указанной правовой норме, для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 указанного Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 указанного Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.
Как следует из положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", для лиц, приобретших пенсионные права до вступления закона в силу, предусмотрен порядок оценки пенсионных прав путем конвертации и преобразования в расчетный пенсионный капитал.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле: РП = СК x ЗР/ЗП x СЗП, в которой расчетный размер трудовой пенсии - РП и стажевый коэффициент - СК для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 173-ФЗ), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,2.
Следовательно конвертация пенсионных прав может быть произведена из общего либо специального стажа, во втором случае конвертация возможна при выполнении условий о наличии по состоянию на 1 января 2002 специального стажа и общего стажа продолжительностью, установленной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (по Списку N 2 - не менее 10 и 20 лет соответственно), а если по состоянию на 1 января 2002 года продолжительность стажа, установленного пунктом 1 статьи 27 закона менее необходимой для досрочного назначения пенсии, конвертация пенсионных прав производится из общего стажа.
Пунктом 9 статьи 30 ФЗ-173 "О трудовых пенсиях" предусмотрено, что конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи с применением вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, приведенных в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 ФЗ-173).
Следовательно для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал исходя из специального стажа по Списку N 2 необходимо наличие у застрахованного лица на 1 января 2002 года совокупности предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 условий - достижение возраста 50 лет, страховой стаж не менее 20 лет, стаж на соответствующих видах работ не менее 10 лет, однако, истец не имела необходимой продолжительности общего трудового стажа 20 лет, на дату 1 января 2002 года общий трудовой стаж составил 05 лет 00 месяц 00 дней, что не позволяло при расчете стажевого коэффициента применить абзац 6 пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
Также судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о неверном расчете фиксированного размера страховой части страховой пенсии.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия исходит из следующего.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с указанным Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно ч. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом.
При назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости: (в том числе досрочно) при определении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты, установленный в соответствии с ч. 5 ст. 16 указанного Федерального закона.
Коэффициент повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяется, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (в том числе досрочно), но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее назначения и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 01.01.2015 до дня ее восстановления либо назначения указанной пенсии вновь (ч. 5 ст. 16).
Установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом продолжительности страхового стажа предусматривалось п. 17 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В норме закона было указано, что устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 - 28 указанного Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 01.01.2015, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 17 - 19 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производилось с 01.01.2015, исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечислены основания повышения фиксированной выплаты, но в их числе повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, суд первой инстанции правильно применил к отношениям сторон положения Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пришел к обоснованному выводу о том, что при назначении и перерасчетах пенсии ответчиком права истца не нарушены, оснований для произведения перерасчета пенсии не имеется.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора, нуждались в проверке и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серовского районного суда Свердловской области от 29.05.2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В.Кокшаров
Судьи Т.Л.Редозубова
О.В. Хрущева