Дело №а-100/2019
ЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2019 г. г. Махачкала
Судья Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., при секретаре судебного заседания Магомаевой Р.У.,
с участием представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности Курбаналиева Ю.М., представителя административного истца ФИО1 – ФИО10 (доверенность на л.д.9),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Махачкале административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице представителя ФИО10 обратился в Верховный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о восстановлении срока для обращения в суд, установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727, площадью 2000 кв.м., относящейся к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для торгово-коммерческой деятельности, расположенного по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, а/д Хасавюрт-Дылым. Просит обязать ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости указанного земельного участка рыночную стоимость в размере 5456400 рублей.
В обоснование иска ссылаетсяся на то, что указанный земельный участок принадлежащий ФИО1 на праве собственности, он поставлен на государственный кадастровый учет <дата>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727 определена по состоянию на <дата> и установлена в размере 11568120 руб.
Кадастровая стоимость установлена в целях налогообложения, является завышенной, не соответствующей его рыночной стоимости, поэтому нарушаются права и интересы истца
Согласно представленного отчета оценщика ФИО5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727 составляет 5456400 руб.
Представитель административного истца ФИО10 обратился к суду с заявлением об отказе от исковых требований в части обязания Управление Росреестра по РД внести изменения в ЕГРН, с последствиями отказа по ст.221 КАС РФ он ознакомлен, в остальной части исковое заявление поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан ФИО6 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец ФИО1, Управление Росреестра по РД, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», администрация <адрес>, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, поэтому административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований представителя административного истца ФИО1 – ФИО10
Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:41:000224:727, площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, а/д Хасавюрт-Дылым.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации, данных в постановлении от <дата> N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» (п.8), «согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен».
Согласно объяснениям представителя Правительства Республики Дагестан ФИО6, кадастровая оценка спорного земельного участка, установленная на <дата>, вновь не устанавливалась, поэтому срок для обращения в суд административному истцу ФИО1 подлежит восстановлению.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <дата> следует, что в отношении принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727 установлена кадастровая стоимость в размере -11568120 руб.
Основаниемвнесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> № «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Представитель ФИО1 – ФИО10 по этому основанию обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела, принадлежащий ФИО1 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <дата>, однако датой определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости – <дата>.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом помимо правоустанавливающих документов на земельный участок представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от <дата>, составленный оценщиком ФИО5, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727 составляет 5456400 руб.
При исследовании отчета оценщика возникли сомнения в его объективности и достоверности, соответствии отчета требованиям ФСО и закону «Об оценочной деятельности» в части подбора аналогов исследуемому земельному участку, их месторасположению, характеристикам аналогов- участков, поправочным коэффициентам, в связи с чем отчет оценщика судом не признается допустимым доказательством.
Для выяснения вопроса о рыночной стоимости земельного участка определением суда от <дата> по ходатайству представителя Правительства Республики Дагестан ФИО6 назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» (л.д.91-93).
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО «Дагестанский центр независимой экспертизы» ФИО7 № от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727, расположенного по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, а/д Хасавюрт-Дылым, составляет 5440872,0 руб. по состоянию на <дата>.
Представитель Правительства Республики Дагестан ФИО6 заявил ходатайство о назначении дополнительной экспертизы ссылаясь на то, что заключение эксперта ФИО7 не мотивировано, составлено с нарушением требований закона об оценочной деятельности, месторасположение объектов-аналогов не указано, квалификация эксперта не подтверждена.
Для выяснения вопроса о рыночной стоимости земельного участка определением суда от <дата> назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО АК «Цестрис-Аудит» (л.д.116-118).
В соответствии с заключением судебного эксперта ООО АК «Цестрис-Аудит» ФИО8 №/Э от <дата>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727, расположенного по адресу: Республики Дагестан, <адрес>, а/д Хасавюрт-Дылым составляет 5620 220 (пять миллионов шестьсот двадцать тысяч двести двадцать) руб. по состоянию на <дата>
Исследованием указанного заключения установлено, что для определения рыночной стоимости оцениваемого земельного участка был использован сравнительный подход, при котором по трем подобранным аналогам, наиболее соответствующих исследуемому земельному участку, с применением соответствующих корректировок и по состоянию на дату определения кадастровой стоимости – на <дата>, установлена рыночная стоимость исследуемого земельного участка в размере 5620 220 (пять миллионов шестьсот двадцать тысяч двести двадцать) руб.
Представитель Правительства Республики Дагестан ФИО6 ходатайство о назначении дополнительной экспертизы не заявил.
Оценивая заключение эксперта ФИО8 по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к выводу, что выводы эксперта ФИО8 являются обоснованными и достоверными, в связи с чем, заключение эксперта является допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 05:41:000224:727 по состоянию на <дата> в размере 5620 220 (пять миллионов шестьсот двадцать тысяч двести двадцать) руб.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Однако доказательств, опровергающих выводы заключения эксперта ФИО8 от <дата>, административным истцом и административным ответчиком в суд не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизы не заявлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления представителя ФИО1 – ФИО10 об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ФИО1 земельного участка в размере, установленном заключением судебного эксперта от <дата>.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб., подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, т.е. с Правительства Республики Дагестан.
Руководитель ООО АК «Цестрис-Аудит» ФИО9-Н. обратился с заявлением об оплате расходов на проведение судебной экспертизы в сумме 37 000 (тридцать семь тысяч) руб., приложив счет на оплату денежных средств.
В соответствии с положениями статьи 109 ГПК РФ указанные расходы подлежат взысканию с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО АК «Цестрис-Аудит».
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Верховного суда Республики Дагестан
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Восстановить административному истцу ФИО2 срок для обращения в суд как пропущенный по уважительной причине.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО2 с кадастровым номером 05:41:000224:727, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: Республики Дагестан, <адрес> а/д Хасавюрт-Дылым в размере 5620 220 рублей (пять миллионов шестьсот двадцать тысяч двести двадцать рублей) по состоянию на <дата>.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО АК «Цестрис-Аудит», расположенного в г. Махачкале, <адрес>, расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 37 000 (тридцать семь тысяч) руб.
Решение суда в части взыскания судебных расходов на оплату государственной пошлины и на проведение судебной экспертизы подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Дагестан.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Гомленко Н.К.