Решение по делу № 2-431/2023 (2-6330/2022;) от 27.10.2022

Дело № 2-431/2023

УИД 75RS0001-02-2022-008705-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2023 года                         г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, 4

    Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Иванец С.В.,

при секретаре судебного заседания Смолиной Ю.Э.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к действиям,

установил:

    ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд, просили обязать администрацию городского округа предоставить им жилое помещение согласно учетной норме 14 кв. м. на человека, не менее 42 кв. м., в соответствии с санитарными нормами и требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Свои требования мотивируют следующим. Они проживают по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ на основании договора на передачу квартир в собственность граждан, названное жилое помещение принадлежит ФИО2 на праве собственности. Дом является 1965 года постройки, каркасно-засыпным, без фундамента, стены наполнены опилками и шлаком. Жилое помещение являлось временным для проживания. В 1988 году по данным инвентарного дела, процент износа дома составлял 57%. Стены дома зимой промерзают, в сильные морозы появляется изморозь. На основании распоряжения администрации городского округа «Город Чита» -р от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Их семья стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1977 года. По информации администрации <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в общем списке – 94. На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ их семья включена во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и от ДД.ММ.ГГГГ признана малоимущей с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В настоящее время в программу по расселению дом не включен. Однако проживание в нем несет в себе угрозу жизни и здоровью. Иных жилых помещений переселения они в собственности не имеют.

     Истец ФИО1 просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

    Представитель ответчика ФИО6, действуя по доверенности, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила возражения в котором также указала, что <адрес> в <адрес> не включен в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

    Третьи лица – администрация Ингодинского административного района городского округа «Город Чита», комитет по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита», извещались о месте и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В силу ч. 3 названной статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На основании положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Порядок и основания признания непригодным, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции жилого дома, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

Согласно п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 на праве собственности принадлежит <адрес> по адресу:                     <адрес>.

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением руководителя администрации квартиры <адрес> в <адрес> признаны непригодными для проживания.

Как следует из ответа администрации Ингодинского административного района городского округа «Город Чита» № И-2409 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ФИО2, ФИО3 признана малоимущими и включены во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер очереди – 94.

В силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.

Положения статьи 57 ЖК Российской Федерации к правоотношениям, связанным с осуществлением прав собственников жилых помещений, признанных не пригодными для постоянного проживания, применяются с учетом специальных норм раздела II ЖК Российской Федерации.

Истцы не являются нанимателем жилого помещения, <адрес> принадлежит ФИО2 на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ч. 6 указанной статьи возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).

В ч. 9 названной статьи указано, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Согласно пп. "г" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.

В соответствии с п. 22 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Таким образом, из содержания положений жилищного законодательства следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Доказательств тому, что ответчику предоставлялось право выбора: снос аварийного дома, выкуп принадлежащей истцу на праве собственности квартиры или получение взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости, стороной истца не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, при этом суд также учитывает, что в разделе II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ 29.04.2014 г. указано, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, только если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Судом установлено, что <адрес>, расположенный по адресу:                 <адрес> не включен в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы.

В силу изложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к действиям - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня оглашения в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Решение изготовлено 17.02.2023.

Судья                               С.В. Иванец

2-431/2023 (2-6330/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожемякина Ольга Владимировна
Кожемякина Нина Григорьевна
Кожемякин Валерий Федорович
Ответчики
администрации городского округа «Город Чита»
Другие
Администрация Ингодинского района ГО Чита
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита"
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Иванец Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
27.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2022Передача материалов судье
31.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2022Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее